Тибетский массаж Ку Нье:

пособие для профессионалов

и домашнего применения

Доктор Нида Ченагцанг

Перевод с итальянского: Анна Розова

Москва, 2009

Составитель и редактор: А. Розова

























УДК 615 ББК58

Ву аггап§етеп1 шип Шегпагюпа! Асаёету иг ТгаёШопа! Т1Ье1ап МесНсте, Коте, На1у.

Публикуется по согласованию с Международной Академией тра­диционной тибетской медицины, Рим, Италия.

Ченагцанг Нида.

Тибетский массаж Ку Нье: пособие для профессионалов и до­машнего применения/ Перевод с итальянского: А. Розова М: Ганга/Сватан, 2009 224 с.

Эта книга - практическое пособие с иллюстрациями по уникальной мето­дике тибетского массажа Ку Нье, собранного ректором Академии Тради­ционной Тибетской Медицины доктором Нидой Ченагцанг из многочис­ленных и разрозненных тибетских источников. После прочтения книги у вас появится возможность помогать себе и близким. Массаж Ку Нье легко снимает стресс и боли, избавляет от недомоганий и омолаживает.

978-5-98882-083-3

© ^^. №ёа Спепа§1§ап§, 2007 © А. Розова, 2008 © Ганга, 2009












Юток Ионтен Гонпо






Предисловие автора методики

Ку Нье - это комплексная терапия, которая приносит пользу как больным, так и здоровым. Массаж излечивает от многих заболева­ний, оказывает профилактический эффект и уравновешивает энер­гии тела. Конечно, очень хорошо, когда массаж проводит квалифи­цированный врач. Но, для того, чтобы сохранить и поддержать здо­ровье, массаж могут делать все, даже ваши родственники и друзья. Я мечтаю о том, что в будущем массаж будут изучать в школах.

Тибетский массаж это комплекс процедур с многовековой исто­рией. По-тибетски он называется Ку Нье (bskи тпуе) и включен в систему обучения тибетской традиционной медицины.

Первая часть массажа Ку включает в себя массаж-растирание с нанесением натуральных масел и мазей, техники движения суста­вов и прогревания. Вторая часть или Нье - это более привычный на Западе массаж, такой как разминания, постукивания, надавли­вания по коже, мышцам, точкам и каналам.

Кто может делать массаж Ку Нье?

Хорошо, чтобы в нашем обществе все люди знали, как помочь друг другу с помощью таких простых методик, как массаж. И в каждой семье хотя бы кто-то один мог бы с легкостью овладеть массажем и поддерживать родных и близких. Особенно актуально делать массаж своим детям. Но и пожилые люди нуждаются в нем не меньше: это наши родители, бабушки и дедушки, которые по­святили нам столько времени. С помощью правильного массажа мы можем тоже подарить им свою доброту, снимая с них боль и напряжения, неизбежные в старости.

Массаж Ку Нье - великолепное средство для сближения супру­гов: они начинают лучше понимать друг друга, проникаясь ощу­щением тактильности и, узнавая больше о здоровье и равновесии, оттачивая чувствительность, возрождают притупленную с годами любовь.

А для врачей и других медработников совершенно необходимо совмещать знание и практику массажа с обычным лечением, по­тому что эти методы значительно ускоряют выздоровление.

В тибетской медицине применяют 5 основных внешних терапий. В заключительном трактате, последнем из «Четырех медицинских Тантр» (rgyud bzhi}, эти внешние виды терапии перечисляются в следующем порядке: кровопускание, прижигания, компрессы, бальнеотерапия и массаж. В этой книге, написанной еще в XII ве­ке, большое внимание уделяется массажу.

Тибетская медицина - это натуральная, естественная медицина. Она понятна и доступна всем, кто ее изучает, и может принести огромную пользу в профилактике и лечении заболеваний естест­венными природными методами на всей планете.

Письменные объяснения, данные в старинных тибетских трак­татах не достаточны для того, чтобы применять их на практике. Необходимы устные наставления квалифицированных преподава­телей тибетской медицины.

В этой книге я поместил краткий обзор по истории тибетской ме­дицины, по практике массажа и благоприятным эффектам от него, по описанию точек, используемых в массаже, а также некоторые инструкции по приготовлению натуральных масел (прежде всего на основе растений).

Где лучше научиться массажу Ку Нье?

Западные люди, интересующиеся практикой массажа Ку Нье, не­пременно должны изучить принципы тибетской медицины и озна­комиться с лекарственными травами, растениями, необходимыми для лечения различных заболеваний. Помимо этого, необходимо разбираться в теории и практике вышеупомянутых 5 процедур, из­ложенных в «Четырех медицинских тантрах». В Международной академии традиционной тибетской медицины 1АТТМ есть факуль­тет массажа Ку Нье. Обучение построено этапами - это трехуров­невая подготовка. Занятия проходят во многих странах мира, в том числе и в России. Первый уровень этих знаний изложен в данной книге. Второй и третий уровень предназначены больше для спе­циалистов, для тех, кто практикует Ку Нье активно, применяет его в своей практике и желает изучить остальные процедуры, такие как прижигания, а также массаж палочками, камнями, массаж Ла, строение чакр и диагностику в ТТМ. Я подготовил и уполномочил нескольких своих учеников, которых назначил международными инструкторами по Ку Нье. Только они имеют право преподавать Ку Нье от лица академии, выдавать сертификаты и обладают знания­ми в полном объеме.

Благодарности

Эта книга основана на инструкциях, представленных в трактатах по тибетской медицине, а также на устных наставлениях, которые я получил во время обучения и практики в клинике в Лхока1 (цен­тральный Тибет) от моего наставника доктора Джамьянг Лхундру-иа (jam dbyangs lhun grub). Этот доктор потомственный знаток Ку Нье, а линия передачи знаний веками без перерыва шла от отца к сыну. В университете Лхасы я изучал теоретические аспекты при­менения Ку Нье наряду с другими знаниями по тибетской меди­цине у известного профессора традиционной тибетской медицины Гомджо Ванду (go jo dbang dus). Я собрал в единое целое весь су­ществующий на тибетском языке материал по Ку Нье, который до сегодняшнего дня нужно было искать в различных медицинских и религиозных текстах, и составил из него практическую методику для применения в современном обществе. Для более доступного понимания в эту книгу включены рисунки и фотографии, часть которых сделана с помощью филиала ТТМ-Франция. Благодарю Элио Гуариско за помощь в переводе моих записей с тибетского языка на итальянский.

Доктор Нида Ченагцанг






           Часть первая. Популярная теория тибетской медицины


Глава 1. Теория и основы ТТМ История и развитие тибетской медицины

Традиционная тибетская медицина (ТТМ) - это целостная, нату­ральная, естественная и природная медицина, где человек рассма­тривается в единстве с окружающим миром. Здоровье определяет­ся как равновесие всех систем организма, поэтому в ТТМ большое значение уделено профилактике болезней, а потом уже их лече­нию.

Согласно историческим источникам ТТМ берет начало в древней традиции Бон (bоп), ей более 8 000 лет. ТТМ как система склады­валась из четырёх основных направлений:

  1. Интуитивные знания простых людей и знания, пришедшие
    от мудрецов.
  2. Наблюдение за животными и знания, пришедшие от духов
    природы, полученные практиками из других миров в состоянии
    медитации.
  3. Древняя тибетская религия и ритуалы Бон.
  4. Жизненный опыт людей.

Многие знания по медицине накапливались как совокупный ме­дицинский опыт людей, которые пытались избавляться от простых проблем со здоровьем и лечили болезни. На пути к выживанию они открывали лечебные свойства пищи и напитков, запоминали положительные эффекты от определенного поведения и внешних процедур. Наблюдая за животными, которые использовали некото­рые растения для заживления ран, люди тоже открывали лечебные свойства этих растений. Находясь в тесном контакте с природой, они обнаружили целебные свойства термальных вод и других при­родных ресурсов. Так появилась бальнеотерапия или лечение вода­ми. Кроме того, ясновидящие, мудрецы, по-тибетски их называют Дрансоны (drang srong), находясь в особенном состоянии восприя­тия, в медитации распознавали лечебную силу различных веществ. Они могли контактировать с существами из других измерений и получали от них различные знания о поддержании здоровья. Так постепенно развивалась простая наука о лечебных средствах, об­ладающая точным знанием человеческого тела. Эти драгоценные знания о диете, поведении, о лечебных травах и внешних процеду­рах, полученные от древних целителей, удалось сохранить и раз­вить благодаря последующему опыту сотен поколений.

Около 3000 лет до н.э. теория и практика тибетского врачевания достигли Индии и Китая в результате культурного обмена между ними. В то же время лекарственное сырье и знания, привезенные из других стран, распространялись в Тибете. Тибетцы изучали ле­чебные свойства новых видов лекарственного сырья и постепен­но стали включать их в свою фармакологию. Тибетская медицина сегодня - объемная система и значимая наука, в состав которой включены разные уникальные древние знания.

Знаменитый тибетский целитель Чебу Трише2 (сын основателя белого Бона), живший около 2 000 лет до н.э., написал трактат «Бум Ши» ( bит bzhi}, самый древний трактат по тибетской медицине, полный и точный сборник по теории и практике. Этот трактат со­стоял из трех основных разделов: описания заболеваний, методов диагностики и способов лечения. В ту эпоху началась систематиза­ция тибетской медицины с помощью врачевателей, практикующих в Шанг-Шунге (zhang zhung), Аше (а zha) и других регионах Ти­бета. На протяжении веков врачи свершали множество открытий, они также внесли свой вклад в развитие тибетской медицины.

