Джампал ПунцогСтраница 1 Драгоценное собрание
тантрийской этикиСодержание (ПРИЛОЖЕНИЯ)
1. Структура личности в буддизме. Пять скандх Приложение 1
2. Обеты генина (буддиста-мирянина)
3. Базовая нравственность. Десять неблагих деяний
4. Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступков
5. Обеты-обязательства в крия тантре
6. Обеты-обязательства чарья тантры
7. Обеты-обязательства йога тантры
Структура личности в буддизме.
Пять скандхВ буддийской традиции структура человеческой психики, структура личности описывается пятью скандхами.
1. Рупа-скандха – “форма”, группа чувственного, включает в себя “органы чувств, объекты чувств, их взаимосвязи и психологические следствия”[1]. Согласно объяснению Ч.Трунгпы[2], на этом уровне находятся восемь типов сознания. Трансформируется в Мудрость Великого Зеркала. Это означает полностью утихомиренное сознание, в котором формы всех вещей потенциально присутствуют и распознаются как шуньята. Будда Акшобья.2. Ведана-скандха - группа ощущений, реакции, возникающие на основе чувственных впечатлений и эмоций внутреннего происхождения. Это приятное и неприятное, радость и печаль, удовольствие и боль. Трансформируется в Мудрость Равностности, понимаемую как расширение ощущений на весь универсум, ощущение равенства и единства всего живого. Будда Ратнасамбхава.3. Самджня-скандха – “восприятие”, группа распознавания и представления. Трансформируется в Различающую Мудрость, которая “учит нас [видеть и] уважать различия и уникальность каждого индивидуума и каждой ситуации, в которой мы оказываемся”[3]. Будда Амитабха.4. Самскара-скандха - группа формирующих сил, ментальных активностей, кармические следствия, вызванные сознательным волепроявлением. Трансформируется в Мудрость Всесовершения. Имеется ввиду спонтанная деятельность, не обусловленная эго, т.е. свободная от кармы. Будда Амогасиддхи.5. Виджняна-скандха - группа элементов сознания, объединяющих и координирующих функции предыдущих скандх. Трансформируется в Мудрость Сферы Дхармы, осознание Дхармы, универсального закона функционирования. Будда Вайрочана.Приложение 2
Обеты генина (буддиста-мирянина)Приложение 3 1. Воздержание от причинения вреда живым существам. 2. Воздержание от лжи.
3. Воздержание от прелюбодеяния.
4. Воздержание от воровства.
5. Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.
Базовая нравственность.
Десять неблагих деянийВ понятие базовой нравственности входит отказ от совершения десяти неблагих деяний тела, речи и ума. Эти десять таковы.
Приложение 4
- Убийство - убийство, побуждение или соучастие в убийстве живого существа.
- Воровство - отнятие чужого силой или тайно, равно как ради своей или чужой пользы.
- Прелюбодеяние - соитие с неподходящими людьми, неподходящим образом, в неподходящее время, в неподходящем месте.
- Ложь - изменение смысла, представления.
- Злословие - правдивые или неправдивые слова с целью поссорить.
- Грубые слова - неприятные слова в состоянии озлобленности по поводу недостатков происхождения, тела или поведения.
- Пустословие - бессмысленные слова, разговоры о правительстве, министрах, прочие мирские разговоры, рассказы о веселых похождениях и т.д.
- Алчность - желание сделать чужое своим, привязанность к собственному достоянию, желание накапливать имущество.
- Злонамеренность - мысленное исполнение желаний убить или причинить иной вред.
- Ложное воззрение - отрицание существующей реальности и ее законов, например закона кармы.
Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступковВосемнадцать коренных падений
Для того чтобы коренное падение (кроме 9-го и 18-го, которые достаточны сами по себе) полностью совершилось, требуются четыре связующих фактора:
- Хвалить себя или принижать других, уповая на подарки и почести [1].
- По скупости не оказать материальной помощи страдающему и беззащитному или отказаться учить его Дхарме.
- Не принять от своего обидчика искреннего извинения, затаить на него злобу.
- Отказаться от Великой Колесницы, [говоря, что тексты Махаяны не являются Словом Будды,] или проповедовать всего лишь подобие Дхармы.
- Присвоить имущество Трех Драгоценностей.
- Отказаться от священной Дхармы, [говоря, что священные тексты Трех Колесниц не являются Словом Будды].
- [Разгневавшись,] отнять у монаха одежду [, избить его, лишить свободы или заставить отказаться от монашества, (даже если он заслуживает этого: например, безнравственен)].