В V веке произошла еще одна систематизация знаний по меди­цине. Придворный врач царя Лхатхо Тхори (1hа thо thо ri) доктор Дунги Тхорчокчен (dung gi thor cog can) распространил знания по теории и практике тибетской медицины во все регионы Тибе­та, взяв за эталон трактат «Бум Ши». Этот врач был первым, кто использовал для лечения медицину Аюверды. Он стал основопо ложником новой традиции тибетской медицины, которую впослед­ствии продолжили его потомки.

В VI веке жил доктор Аша ('а zha sтап ра). Он был профессио­нальным хирургом и уже в те древние времена проводил различ­ные операции. Он успешно прооперировал катаракту у царя Та-гри Ньензика (stag ri gnyan grigs}, и в этом удивительном для того времени событии можно удостовериться, прочитав исторические документы. На протяжении жизни хирург добился значительных успехов. Интересно, что и в наше время некоторые врачи проводят операции по удалению катаракты согласно тем древним инструк­циям из медицинского трактата «Бум Ши».

В VII веке из западного Тибета в центральный переехал доктор по имени Галено3 (gа 1е поs}. Там практиковали его коллеги индус Бхарадхаджа4 и китаец Хен Вен Ханг5. В результате плодотворного обмена опытом доктор Галено написал трактат из семи глав под названием «Оружие бесстрашия» (mi jigs pa I mtshon cha). У него было трое сыновей, которые основали линии врачей Биджи (bi bуi), Лхоронг (1hо гопg) и Согпо (sog  ро). Галено обучил всех троих, и когда обучение было окончено, отправил их в разные регионы центрального и восточного Тибета для распространения тибетской медицины, основанной на эталоне «Бум Ши».

В VIII веке жил знаменитый доктор Юток Йонтен Гонпо -старший (g.уи thоg rпуing та уоп tап тgоп ро). Семейная линия «Юток» на тибетском означает «бирюзовая крыша». Доктор Юток Йонтен Гонпо очень много путешествовал в поисках знаний. Он принял огромное число пациентов и исцелял даже нечеловеческих существ. Он проверил и дополнил трактат «Бум Ши» необходимы­ми разъяснениями, изменив не только содержание, но и название трактата на «Джуд Ши», или «Четыре Тантры».

Во времена своей деятельности он открыл первый медицинский колледж для более широкого распространения тибетской медици­ны и первую больницу. Обучение там занимало 12 лет, и по окон­чании колледжа студентам присваивали четыре типа квалифика­ции, в зависимости от уровня знаний. Юток Йонтен Гонпо счита­ется самым лучшим тибетским врачом всех времен на территории обширного Тибета. По сей день тибетские доктора с увлечением изучают его работы по медицине и руководства по астрологии.

Большую известность приобрела его современница великая йо-гини Еше Цогьял (уе shes mtsho rgyal), которая прожила более 220 лет в совершенно юном теле. Она излечивала тяжело раненых и больных, а также людей на пороге смерти. Методы исцеления ве­ликой йогини необходимо глубоко изучить.

В IX веке тертон Дорбум Чодрак (rdоr bит сhоs gгаgs) открыл спрятанные как терма (gter та) трактаты «Большой сосуд с некта­ром» и «Малый сосуд с нектаром» (bdud  rtsi bum pa che chung). Тертон (gter stоп) это человек, обладающий особым родом яснови­дения, который находит спрятанные в предыдущие эпохи клады, заложенные просветленными на благо будущих поколений. Эти тексты считаются одними из самых знаменитых работ по лечению инфекционных заболеваний. Дорбум Чодрак считается первым специалистом по лечению инфекций.

В X веке большой знаток тибетской медицины, известный пере­водчик Ринчен Зангпо (rin chen bzang ро) перевел с санскрита на тибетский язык знаменитый трактат по Аюверде «Восемь ветвей» (уап 1аg brgyad pа) а также написал к нему свой комментарий «Лунные лучи» ('grе1 bа zla zer). Он прославился не только пере­водами на тибетский язык. Он был последователем врачевания в стиле «Четырех Тантр» и повсюду распространял эти знания.

В XI веке известный врач по имени Дагпо Лхадже6 (dwags ро lhа rjе) открыл множество новых лекарственных составов. Он написал очень важный трактат под названием «Дакпо Тхорбум» (dwags ро thor  bит), в котором представил большое количество рецептов и описание различных методов диагностики.

Начало новой эры в ТТМ - Юток-младший -отец тибетской медицины

В XII веке родился великий врач, которого считают отцом ти­бетской медицины. Юток Йонтен Гонпо младший (g.yu thog yon tan mgon po gsar та) провел обширные клинические исследования для подтверждения содержимого трактата «Четыре медицинские Тантры» (gso rig rgyud bzhi} и добавил в него разъяснения по диа­гностике пульса и мочи. Он передал все свои знания ученикам, а по «Джуд Ши» никого не обучал до самого последнего момента.

Он совершил передачу «Джуд Ши» своему сердечному ученику по имени Сумтон Еше Зунг (sит stоп уе shes gzungs}. Ему же доста­лась большая часть уникальных знаний по медицине и духовным практикам. Сумтон собрал воедино учения, основанные на духов­ных практиках своего учителя, и назвал их «Юток Нинтиг» (g.уи thog snying thig). Этот текст содержит большое количество устных наставлений, которые объединяют медицинскую и духовную прак­тику. Врачи, которые с тех пор занимаются духовными практика­ми из цикла «Юток Нинтик» благодаря мощному благословению Ютока развивают свои способности к целительству Сам Ютокпа младший на глазах своих учеников и последователей достиг наи­высшей духовной ступени - Великого Переноса или Радужного Тела ('] а' lus 'рhо bа сhеп ро), он не оставил после смерти труп, а еще при жизни трансформировал свое существо в световую форму, невидимую обычным глазом. Это плоды его наивысшего духовно­го постижения. Он обещал помогать всем, кто к нему обращается с просьбами о помощи в лечении и духовной реализации.

Дальнейшее развитие ТТМ

В XIII веке Гуру Чованг (gи rи сhоs dbапg), тертон Рамо Шелмен (ra mo shel тап) и другие способствовали дальнейшему развитию тибетской медицины. В особенности Гуру Чованг, который изгото­вил большое количество лекарств с профилактическим эффектом и открыл множество различных чудленов (bcud 1еп) - пилюль для продления жизни и омоложения.

В Тибете параллельно существовало несколько медицинских школ с разными основоположниками и собственными линиями развития, но они очень близки по духу и стилю, потому что все основаны на «Джуд Ши», или «Четырех медицинских тантрах».

Современника Гуру Чованга по имени Дранти Джампел Зангпо (brапg ti (]ат dpаl bzang ро) пригласили в буддистскую школу Са-кья (sа skуа), где он занимался врачебной практикой, а впослед­ствии открыл там колледж традиционной медицины. Так он зало­жил основу медицинской традиции Сакья Мендронг (sа skуа sтап В конце Х1У-го века Джанпа Намгьял Драгцанг (bуапg ра rпат гgуа1 gгаgs bzапg) основал известную школу Джанг (bуапg). В этой традиции медицинская практика была тесно связана с астрологи­ей.

В XV веке Зуркхар Нямни Дордже (zиr тkhаr тпуат пуid rdо rjе) пригласил на совещание врачей, представителей разных тра­диций для объединения всех теорий и практических методов. В результате этого обмена опытом была основана школа Зур (zиr). Школы Джанг (bуапg) и Зур (zиr) в то время представляли собой две основные традиции тибетской медицины.

В XVI веке приобрел известность Гонмен Кончок Пендар (gопg sтап dkоп тсhоg 'рhап dаr), практик духовных учений, обладаю­щий широкими познаниями в тибетской медицине. Его современ­ник Зуркар Лодро Гьелпо (zиr тkhаr blо grоs rgуа1 ро} написал трактат «Устные наставления предков» (mes ро'i zhаl lung), являю­щийся самым подробным и доступным комментарием к «Четырем медицинским Тантрам». Дригунг Чокьи Драгкпа (bri khung chos kyi grags pa} написал комментарии к медицинским трактатам, от­крыл новые рецепты лекарств и основал медицинскую школу Дри­гунг (bri khung).

В XVII веке Дармо Менрампа Лобсанг Чодраг (dar mo sman rams pa blo bzang chos grags} написал текст под названием «Тайные уст­ные наставления» (тап пgаg bkа 'brgya та). Это секретные устные наставления по медицине, которые идут по линии передачи от отца к сыну или от учителя к нескольким близким ученикам.

Дэси Сангье Гьяцо (sde srid sangs rgyas rgya mtsho)  регент ве­ликого 5-го Далай Ламы (rgуа1 dbапg  lпgа bа tА lа'i blа та), осно­вал школу традиционной тибетской медицины на холме Чакпори (1саgs ро ri) в столичном городе Лхасе. Там же была основана и больница. В эту школу пригласили преподавать лучших врачей, и там постоянно проходили диспуты на различные медицинские темы. Под руководством Сангье Гьяцо были созданы известные тханки7 (традиционные рисунки), изображающие все разделы ти­бетской медицины. Сегодня многие пользуются атласом тибетской медицины, являющимся собранием иллюстраций и пояснений к тексту этого ученого «Голубой берилл»8. Этот текст сам является комментарием к «Четырем медицинским тантрам»9.

В этом же веке Дудци Джурме (bdud rtsi gyur med) и Намгьял Дордже (rnат гgуа1 rdо rjе) основали новую школу тибетской медицины под названием Лхундинг Мендронг (lhип sdings sтап grong)

В XVIII веке Дэумар Тензин Пунцок (dе 'и dтаr bstaп 'dzin  рhип tshogs) изложил свои обширные познания о лекарственном сырье в трактате по фармакологии «Хрустальный шар» (shе1 gопg) и ком­ментариях к нему, которые называются «Хрустальные чётки» (shеl рhrепg). В этом комментарии он представил названия, описания, вкусы, качества, ареал для 1176 основных видов и 2 294 сортов сырья. Тибетские лекарства состоят из многих компонентов нату­рального происхождения, среди которых наиболее распростране­ны растения, животные субстанции и минералы. Эти два произве­дения - самые авторитетные руководства по тибетской фармаког­нозии, и множество других было составлено на их основе.

В XIX веке Конгтрул Йонтен Гьяцо (kопg sрrи1 уоп tап rgуа тtshо) написал «Заметки по медицине» (sтап gуi  zin  tig), текст по тибетской медицине для начинающих, который приобрел боль­шую популярность. Его современник Мипам Намгьял Гьяцо (тi рhат rnат rgуа1 rgуа тtshо) создал большое количество текстов по практике тибетской медицины и собрал воедино лечебные мантры и мандалы, основанные на принципе взаимозависимости, которые впоследствии стали очень популярными. Этот принцип тендрел (гtеn bге1), то есть «взаимозависимость» - один из постулатов ти­бетской философии. По мнению тибетцев, никакие явления в мире не могут существовать сами по себе. Они связаны между собой и на тонком, невидимом уровне, поэтому в тибетской медицине ис­пользуют рисунки, мантры и ритуалы, которые с помощью звука, цвета и формы влияют на ход болезни, стимулируют выздоровле­ние.

В начале ХХ-го века жил Тагла Норбу (stag blа поr Ьи) - ученый и большой знаток в области медицины и астрологии. Он возродил особенную технику диагностики под названием «пульс камней». Речь идет об исследовании свойств камня, подобранного пациен­том, которого направляет доктор. С помощью этой техники можно добиться хороших результатов в диагностике и предугадать течение болезни. Кхенраб Норбу (тkhуеп rаb поr bи), директор школы Чакпори (1саgs ро ri) в Лхасе, собрал воедино научные труды по тибетской медицине и открыл новую, простую систему распозна­вания и классификации медицинских трав.

В наши дни самыми квалифицированными и почитаемыми док­торами в Тибете считаются выдающийся ученый профессор10 Трору Ценам (khrо rи tshе rпат) (его называли третьим Ютоком), профессор Вангду (dbang  dus) и доктор Джамьянг Лхундруп (jат dbуапgs lhип grиb). Этих врачей доктор Нида с благодарностью по­читает как своих главных учителей.

Итак, тибетская медицина основана на учении Ютокпы - «Че­тырех медицинских тантрах» («Джуд Ши»). Раньше врачи были обязаны знать этот объемный трактат наизусть, так продолжалось с XII века. Но кроме этого фундаментального текста практикую­щие врачи, мастера и знатоки медицины всех времен оставили ог­ромное наследие в виде многих комментариев к «Четырем меди­цинским тантрам», рецептурников, духовных текстов, трактатов, томов по медицине и смежным дисциплинам.

Глава 2. Три дерева традиционной тибетской

медицины

Традиционную тибетскую медицину принято изучать с помо­щью своеобразных диаграмм, выполненных в старинном стиле в виде деревьев. Всего студенты ТТМ изучают 99 деревьев, но наи­более известны и значимы три из них, которые дают общее пред­ставление о ТТМ.

Дерево имеет корень, стволы, ветви, листья, цветы и плоды. На них вы видите изображения и надписи, соответствующие разде­лам «Джуд Ши». Студенты ТТМ, которые сами рисуют деревья и вносят надписи, лучше запоминают структуру «Четырех Тантр» и всегда имеют возможность, вернувшись к рисункам, быстро оты­скать нужную тему и освежить свою память.

Три дерева ТТМ изображены в «Атласе тибетской медицины», который уже издавался на русском языке.



17

Первое дерево ТТМ «Дерево общего состояния»

Дерево первое

Первое дерево в общих чертах изображает физиологию и пато­логию человека.



У первого дерева два ствола.

  1. - левый ствол символизирует основу здоровья, благополучия и
    гармоничного состояния ума: равновесие физиологических энер­
    гий, телесных составляющих и систем выделения.
  2. - правый ствол символизирует причины расстройства рав­
    новесия трех жизненных начал, которое в дальнейшем является
    основой болезней.

На первом стволе три ветви.

Первая ветвь - Три Жизненных Начала (они же три энергии: Ве­тер, Желчь, Слизь).

Вторая ветвь - семь составляющих тела (прозрачный сок, кровь, мышцы, жир, кость, костный мозг, репродуктивная жидкость).

Третья ветвь - три субстанции выделения (пот, моча, кал).

Цветы и плоды - украшение дерева, соотносятся с качествами ума.

Здоровье в ТТМ определяется как равновесие тела, энергии и ума.

При этом энергия наиболее важна, так как воздействует напря­мую и на тело, и на ум. Избыток или недостаток энергии влияет на состояние ума. Пример: избыток энергии может проявиться в виде шизофрении, и здесь важно понимать, что проблема лежит на уровне энергии, а не в самом уме.

У человека с хорошим здоровьем тело, энергия и ум находятся в состоянии равновесия относительно друг друга.

ТТМ имеет две основных цели - предотвращение болезней и их лечение.

На втором стволе перечислены причины болезней.

Любое нарушение равновесия в сфере ума, энергии или физиче­ского тела является следствием, происходящим от причины.

Причины болезней первичные - неведение, страсть и гнев. Они зарождаются на ментальном уровне, проявляются энергией в виде разнообразных эмоций.

Причины болезней вторичные - образуются четырьмя факто­рами: климат/сезон, провокации, питание, образ жизни.


1.        Климат и смена сезонов провоцируют нарушение равновесия
и болезни (зимняя простуда, весенняя аллергия).

2.        Провокации: появляются вследствие плохого отношения к
природе.

  1. Питание: это наиболее весомый фактор, потому что очень ча­
    сто причиной болезни является избыточное или недостаточное
    питание и питье. В ТТМ считается, что есть мера приема пищи,
    которая оптимальна для поддержания здоровья. Если условно
    разделить желудок на 4 части, то 2 части должна занять твердая
    пища, 1 часть - жидкость и 1 часть должна остаться свободной
    для правильной работы пищеварительных соков и энергий.
  2. Поведение или образ жизни: стиль жизни, двигательная ак­
    тивность, сон, питание, привычки, вредные привычки, чувстви­
    тельность к стрессовым факторам.

Дисбаланс энергий проявляется в трех видах:

  1. избыток
  2. недостаток
  3. нарушение

Пример, высокая температура тела связана с избытком жара, энергии Желчь и элемента Огонь.

Недостаток энергии Желчь проявляется в виде пониженной тем­пературы тела, затрудненного пищеварения, малоподвижности.

Нарушение - энергии с противоположными качествами смеши­ваются друг с другом.

Второе дерево ТТМ «Дерево диагностики»

Дерево второе

Второе дерево - методы диагностики в ТТМ.

Второе дерево имеет три ствола.

Это осмотр, пальпация и опрос.

  1. - осмотр. Здесь речь идет об осмотре тела, органов чувств(язык, глаза, уши, нос, кожа), диагностике по моче.
  2. - пальпация. Это исконно тибетский способ исследования пульса. Чтобы научиться понимать показания пульса в тибетском стиле нужно долго тренироваться. К пальпации относится также и прощупывание точек (исследование их чувствительности на на­давливание).
  3. - опрос. Анамнез жизни и заболевания - это беседа с пациен­том из которой доктор узнает о причинах, которые могли привести к болезни: эмоциональный фон, образ жизни и питание, работа,семья, сон, привычки.

Диагностика по моче считается более надежной, чем исследова­ние пульса, так как на мочу не действует эмоциональное состояние пациента во время визита к врачу или выпитый утром кофе, а на пульс действует.

Осмотр органов чувств показывает состояние трех физиологи­ческих энергий (Жизненных Начал), пример, при болезни Желчи склеры глаз краснеют или желтеют. Выводы можно сделать и по другой классификации: рассматривая внешний вид органов чувств в их взаимосвязь с соответствующими им внутренним органам. Например, язык - сердце.


Органы

Язык

нос

глаза

уши

губы

чувств






Внутренние

Сердце

легкие

печень

почки

селезенка

органы







Третье дерево ТТМ «Дерево лечения»

Дерево третье

На третьем дереве перечислены методы лечения в ТТМ.




Третье дерево имеет четыре ствола.

Это диета, поведение, лекарства и внешние процедуры.

  1. ствол - диета. В этом разделе перечислены питание и питье
    для устранения избытка Ветра, Желчи и Слизи - трех жизненных
    энергий. Кроме того, в ТТМ четко проработаны правила питания и
    поведения   в соответствии с сезонами и конституцией тела.
  2. ствол - поведение. Буквально образ жизни и поведение, под­
    ходящие для трех типов Жизненных Начал.
  3. ствол - лекарства. Здесь рассматриваются общие принципы
    применения лекарств в соответствии с Тремя Жизненными Нача­
    лами (вкус, свойство, природа, успокаивающее действие лекарств,
    очищающее, лечебные масла, отвары, порошки, пилюли, зольные
    лекарства).
  4. ствол - внешние процедуры также расписаны в соответствии
    с Ветром, Желчью и Слизью, т.е. процедуры умиротворяющие Ве­
    тер, Желчь и Слизь (массаж Ку Нье, Хорме, потение, кровопуска­
    ние, водолечение, прижигания, компрессы, акупунктура

Пример: для умиротворения Ветра подходит массаж Ку Нье, Хор­ме.

Изменение питания, составление диеты, осознание привычек из­менение образа жизни - вот то важное, действенное и натуральное лечение.