- Совершить [какое-нибудь из пяти] преступлений неотложного возмездия:
- убийство отца;
- убийство матери;
- убийство архата;
- внесение раскола в сангху;
- умышленное ранение Будды.- Придерживаться ложных взглядов, [противоречащих Учению Будды, - таких, как отрицание Трех Драгоценностей, закона причины-следствия и т.п.].
- Разрушить [огнем, загрязнением или черной магией город] или другое населенное место.
- Учить о пустоте неготовых к ее пониманию.
- Отговаривать [других] от вступления в Махаяну, [т.е. от стремления к Пробуждению ради других и подбадривать их стремиться лишь к собственному Освобождению].
- [Побуждать других полностью] отказаться от своих обетов Индивидуального освобождения (Пратимокши) [и стать Махаянистами].
- Принижать колесницу шравак: [самому верить и других убеждать, что хинаянисты не избавляются от привязанности и прочих клеш].
- Лгать о своих сверхмирских достижениях, [о прямом постижении пустоты и прочих].
- Брать подарки, которые были предназначены Трем Драгоценностям.
- Передать подношения, предназначенные созерцателям, всего лишь чтецам текстов или учредить плохие правила дисциплины [вносящие в духовную общину дисгармонию].
- Отказаться от Вдохновенной [и Практической] бодхичитты.
- Не признавать свой поступок скверным или, признав его нарушением обета, не обращать на это внимания.
- Сохранять намерение повторить проступок.
- Испытывать от него радость.
- Не ощущать стыда или сожаления из-за содеянного.
Сорок шесть дополнительных проступков Проступки, препятствующие парамитам даяния и нравственности:
Проступки, препятствующие нравственности соблюдения дисциплины:
- Не совершать [каждый день] подношений Трем Драгоценностям [телом, речью и умом].
- Лелеять корыстные помыслы [об обретениях и почестях].
- Не уважать старших, [принявших обет Бодхисаттвы раньше тебя].
- Не отвечать на [искренние] вопросы, [на которые способен ответить].
- Не принять приглашений в гости [из-за гнева, гордыни или других отрицательных эмоций].
- Не принять денег, золота и прочих дорогостоящих подарков.
- Отказаться преподать Дхарму желающим.
- Отвергнуть злодеев и нарушивших нравственные обеты.
- Не соблюдать общих нравственных норм, укрепляющих в других веру.
- Ограничивать свои действия на благо живых существ: [строго соблюдать правила Винаи в таких ситуациях, когда их несоблюдение больше помогло бы другим].
- Из-за нехватки сострадания отказаться совершить, [чтобы помочь другим,] неблагие действия тела и речи, [когда обстоятельства требуют этого].
- Охотно принять в подарок вещи, полученные пятью недостойными [способами: лицемерием, намеками, лестью, принуждением или взяточничеством].
- Часто отвлекаться и сильно привязаться к веселью и подобному [или побуждать других к развлечениям без всякой полезной цели].
- [Верить и провозглашать, что последователи Махаяны должны] остаться в сансаре и не пытаться освободиться от клеш.
Обеты-обязательства в крия
тантре
В различных школах по разному определяют набор обетов-обязательств в крия тантре[1]. Например, в тексте “Полное собрание обетов”, приписываемом Ашвагхоше, говорится о тридцати коренных падениях, тантра Калачакры утверждает, что в каждом из четырех классов тантр присутствуют четырнадцать коренных падений. Пема Карпо говорит о соблюдении тридцати обязательств и избегании шестнадцати коренных падений. Однако в целом все сходятся на том, что незыблемой основой этики крия тантры являются четырнадцать обязательств согласно тексту“Общей тантры” и тридцать обязательств “Тантры Сусиддхи”, включающих в себя двенадцать предписаний и восемнадцать запрещений.
Четырнадцать обязательств
Обеты-обязательства чарья
тантры
В классе чарья тантры существует четырнадцать
обетов-обязательств. Согласно тантре Вайрочанаабхисамбодхи, являющейся одной из
основных тантр этого класса, практикующему предписывается следующее.
Обеты-обязательства йога
тантры
В йога тантре существует несколько систем обязательств и обетов[1]. Это обязательства пяти семейств будд, согласно объяснительным тантрам, обязательства пяти семейств будд и десять коренных падений, согласно основным тантрам и другие дополнительные обязательства.
Обязательства пяти семейств будд
согласно объяснительным тантрам
В обязательствах пяти семейств сформулированы четырнадцать предписаний и четырнадцать запрещений.
Четырнадцать предписаний
Четырнадцать запрещений
Первым набором обетов являются пять
обязательств по отношению к пяти семействам будд.
Вторым набором обетов являются следующие
десять коренных падений, перечисленные в тексте Парамадьятантры.