В тибетской медицине применяют большое разнообразие расте­ний, сырья животного происхождения, металлов, минералов. Но в общем и целом в ТТМ различают две основных группы лекарств:

  1. умиротворяющие и очищающие (от избытка в теле Трех жиз­
    ненных начал).
  2. «Тело (lus}, болезнь (паd) и противоядие (gпуеп ро] имеют
    одну природу».

Этот порядок можно объяснить теорией взаимозависимости. По­скольку тело состоит из пяти элементов, соответственно наруше­ние равновесия и болезнь тоже будут происходить из пяти элемен­тов, также и противоядие (лекарство) состоит из пяти элементов. Все связано естественным образом и влияет друг на друга.

В ТТМ очень широко и успешно применяют различные внешние процедуры.

Можно выделить 6 основных внешних процедур:

  1. Кровопускание, которое применяют при хронических заболе­
    ваниях на 77 точках тела.
  2. Прижигание, которое применяют на особых точках тела.
  3. Холодные компрессы.
  4. Бальнеотерапия.
  5. Массаж Ку Нье.
  6. Тибетская акупунктура. В настоящее время этот метод почти
    утерян и доктор Нида проводит исследования в этой области,
    применяя на точках ТТМ японские иглы.

Глава 3. Тибетская космология и 5 первоэлементов


тибетское название

пат  т khа '

r1ипg

те

сhи

sа

элемент

простран­ство

ветер

огонь

вода

земля

цвет

синий

зеленый

красный

белый

желтый

Если рассматривать элементы, как они перечислены выше, то:

Слева направо идет цикл созидания, от пространства к земле.

Справа налево идет цикл разрушения, от элемента земли к про­странству.

Пространство - элемент, являющийся основой для всех мысли­мых и немыслимых проявлений, он есть и внутри и снаружи явле­ний, в нем содержатся и взаимодействуют все остальные элемен­ты.

С точки зрения древней космологии планета Земля образовалась в пространстве, где сформировался элемент Ветер. Его подвиж­ность произвела тепло и элемент Огонь, взаимодействие этих трех элементов создало нечто вроде осадка - элемент Земля. Все четве­ро вмести дали жизнь, поток - элемент Вода.

Поскольку пространство изначально присутствует в 4 первоэле­ментах, то иногда говорят не о пяти, а о четырех первоэлементах.

Пять элементов и космология человека

Человеческое тело, так же как и Вселенная, состоит из одних и тех же пяти первоэлементов. Взаимодействие их необходимо для фор­мирования человеческого тела, без них тело не смогло бы появить­ся и существовать. Пример: в основе каждой жизни лежит семя. Плод постепенно формируется из семени. Если рассмотреть жизнь растения, то сначала его семя набухает в почве, потом появляет­ся росток, вырастают корни, и росток пробивается наружу. Растут стебель, ветки и листья, расцветают цветы и созревает плод. Но вид плода определяет именно семя. Из семени яблока не вырастет апельсин. Развитие семени происходит всегда немного по-разному, и это зависит от состояния элементов Пространство, Ветер, Огонь, Вода и Земля. Все они должны находиться в идеальном равнове­сии, обуславливающим развитие данного биологического вида.

Так же и мы, люди, являем собой результат подобного процесса. Как у растений, так и у нас есть первичная причина (семя) и вто­ричная причина сочетание (элементов), которые являются основой нашего существования. Причина производит результат в соответ­ствии с состоянием элементов.

  1. Пространство: с момента зачатия в матке женщины происхо­дит поэтапное развитие плода, благодаря действию пяти элемен­тов. Процесс созидания базируется на элементе Пространство,который является основой других элементов. В человеческом теле основная функция пространства - пространство для роста.
    И его особая функция - формирование полостей тела, клапанов,отверстий, пор кожи. Из органов чувств Пространство соотно­сится с ушами и слухом. На тонком уровне Пространство пред­ставляет сознание.
  2. Ветер - элемент движения и роста. Его основная функция -рост тела; особая функция - способствование дыханию, тактиль­ному ощущению, осязанию кожи. На тонком уровне элементу Ветер соответствует вдохновение и творческая сторона ума.

3. Огонь - элемент, обеспечивающий созревание. Его основная функция - создание оптимальных условий для трансформаций;особая функция - регулирование тепла в теле, обмен веществ. Огонь контролирует функцию глаз, способствует светлому цве­ту лица и кожи. На уровне ума элементу Огонь соответствует страсть.

  1. Земля - элемент, формирующий плотные части организма:
    мышцы, кости, связки, связан с носом и обонянием. Элемент Зем­ля задает устойчивость и форму тела, обеспечивает качества ста­бильности и реалистичности ума.
  2. Вода - элемент, основная функция его связывать тело в единое целое; особая функция - формировать кровь и другие жидкости организма. Элемент Вода связан с языком и органами вкуса. На ментальном уровне Вода проявляется как спокойствие.

Можно сказать, что пять первоэлементов - это пять различных типов энергии, составляющие основу существования. И на мате­риальном, и на энергетическом уровне они формируют организм человека. В то же самое время, из этих же пяти первоэлементов состоит и весь внешний мир, в котором человек живёт. И в ТТМ считается, что тело, болезнь и лекарство имеют одну природу, и это природа пяти элементов.

Тело и ум могут жить благодаря тому, что существуют подхо­дящие условия и есть пять элементов, благодаря которым проис­ходит процесс развития, приводящий к результату.

В древней тибетской традиции Бон говорится о пяти первоэле­ментах, которым соответствуют пять цветов и пять символических животных. Сегодня их можно увидеть на традиционных флажках, они называются «кони ветра» (г1ипg rtа). Их вывешивают на ветру, чтобы уравновесить энергию пяти первоэлементов и распростра­нить силу написанных на них молитв и мантр.

тигр-ветер-зеленый        лев-земля-желтый

конь-пространство-синий
птица-огонь-красный        дракон-вода-белый

Функции пяти элементов в формировании человека



общие функции

особые функции

ментальные функции

простран­ство

развитие тела в пространстве

образование по­лостей тела, ушей. Слух

сознание

ветер

нервная система, подвижность, рост

производит дыха­ние. Осязание

вдохновение и творчество

огонь

тепло, темпе­ратура, энергия созревания

терморегуляция, придает ясный цвет коже. Зрение

страсть

вода

связывает тело в единое целое

производит кровь, жидкости. Язык, вкус

спокойствие

земля

придает телу консистенцию и плотность

производит плоть и кости. Нос, обо­няние

стабильность и реализм, удо­влетворение от деятельности ума и органов чувств

Соответствие между пятью элементами и пятью внутренними органами


5 элементов

простран-

ветер

огонь

вода

земля


ство





5 органов

язык

нос

глаза

уши

губы

чувств






5 плотных

сердце

легкие

печень

почки

селезенка

органов






5 полых

тонкая

тол-

желч-

мочевой

желудок

органов

кишка

стая

ный

пузырь,




кишка

пузырь

самсеу


конечности

голова

правая

правая

левая

левая



нога

рука

нога

рука


Пять элементов и три жизненных начала -НЬЕПА (пуеs ра gsит)

5 элементов представляют собой тонкий уровень жизненных энергий, которые являются основой тела. Они образуют сложную модель, работать с которой довольно трудно, потому что в этом случае совсем непросто найти правильный путь к лечению болез­ней. Поэтому, в ТТМ применяют более удобную схему. Она также основана на теории 5 первоэлементов, но для удобства лечения за­болеваний изучают не пять, а три Жизненных начала преобразо­ванных из пяти первоэлементов.

Первоэлементы Пространство и Ветер преобразованы в Жизнен­ное начало «Ветер».

Первоэлемент Огонь преобразован в Жизненное начало «Желчь». Первоэлементы Вода и Земля - в Жизненное начало «Слизь».

Три жизненных начала:

Ветер - ЛУНГ (r1ипg), Желчь ТРИПА(тkhrisра) Слизь - БАДКАН (bаdkап).


Sа

Сhu

Ме

rlипg

земля

вода

огонь

ветер

холодная

горячая

нейтральный

Слизь - БАДКАН

Желчь - ТРИПА

Ветер -ЛУНГ

Три Жизненных начала - функциональные энергии организма. Как самые важные составляющие человеческого организма, они отвечают за физиологические функции тела.

Связь природы жара, холода и нейтральной с Тремя Жизненными Началами

Три Жизненных начала можно изобразить в виде равносторонне­го треугольника. С одной стороны мы обозначим горячую природу (Желчь), с другой стороны - холодную природу (Слизь), и наверху - нейтральную природу (Ветер).

Как же образуются Три Жизненных начала?

Три Жизненных начала являются основой теории ТТМ. Но нуж­но всегда помнить, что они образованы 5-ю элементами.

Человек существует как совокупность тела, энергии и ума. Фун­даментальной причиной его существования является неведение о реальном отсутствии индивидуального «Я». В результате чего сознание удерживается в циклическом существовании долгое и долгое время. Это же сознание, омраченное неведением, является и основой «трёх ядов ума»: невежества, гнева и страсти, которые в свою очередь являются основой Трёх Жизненных начал - Ветра, Желчи и Слизи. Именно поэтому наиболее радикальным методом избавления от всех болезней есть постижение абсолютной приро­ды ума и свобода от влияния эмоций.

Когда сперма, яйцеклетка и сознание соединяются в матке, бу­дущее тело начинает обретать форму, и в эмбрионе развиваются физические опоры для эмоций.

Первый канал, связан с нервной системой зарождается в центре тела эмбриона и поднимается по направлению к голове. Он связан с элементами Вода и Земля и создает физическую опору для эмо­ции неведения.

Второй канал развивается в направлении сердца, связан с си­стемой кровообращения, элементом Огонь и создает физическую опору для эмоции гнева и агрессии.

Третий канал поднимается в центре тела от гениталий, связан с элементом Ветер и создает опору для эмоции страсти или при­вязанности.

Эти три совокупности элементов и эмоций производят Три Жиз­ненных начала: Ветер, Желчь и Слизь. В ТТМ рассматривают по пять видов каждого, всего 15.

Местоположение Трех Жизненных начал в теле

Местоположение Ветра. Желчи и Слизи можно рассматривать с нескольких точек зрения:

Во-первых, с точки зрения формирования планеты и эмбриона.

Во-вторых, в соответствии с проявлением действия трех основ­ных эмоций в нашем теле.

В-третьих, в системе пищеварения.

В-четвертых, по преобладанию этих энергий в верхней, средней и нижней частях тела.

1.        Когда элемент Ветер помогает сперматозоиду, сознанию и яй­цеклетке соединиться в элементе Пространство и материнской утробе, начинается развитие эмбриона. Их взаимодействие про­изводит тепло элемента Огонь, твердость элемента Земля и влаж­ность элемента Вода. Эмбрион развивается благодаря энергии всех пяти элементов.

Первый элемент, образующийся в эмбрионе - Ветер, затем об­разуется Огонь, который создает Желчь, потом Вода и Земля -основа Слизи.

Когда в бесконечном космическом пространстве начинает фор­мироваться планета, то в начале работает элемент Ветер. Он под­держивает планету в пространстве. В центре находится огонь как горячее ядро, а на поверхности - вода и земля. Это можно сравнить с тремя жизненными началами в теле человека:

2.        Проявление трех основных эмоций в теле:

3.        Функции трех Жизненных Начал в пищеварительной системе:

- в толстой кишке - Ветер, обеспечивает эвакуацию отходов из организма.

4. Три Жизненные энергии и три части тела (снизу вверх): Энергия Ветра локализуется в области малого таза, помогает двигаться и поддерживать тело.

Энергия Желчи - в средней части тела, обеспечивает работу пи­щеварительного огня.

Энергия Слизи расположена в голове. Спереди преобладает эле­мент воды, сзади - элемент земли. Слизь придает устойчивость, связывает тело и работу нервной системы.

О болезнях

Три Жизненных Начала по-тибетски называются Нье Па (пуеs ра), - «виновник». Почему же эти важные составляющие названы негативным словом? Находясь в равновесии, они являются осно­вой здоровья и жизни. Но из-за эмоций неведения, гнева и стра­сти они выходят из равновесия - возникает дисбаланс. Вторичные причины (несоответствующее поведение, питание, провокации, се­зонные и временные факторы) усугубляют дисбаланс.

Болезни возникают от дисбаланса Трех Жизненный начал и дей­ствия кармы. Карма - процесс: действие - причина - результат. Пример, если выпить бутылку водки, то в теле определенно будет нарушено равновесие. Здесь причина - водка, действие - питье ал­коголя, результат - нарушение равновесия (здоровья). Но первич­ной причиной будет страсть к выпивке, желание выпить алкоголь.

Первичные причины болезней всегда находятся на уровне ума. Если за мыслью или побуждением не последовало действие, то круг кармы рвется, и следствия кармы не появляются. Аналогично и в обратном случае, если нет вторичных причин, то карма не про­является. Поэтому-то болезнь возможно вылечить.

Каждый раз, когда мы говорим о карме, то имеем в виду взаимо­зависимые и взаимосвязанные действия, без которых не могут су­ществовать ни живые существа, ни материальные предметы. Так­же и человек не сможет жить в обществе, не вступая в личные и социальные отношения, мы все взаимосвязаны.


Поскольку все болезни вызваны кармой, в ТТМ есть следую­щая классификация болезней:

  1. - болезни, вызванные кармой, созданной в этой жизни, а так­ же в детстве. Такие причины не создают немедленный резуль­тат. Они могут проявиться в более зрелом возрасте, но всегда во взаимосвязи с другими вторичными причинами.
  2. - провокации негативных энергий. Это инфекции и влияния природных энергий.
  3. - простые заболевания, которые проходят, когда восстанавли­ вается баланс Трех Жизненных начал.
  4. - болезни, вызванные несчастными случаями, травмами.

Глава 4. Три Жизненных Начала

Ветер - Лунг (r1ипg)

Слово r1ипg - Ветер, прана, чи или ки - широко распростра­ненное понятие в восточной медицине. Основа Жизненного Нача­ла Ветер - первоэлемент Ветер. По-тибетски слово r1ипg означает движение, вибрацию, ветер или воздух. Ветер проявляется внутри нашего тела как физическое явление, он отвечает за подвижность тела. Ветер входит в матку вместе со спермой и яйцеклеткой, его грубый аспект в дальнейшем управляет физическими функциями, а тонкий аспект - нашим сознанием и эмоциями.

В ТТМ ветер как жизненное начало считается наиболее значи­мым среди всех трех. Ветер считается основой жизни, поскольку его функции схожи с деятельностью нервной системы (по запад­ной анатомии). Ветер это нейтральная энергия, он близок к наше­му сознанию и к нашим эмоциям, он может стать холодным или горячим, в зависимости от того, с чем соединился: со Слизью или с Желчью.

6 качеств Ветра:

Грубый (rtsиb) (при избытке Ветра кожа грубеет) Легкий (уапg) (трудно оставаться на месте)

Холодный (grапg) (ощущение холода)

Тонкий (рhrа) (может проявляться в теле в виде многочисленных симптомов)

Твердый (srа) (как сведенная судорогой мышца)

Подвижный (g.уо) (движение мыслей, нелокализованная боль)

Эти качества присутствуют во всех частях тела, их можно охарак­теризовать одним термином «Ветер», и они имеют свойства эле­мента Ветер.

Ум: на ментальном уровне Ветер проявляет те же самые каче­ства. Его расстройство приводит к депрессии, раздражительности, бессоннице. Депрессия бывает вызвана и расстройством одного из видов Желчи, но здесь имеется в виду депрессия от неудовлетво­ренной страсти или желания, то есть от Ветра.

Основные функции: Ветер связан с дыханием, движением, вос­приятием органов чувств и интеллектуальной деятельностью. Ве­тер дает физическую силу, способствует усваиванию питательных веществ из пищи, позволяет органам чувств ощущать, а также от­вечает за физическое равновесие.

Эмоции: страсть или привязанность.

5 видов Ветра: Поддерживающий жизнь, Восходящий, Прони­кающий, Сопровождающий огонь и Нисходящий.


Ветер

Местопо-

Область,

Функции


ложение

в которой




циркулирует


Ветер, Поддер-

Верхняя

Голова, горло,

Отвечает за проглатыва-

живающий жизнь

часть

грудь

ние пищи и жидкости, за

srog 'dzin rlипg

головы


дыхание, за образование




слюны; за чихание, ико-




ту; проясняет интеллект




и восприятие, отвечает




за память




Восходящий

Грудь

Нос, язык,

Отвечает за речь, физи-

ветер


горло

ческую и ментальную

gуеп rgуu r1uпg



силу; придает свечение




коже, дает смелость,




укрепляет волю, дает




ясность уму и проясняет




память

Проникающий

Сердце

Различные

Регулирует движение

ветер khуаЬ bуеd1 r1ипg


части тела, в особенности

суставов, отвечает за от­крытие и закрытие глаз,



суставы

рта, пор кожи и других




отверстий.

Ветер, Сопрово-

Тонкая

Все внутрен-

Отвечает за процесс

ждающий огонь те тпуат rlипg

кишка

ние органы

пищеварения и усвоения веществ, а также за со­зревание и питание 7 со-




ставляющих организма

Нисходящий

Толстая

Толстая киш-

Контролирует репро-

ветер  thur sel rlung

кишка и область

ка, мочевой пузырь, поло-

дуктивные жидкости (сперма и яйцеклетка),


таза

вые органы и бедра

выводит менструаль­ную кровь, кал и мочу; способствует родам и




движению зародыша в




чреве матери

Желчь - Трипа (тkhris ра)

Желчь - Жизненное начало горячей природы, первоэлемент Огонь.

Желчь регулирует температуру тела и пищеварительный огонь. На ментальном уровне она дает смелость, силу и гордость эго.

7 качеств Желчи:

Маслянистая (sпит bсаsи) (как топливо для метаболического огня пищеварения, это качество проявляется как жирная кожа на лице).

Острая (rnо) (острая нарастающая боль). Горячая (tshа) (горячее тело, высокая температура). Легкая (уапg) (тепло поднимается кверху, и симптомы чаще про­являются в верхней части тела).

Зловонная (dri  тпат) (кал, моча и пот неприятно пахнут). Послабляющая ('khrи) (избыток желчи проявляется мягким сту­лом, диареей). Влажная (gshеr)12 (потеря жидкости через потение).

Перечисленные качества, присутствуют во всех частях тела, и определяются термином «Желчь».

Основные функции: Желчь провоцирует голод и жажду, регули­рует пищеварительный процесс, поддерживает температуру тела, регулирует цвет кожи. Усиливает интеллектуальные способности, смелость.

Эмоции: гнев и гордость. Желчь можно сравнить с катализатором метаболизма.

5 видов Желчи: пищеварительная, окрашивающая, завершающая, зрительная и проясняющая цвет кожи.


Желчь

Местопо­ложение

Функции

Пищеварительная желчь тkhris  ра ']и bуеd

Тонкая кишка

Регулирует переваривание пищи, отделяет  питательные   вещества от отходов, повышает температу­ру тела; поддерживает и укрепля­ет другие виды желчи

Окрашивающая желчь тkhris     ра тdапgs sgуиr

Печень

Отвечает за пигментацию желчи, крови и экскрементов и всех вну­тренних органов

Завершающая желчь13 тkhris Ра  sgrub bуеd

Сердце

Способствует возникновению чувства гордости и чувства соб­ственного достоинства, усиливает активность для реализации идей и желаний, позволяет четко вы­ражать свои мысли



Зрительная желчь тkhris ра тthong bуеd

Глаза

Отвечает за зрительное восприя­тие

Желчь, проясняющая цвет кожи тkhris ра тdog  gsа1

Кожа

Отвечает за цвет кожи, придает ей приятный вид и чистоту

Слизь - Бэкэн (bаd kап)

На тибетском языке bаd1- вода, а kап - земля.

Жизненное начало Слизь это физиологическая энергия, образо­ванная первоэлементами Вода и Земля.

Качества Слизи:

Маслянистая (sпит) (жирная по природе; стул, моча, мокрота тёмные).

Прохладная (bsil) (очень холодная: желание тепла, замедленное пищеварения).

Тяжелая (1сi) (по природе тяжёлая: тяжело, то есть медленно реа­гирует на лекарства, тяжесть в теле и уме).

Тупая (rtul) (боль проявляется не сразу и она тупая).

Гладкая (']ат) (мягкая, гладкая болезнь, то есть с меньшей бо­лью; гладкая кожа, язык).

Стабильная (brtап) (устойчивые симптомы и не слишком явные; появление отёков).

Липкая (bуаr bаg) (липкость слюны, мокроты, слизи, крови).

Перечисленные качества, присутствуют во всем теле, определя­ются термином «Слизь».

Основные функции: Слизь даёт устойчивость телу и уму, способ­ствует хорошему, крепкому сну, соединяет все суставы (большие и маленькие); её качества помогают преодолевать чувство голода и жажды, злость; коже и волосам придает лоск.

Эмоция: неведение.

5 видов Слизи: поддерживающая, смешивающая, вкусовая, свя­зывающая и удовлетворяющая.


Слизь

Местополо­жение

Функции

Поддерживающая Слизь Ьаd1 Кап rtеп Ьуеd

Грудь

Связующая основа для дру­гих типов слизи; отвечает за циркуляцию жидкостей в теле, отвечает за отделе­ние слюны, имеет сходство с лимфатической системой, отвечает за выделение пище­варительных соков и других телесных жидкостей.

Смешивающая Слизь Ьаd1 Кап туag Ьуеd

Желудок

Смешивает и разбивает твер­дую и жидкую пищу в желуд­ке, работает на первом этапе пищеварения

Вкусовая Слизь Ъаd Кап туопg Ьуеd

Язык

Отвечает за ощущение вкуса и способность различать вкусы

Удовлетворяющая Слизь Ъаd  kап   tshiт Ьуеd

Голова

Дает ощущение удовлетворе­ния от шести органов чувств (см. примечание)

Связывающая Слизь Ъаd сап bуоr Ьуеd

Все суставы тела (большие и маленькие)

Связывает кости с различны­ми суставами и способствует подвижности и гибкости

Примечание: в тибетской традиции различают шесть, а не пять органов чувств, потому что ум также считается органом чувства, а мысли - объектами восприятия ума.

Глава 5. Типология14 Жизненных Начал

Для чего необходимо изучать типологию

В ТТМ массаж применяют как в лечебных, так и в профилакти­ческих целях, он полезен для всех. В тибетской медицине массаж Ку Нье является одной из внешних процедур для умиротворения и лечения расстройств Ветра. В ТТМ говорится:

«Ветер является разносчиком всех болезней».

В современном обществе практически каждый человек подвер­жен стрессам. Люди испытывают дискомфорт из-за нехватки вре­мени, давления обстоятельств, избытка информации, соперниче­ства на работе или в личных отношениях.

Стресс вызывает в первую очередь нарушения Ветра. И пока эти нарушения не затронули остальные Жизненные Начала и не стали причинами физических болезней, Ветер следует вернуть в состояние равновесия. Массаж, особенно масляный, великолепно подходит для этого, поэтому рекомендуется его применять как для больных, так и для относительно здоровых людей.

Для здорового пациента: Перед началом сеанса массажа, необхо­димо определить к какому из Трёх типов Жизненных Начал отно­сится пациент, принять во внимание его возраст и пол. Различные типы людей массируются соответствующими видами масел, кото­рые наносятся на определенные точки и места. Неправильно ис­пользовать один и тот же вид масла для всех типов пациентов, это может привести к нежелательным последствиям. Поэтому важно изучать основы ТТМ.

Люди делятся на разные типы, учитывается пол (женский или мужской), возраст и преобладание одного из Жизненных Начал.

В ТТМ рассматривают три основных этапа человеческой жизни:

В большей степени массаж рекомендуется детям и подросткам до 15 лет, а также пожилым людям, которым уже за 70 лет, так как у них преобладает Ветер. В любом случае, существует определенная связь Жизненных Начал с возрастными изменениями: в младен­ческий период до того, как ребенок научился ходить, преобладает Слизь, далее - Ветер, в период зрелости - Желчь, в старости - сно­ва Ветер.

Согласно ТТМ типология людей разделена на семь видов, разли­чающихся по степени выраженности Жизненных Начал:

  1. Ветер,
  2. Желчь,
  3. Слизь,
  4. Ветер-Желчь,
  5. Ветер-Слизь,
  6. Слизь-Желчь,
  7. Ветер-Желчь-Слизь.

       rkуапg    ра        чистый тип

преобладание одного из Жизненных Начал:

Ветер, Желчь или Слизь

(60%, 20%, 20%)

типология ветра: 60% Ветер, 20% Желчь, 20% Слизь

типология желчи: 60% Желчь, 20% Ветер, 20% Слизь

типология слизи:  60% Слизь, 20% Ветер, 20% Желчь

       ldan ра        двойной тип

преобладают два жизненных начала

(40%, 40%, 20%)

типология ветер/желчь: 40% Ветер, 40% Желчь,

20% Слизь

типология ветер/слизь: 40% Ветер, 40% Слизь,

20% Желчь

типология желчь/слизь: 40% Желчь, 40% Слизь,

20% Ветер

•     'dus  ра        тройной, уравновешенный тип

одинаковое процентное соотношение трех жизненных

начал

(около 33%, 33%, 33%)

33% Ветер, 33% Желчь, 33% Слизь

Из перечисленных трех типов последний - наиболее уравнове­шенный.

Люди со смешанными чертами и характеристиками представля­ют собой сочетание двух или всех трех типов. Например, людей с характеристиками Ветер и Желчь относят к типу «Ветер-Желчь», если преобладает Ветер, и «Желчь-Ветер», если преобладает Желчь. И так далее.

Формы черепа для семи основных типов:

типология Ветра: вытянута макушка головы.

типология Желчи: выступающий затылок.

типология Слизи: монголоидная голова.

типология Ветер-Желчь: квадратная голова.

типология Ветер-Слизь: широкая голова, плоская по бокам

и выступающая к центру.

типология Слизь-Желчь: круглая голова.

тройной тип: голова с плоской макушкой.

Тройной тип самый удачный, поскольку он более уравновешен. Можно выделить наилучшие типы в следующем порядке: тройной тип, комбинация Слизь-Желчь, Слизь-Ветер, Желчь-Ветер, Слизь, Желчь, а на последнем месте чистый Ветер, потому что у людей данного типа легко выходят из строя все Жизненные НачалаВе­тер - возбудитель всех болезней»).

В названии типа на первом месте указывают преобладающее на­чало, например: «Ветер-Желчь-Слизь», если преобладает Ветер. Голова у данного типа немного плоская.

Тип Ветра

Тип Желчи

предпочитает сладкую (тngаг), горькую (khа) и вяжущую (bskа) пищу, а также прохладные (bsil) напитки из-за большой гордости сравнивают с тигром (stаg) из-за сообразительности16 - с обезьяной (sprel)

Тип Слизи

большое тело холодное тело

кости суставов не выступают на поверхности хорошие мышцы белая кожа прямой позвоночник

череп вытянут выше лба и на макушке головы не любит двигаться методичный, но медленный в работе мало говорит очень терпеливый легко переносит голод и жажду может противостоять мешающим эмоциям сон глубокий, спит подолгу, сновидения не запоминает вежливый долгожитель

может стать богатым, имеет хороший достаток предпочитает жгучую (tsha), кислую (skуиr) и вяжущую (bskа), а также грубую (гtsub) пищу

Тест по типологии


Характери­стики

Ветер

Желчь

Слизь

Символы

зеленый полукруг

красный треугольник

желтый круг



Тело

маленькое, худое, сутулая спина

среднее, прямое, спортивное

крупное, склонное к полноте, прямое положение тела, выступающая грудь

Температу­ра тела

слегка прохладное тело

теплое тело; легко потеет с сильным запахом

тело холодное

Цвет кожи

смуглая, оливко­вая, сухая

желтоватая и маслянистая, бле­стящая

белая, гладкая

Суставы

выступающие с легкостью издают хруст

нормальные

крепкие, не выступающие

Язык

красноватый, грубый и сухой

толстый желтый налет

бледный, серова­тый, влажный

Пульс

сильный и пустой при надавливании

быстрый, напря­женный, тонкий

слабый, глубинный и медленный

Эмоции

Страсть и при­вязанность преоб­ладают,

Гнев и гордость преобладают,

неведение и ту­пость преобладают.

Характер и психика

экстраверт, чув­ствительный, ум нестабильный, нетерпеливый, имеет множество нереализованных планов и идей, легко меняет идеи, плохо переносит холод и ветер, го­лод и жажду

холерик, острый, интуитивный ум, развитый ин­теллект, любит спорить, соревно­ваться, постоянно испытывает голод и жажду

терпеливый, веж­ливый, способный переносить трудно­сти, ленивый, спо­койный ум, легко переносит голод и жажду

Сон

легкий, мало спит, нарушения сна, сновидения сумбурные

нормальный, сны ясные и цветные, просыпается в середине ночи

глубокий, много спит, сны не помнит

Предпочи­тает вкусы

сладкий, кислый, горький

сладкий, горький, вяжущий; любит холодные напитки

жгучий, кислый, вяжущий



Поведение

непоседа, любит петь и танцевать, сексуально акти­вен, подвержен сильным желани­ям, многословен

нравится зани­маться спортом, конкурентоспосо­бен, высокомерен, говорит красиво и в меру

спокоен и рассла­блен, легко пере­носит перемены, мало говорит

Сравнение людей с жи­вотными по тибетской традиции

ястреб-стервятник, ворона, лиса

тигр, обезьяна

слон, лев, вол

Итог:

преобладает одно жизненное начало; комбинация двух жизненных начал; комбинация трех жизненных начал;

Глава 6. Здоровье и болезнь

На приеме

В теории, клинической практике и диагностике считается, что пять элементов это основа Трех Жизненных Начал: Ветра, Желчи и Слизи. Элемент Ветер соответствует Жизненному Началу Ветер, элемент Огонь - Желчи, а Вода и Земля - Слизи. Пространство яв­ляется составной частью остальных четырех элементов, и соответ­ственно, Трех Жизненных Начал. Таким образом, можно сказать, что человеческое тело состоит из пяти элементов (пространство, ветер, огонь, вода и земля), или из Трех Жизненных Начал (Ветер, Желчь и Слизь).

Что такое здоровье

Здоровье - естественное состояние человека, равновесие мен­тального, телесного и энергетического уровней организма. Здоро­вье возможно при условии гармоничного взаимодействия между собой Трёх Жизненных Начал. Даже под влиянием обстоятельств, провоцирующих увеличение, недостаток или расстройство на тон­ком или грубом уровне, они остаются в стабильном состоянии гар­монии. Здоровье - это баланс ума, тела и физиологических энер­гий, выполняющих свои функции на физическом и ментальном уровне.

Что такое болезнь

В тибетской медицине болезнь определяется как энергетический и органический дисбаланс. Болезнь начинается с дисбаланса (на­рушение равновесия) физиологических энергий тела. Внешние условия, различные обстоятельства, сезоны, питание и поведение влияют на человеческое тело. Мешающие эмоции отражаются на работе всего организма и могут изменять обычное состояние ума и тела. Все эти нарушения способствуют увеличению, уменьшению, или расстройству Трех Жизненных Начал, проявляющихся пло­хим физическим и психическим самочувствием. Такие недомога­ния называют болезнью.

Впоследствии физические симптомы болезни полностью прояв­ляются или частично, например, простуда, опухоли, язвы и любые другие. Заболевания протекают как в острой, так и в хронической форме.

Лечебно-терапевтический массаж Ку Нье

Для того чтобы применять массаж в терапевтических целях, прежде всего, необходимо понять к какому типу заболеваний от­носится недомогание пациента. В противном случае массаж не бу­дет правильным и эффективным. Из этого следует: знать основы ТТМ и диагностические методы необходимо. Более подробно эти и другие темы изучают на третьем уровне программы по массажу Ку Нье.

Диагностические методы (осмотр, пальпация, опрос).

Осмотр

Осмотр языка

Один из диагностических методов - осмотр пациента. Осматри­вают размер и форму тела, цвет кожи, состояние волос, ногтей и зубов. К примеру, смотрят проявление пятен и полос на ногтях, на них нажимают, чтобы узнать, чувствует ли пациент боль. Осма­тривают глаза: склеры, их внешний вид, яркость; выявляют дефек­ты на роговице, смотрят на внутреннее состояние век и зрачков. Осматривают внешнюю и внутреннюю часть носа, форму ноздрей, кожу на носу - жирная она, или сухая. Уши рассматривают как снаружи, так и внутри, наблюдая критические точки и вены на зад­ней поверхности. Рассматривают слизь, кал, рвотные массы (если есть) - цвет и содержимое.




Наибольшее внимание уделяют осмотру языка и мочи.

Осмотр мочи

Пред тем как провести анализ мочи, пациент не должен употре­блять алкоголь, чай, свеклу или другие красящие напитки и еду, из­меняющие цвет мочи. Мочу необходимо осматривать под лучами солнца, для того чтобы точно различить цвет, пар и осадок. Мочу помещают в прозрачный чистый сосуд или в белую керамическую чашу. По различным характеристикам мочи определяется наличие или отсутствие расстройства. Осадок мочи образуется из крови и желчи. Моча - продукт выделения почек, и, наблюдая её харак­теристики и динамику изменений, можно отличить расстройства холода и жара.

Моча здорового человека:

Моча больного человека имеет некоторые отклонения от нормы. Мочу осматривают в три этапа:

  1. свежая моча - анализируют цвет, пар, запах и пузырьки,
  2. остывающая моча - смотрят осадок и поверхностную пленку,
  3. холодная моча - наблюдают изменение цвета.

Моча похожая на кровь, с отвратительным запахом, подобным гнилой коже, может указывать на приближающуюся смерть чело­века. А также, на смерть указывает моча без цвета, без запаха и без вкуса. В первом случае пациент, даже если проведет необходимое лечение, умрет от болезни горячей природы, во втором - от холод­ной.

Моча может также показывать провокации, не связанные с чело­веческой природой. Для того, чтобы определить к какому классу существ относится провокация, доктор размещает четыре палоч­ки в форме решетки над сосудом с мочой, а затем рассматривает фигуры и цвет мочи в каждом из квадратов, которые образуют па­лочки. Это исследование имеет очень древние корни, уходящие в тибетскую традицию Бон, существовавшую еще до нашей эры.

Пальпация и исследование пульса пациента

Прощупывают тело пациента, для того чтобы определить темпе­ратуру, обнаружить опухоли или кисты. Прощупывают кожу, во­лосы и ногти: гладкие ли они, или шершавые. Исследуют реакцию точек на надавливание, так определяют будущие и настоящие бо­лезни. Наибольшее внимание уделяют снятию показаний пульса. Исследование пульса - один из наиболее важных этапов в тибет­ской диагностике. Биение пульса, как посланник, сообщает о со­стоянии внутренних органов пациента и о природе болезни.

Чтение пульса

За день до исследования пульса пациент не должен употреблять в пищу мясо и другую плохо перевариваемую пищу, алкоголь. Кро­ме того, пациент не должен употреблять пищу, неподходящую для его типа, или пищу холодную по свойствам. Избегать тяжелой фи­зической нагрузки. Рекомендуется: сексуальное воздержание, вы­спаться, не переедать и не голодать, не говорить слишком много, не утомляться интеллектуальной деятельностью, не сидеть долго на одном месте и не путешествовать длительное время.

Если на приёме у пациента сбивается дыхание из-за быстрого бега, от волнения или, утомительного подъёма по лестнице, ему следует немного отдохнуть перед исследованием пульса. Идеаль­ное время исследования - утро, на заре, после пробуждения, когда уравновешены горячая и холодная природа дыхания, и энергии дня и ночи. В это время пульс наиболее точно передает информацию о состоянии здоровья, та как еще не подвержен влиянию энергий ночи и дня.

Место исследования пульса располагается на радиальной ар­терии. Отсчитывают расстояние величиной в фалангу большого пальца (пациента) от линии сгиба кисти руки, размещая на ней по­следовательно указательный, средний и безымянный пальцы. Ука зательным пальцем следует нажимать на кожу, средним на мышцу, безымянным на кость. Важно, чтобы пальцы доктора были чисты­ми и теплыми. Пульс смотрят на обеих руках, но у пациентов муж­чин доктор начинает исследование со своей правой руки, у жен­щин - с левой. То есть врач берет в свою правую руку левую руку пациента, и наоборот.


ьь>Л-:-:


Снятие пульса

Конституционный пульс

Принято говорить, что врожденный (он же конституционный) пульс здорового человека подразделяется на три типа:


•     нейтральный пульс (та пing rtsa) ный, преобладает энергия Слизи.

Пульс изменяется по сезонам:

медленный и регуляр-


Примечание: Здесь используют астрологические элементы КХАМ (khатs) - дерево, огонь, земля, металл и вода. Они используют­ся в медицине и астрологии и отличаются от первоэлементов ДЖЮНГВА ('bуипg bа) пространство, ветер, огонь, вода, зем­ля.

Эти даты из книги «Диагностика в тибетской медицине», лекции д-ра Ниды, стр. 19. Они более точно отражают реальность, т.к. ука­занные до этого даты это пики сезонов (равноденствия и солнце­стояния), а здесь действительно похоже, к тому же соответствует одной из систем китайского солнечного календаря.

У здорового человека существует еще 7 видов пульсов. Анализи­руя взаимоотношения между тонким уровнем энергии элементов, тонким уровнем ума и элементом Ветер, изучают внутренние про­блемы пациента благодаря диагностике пульса.

К этим 7-ми видам пульса относятся:

Как отличить здоровый пульс от пульса болезни?

Основное отличие заключается в частоте ударов.

Пульс здорового человека: 5 ударов пульса на цикл дыхания (вдох - выдох). При этом на протяжении сотни ударов не наблю­дается изменений в силе и в скорости пульса (под указательным, безымянным и средним и пальцами); биение не слишком поверх­ностное и не слишком глубокое. Биение пульса без больших про­межутков, пульс не слишком растянут.

Пульс больного человека: в целом можно разделить на две ка­тегории: пульс болезней жара и пульс болезней холода. Жар возникает от расстройства Желчи и крови. Холод возникает от расстройства Ветра и Слизи.

Пульс, указывающий на заболевание жара, обладает одной из ни­жеследующих характеристик:

Этот пульс прощупывается на поверхности или на более глубо­ком уровне, его удары быстрые. Поверхностные и быстрые удары говорят о повышении температуры (острая фаза), в то время как глубокие и быстрые удары говорят о хроническом жаре.

Пульс, указывающий на заболевание холода, обладает следую­щими свойствами:

медленный (bul) ненатянутый32 (ihod)

•    пустой (stong)

Поверхностные и медленные удары указывают на начальную стадию развития заболевания холода. Глубокие и медленные уда­ры говорят о хроническом заболевании холода.

Пульс, который указывает на приближающуюся смерть, изменя­ется, он неполный и останавливающийся. Пульс, указывающий на вмешательство демонов нерегулярный, изменчивый; удары про­тяженные, иногда останавливается, иногда происходят непредска­зуемые удары, этот пульс может казаться двойным.

Пульс защитной энергии Ла (blа) прощупывается на локтевой артерии у запястья. Если биение регулярное, это означает, что за­щитная энергия присутствует в человеке; если иногда останавли­вается, это значит, что жизнь человека в опасности.

Опрос пациента

Опрашивая пациента, необходимо выяснить причины болезни и ее симптомов. Очень важно правильно распознать первичные и вто­ричные причины, провоцирующие болезнь. Необходимо уточнить, была ли такая же проблема у родственников, не наследственная ли она. Спрашивать, какую еду предпочитает пациент, насколько она полезна, какие вкусы он предпочитает, в какое время ест. Узнать, какой климат и сезон оказывают влияние на физическое состояние пациента, какие цвета он предпочитает, в каком окружении про­живает и кем работает. После полного диагностирования можно применять общие методы лечения, укрепляющие тело, или очи­щения или специальное лечение для восстановления баланса Трех Жизненных Начал.


Каким должен быть тибетский врач

В традиционных тибетских текстах по медицине говорится о первичных условиях, помогающих стать хорошим врачом, или це­лителем. Здесь же дается описание способностей доктора, или це­лителя, а также приводятся в пример различные типы врачей, их знания и поведение.

Основатель тибетской медицины доктор Юток Йонтен Гонпо Младший (XII век) считал, что врачом может стать только тот, кто не проводит разделения между духовным самосовершенствовани­ем и путём квалифицированной помощи существам, страдающим от болезней. Врач должен обладать глубокими познаниями, безо­шибочным пониманием природы болезней и духовной силой.

Первичные условия, помогающие стать хорошим врачом: зна­ния, благожелательность, моральная ответственность, способно­сти, настойчивость и стремление находится в согласии с другими людьми.

Врач является целителем, если обладает совершенным знани­ем природы Трех Жизненных Начал, физических составляющих тела, а также лекарственных средств. Тибетский врач должен быть знатоком в фармакологии, в приготовлении лекарств, а также быть прекрасным психологом. Доктор, у которого отсутствуют данные качества, не сможет подобрать пациенту подходящее лечение.

Что касается различных типов целителей, то доктор наивысшего уровня (1) способен излечить любые физические и психические заболевания, и, кроме того, поможет распознать неведение, кото­рое является корнем всех заболеваний.

Исключительного уровня (2) доктор обладает даром ясновиде­ния по отношению к уму своих пациентов, к которым он всегда проявляет благожелательность, сострадание и порядочность.

Обычные (3) врачи делятся на два типа: квалифицированные и неквалифицированные. Квалифицированные врачи обладают не­обходимыми познаниями в теории и практике тибетской медици­ны, а также имеют значительный опыт и несут моральную ответ­ственность за пациентов. Эти доктора преданы своей работе. Они находятся в постоянном поиске и не ограничены тягой к мирским благам. Такие врачи очень внимательны, полны сострадания и не откладывают работу на будущее. Они относятся к здоровью паци­ентов, как к своему собственному, не брезгливы. Настоящие врачи принимают и используют методы других медицинских традиций.

Неквалифицированными врачами являются те, у кого отсутству­ют теоретические познания в медицине, клинической практике, а также необходимый опыт. Они игнорируют методы диагностики, в особенности анализ мочи и прощупывание пульса. Они не могут дать полезных советов относительно диеты и поведения, потому что и сами не соблюдают правила здорового образа жизни. Они иг­норируют различные методы лечения, не знают, как приготовить успокаивающие и очищающие лекарства, у них отсутствуют не­обходимые инструменты, они не умеют применять внешние про­цедуры и не в состоянии предугадать исход болезни.

Те, кто практикует тибетский массаж, не являются врачами, но, несмотря на это, они углубляют свои познания в тибетской меди­цине, и потому имеют шанс со временем стать хорошими терапев­тами.

Расстройства Ветра, Желчи и Слизи

Ниже приведен список первичных причин и вторичных условий, приводящих к нарушению каждого из Трех Жизненных начал, а также симптомы для трех возможных вариантов дисбаланса:

Первичные причины, вторичные условия и симптомы расстройства Ветра

Первичная причина расстройства Ветра - само жизненное на­чало Ветер, которое связано с эмоцией страсти, и естественным образом присутствует в теле. Выходя из равновесия, Ветер стано­вится причиной дисбаланса в организме. Важно помнить, что Ве­тер - возбудитель всех остальных болезней.

Вторичные условия расстройства Ветра:

•     чрезмерное употребление пищи горькой, легкой и грубой

Первоначально эти вторичные условия провоцируют рост и на­копление Ветра в местах его естественной циркуляции. Как толь­ко сила его возрастает до максимума, неизбежно наступает время проявления - болезнь. Иногда вторичные причины роста, нако­пления и проявления действуют так быстро и сильно, что все это происходит почти одновременно. Как только зарождается болезнь, проявляются ее симптомы. Расстройство Ветра происходит только при наличии вышеуказанных нарушений диеты и поведения. По­этому, прежде всего, необходимо понимать, что послужило при­чиной расстройства.

Исследование расстройства Ветра путем осмотра и пальпации

Осмотр:

Пальпация:

       пульс: пустой (stong) и плавающий (rkyal)


Опрос:

ной пищи, и наоборот, проявляются сильнее при употреблении легкой и непитательной еды.

Симптомы, указывающие на увеличение Ветра:

Симптомы, указывающие на недостаток Ветра:

ВАЖНО: Симптомы недостатка Ветра кратковременны в отличие от симптомов увеличения Слизи, которые, в свою очередь, более стабильные. Симптомы недостатка Ветра можно обнаружить, ис­следуя вторичные условия (диету и поведение), провоцирующие расстройство.

Первичные причины, вторичные условия и симптомы расстройства Желчи

Первичная причина расстройства желчи - сама Желчь, естествен­ным образом присутствующая в теле и связанная с эмоцией гнева.

Вторичные условия расстройства Желчи:

Исследование расстройства Желчи путем осмотра и прощупывания

Осмотр:

Пальпация:

пульс: тонкий (рhrа\ скрученный (griтs) и в острой стади бо­лезни - быстрый (тgуоgs)

-        у человека с расстройством Желчи как правило, горячее тело

Опрос:

Симптомы, указывающие на увеличение Желчи:

Симптомы, указывающие на недостаток Желчи:

Первичные причины, вторичные условия и симптомы расстройства Слизи

Первичная причина расстройства Слизи - это сама Слизь, есте­ственным образом присутствующая в теле, связанная с эмоцией неведения.

Вторичные условия расстройства Слизи:

Исследование расстройства Слизи путем осмотра и пальпации

Осмотр:

Пальпация:

-        пульс, указывающий на расстройство Слизи - погружённый
(bying), слабый33 (rgud) и медленный (dal)

Опрос:

•  боли в области талии и почек

опухоли зоб

смятение ума

тяга к длительному сну

летаргия

опухание и жесткость суставов

прибавление в весе

бездействие, леность

усиление симптомов на закате или рано утром

потеря аппетита после употребления тяжелой и жирной

пищи

Симптомы увеличения Слизи

Симптомы недостатка Слизи:

головокружение

дрожь

ослабление суставов

истощение физических компонентов (7 составляющих физического тела по ТТМ) из-за недостатка питательных ве­ществ

Лечение в ТТМ

ТТМ - это полностью натуральная, естественная медицина. В ти­бетской медицине рассматривают четыре способа лечения: диета, поведение, лекарства и внешние процедуры (в том числе и хирур­гические операции). Эти методы изображены на третьем дереве тибетской медицины.

Первый этап лечения включает рекомендации по образу жизни, в соответствии с сезоном, возрастом пациента, расстройством и другими обстоятельствами.

Второй этап лечения - рекомендации по питанию. Здесь учиты­вается много позиций: вкус и качества разных продуктов, которые были бы полезны при данном виде расстройства; пища и питьё, ко­торых лучше избегать. Назначается оптимальное количество еды и напитков, способствующих выздоравливанию: не голодать и не переедать, пить до обеда, после или во время еды и т.п.

Если рекомендаций по поведению и питанию недостаточно для выздоровления, переходят к третьему этапу лечения - лекарствен­ным средствам.

Если и лекарства не помогают, добавляют внешние процедуры. Но внешние процедуры могут быть назначены и без лекарствен­ной терапии. К хирургическому вмешательству прибегают в по­следнюю очередь.

Главной целью любой терапии является поддержание здоровья, продление жизни, и излечение болезней. Для того чтобы уточнить, какой метод лечения идеально подходит для конкретного пациен­та, прежде всего, необходимо поставить точный диагноз, <