Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Ступа Сваямбунатх.

Ступа СваямбунатхВ трёх километрах от Катманду на холме высотой 77 метров расположена Ступа Сваямбунатх, которая считается второй по величине после Ступы Бодднатх. История её «самовозникновения» овеяна легендами, уходящими в глубокую древность.

Согласно геологическим изысканиям, долина Катманду в те времена была заполнена водой, представляя собой большое озеро с островом в центре.  Рассказывают, что однажды над этим озером парил Изначальный Будда. Увидев внизу остров, он бросил на него семя цветка и предсказал, что из этого семени на острове вырастет чудесный тысячелепестковый лотос. Он явит собой  хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу («самосущего» в переводе с санскрита). Цветок расцвёл спустя 800 лет. Он стал духовным приютом для многочисленных Бодхисаттв того времени.

Однажды сам  Манджушри, покровитель знаний и мудрости, пришёл сюда из Тибета, чтобы поклониться святыне. Он рассёк горы в долине Катманду мечом, прогоняющим тьму невежества. Вода стала быстро покидать озеро через образовавшуюся в горах брешь, обнажая плодородную долину. Остров превратился в холм, который назвали Обезьяньим из-за большого количества населяющих его обезьян. На вершине холма спонтанно возникла небольшая хрустальная ступа, названная «самовозникшей» (Сваямбунатх). Впоследствии вокруг хрустальной ступы был построен настоящий храмовый комплекс. Древние тексты рассказывают о посещении царём Ашокой этого места в третьем веке до н.э. Строительством храма в более поздний период (460 г. н. э.) руководил лично король Манадэва, а к тринадцатому веку Сваямбхунатх уже стал крупным буддийским центром. Всё было бы замечательно, если б не монгольские завоеватели, вторгшиеся в Непал  в 1346 году. В поисках золота, варвары разрушили ступу. И лишь в период правления королевской династии Малла ступа вместе с храмовым комплексом была отстроена заново, претерпев при этом значительную реконструкцию.

Добираться до вершины холма лучше всего пешком по Большой Лестнице. Эта, очень крутая лестница, состоящая из трёхсот ступеней, была построена в 17-м веке при короле Пратап Малла. Сверху она выглядит почти отвесной. Поднимаясь по ней всё выше и выше, путник забывает об усталости, вовлекаясь в просмотр важнейших достопримечательностей. Ещё бы, ведь его глазу открываются отпечатки ног святых, барельефы, изображающие сцены из жизни Будды и многочисленные буддийские статуи.

ДорджеПреодолев последнюю ступень, путник встречает на вершине холма огромный дордже, лежащий у подножия Ступы Сваямбунатх. Символизируя быстрое просветление, дордже является важнейшим символом в буддизме Ваджраяны. Этот термин переводится с тибетского как «удар молнии» (санскр. ваджра). В тантрических учениях ваджра представляет мужское начало, а скипетр, выполненный в виде дордже и используемый в практиках и церемониях наряду с колокольчиком, символизирует женское начало.

Огромный дордже так же был создан при короле Пратап Малла. При нём неподалёку от большой ступы были построены и два шикхара (храм в индийском стиле).

Ступа Сваямбунатх по форме очень похожа на Ступу Бодднатх. Подобным же образом описывается и её символический смысл. На каждую сторону света со стен ступы взирают необычные по форме глаза - всевидящие глаза Будды, их проницательный взгляд проникает в самые глубинные аспекты ума.

Ступа построена на основании, выполненном в виде мандалы, символизирующей просветлённое сознание и соответствующее элементу земли. Следующая ступень символизирует воду, представляя собой кирпично-глиняную полусферу. Элемент огня выполнен в виде куба, ориентированного по сторонам света. Ещё выше размещена коническая крыша, состоящая из тринадцати колец, указующих на тринадцать ступеней, которые следует пройти на пути к Нирване. Крышу венчает зонт - символ самой Нирваны, а над зонтом возвышается шпиль, символизирующий собой эфир. В стенах ступы можно насчитать девять ниш, с установленными в них пятью фигурами дхьяни-Будд и четырьмя фигурами женских божеств.

Рядом с большой Ступой располагается много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств. Строительство большинства из них финансировалось  королями, браминами, богатыми домовладельцами или другими последователями из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней. Так же здесь расположено много храмов разных школ. В одном из них находится красивейшая шестиметровая статуя Авалокитешвары.

Вокруг холма по всему периметру построена ограда с молитвенными барабанами. Обходя ступу по часовой стрелке и вращая молитвенные барабаны с вложенными в них мантрами, паломники нарабатывают заслуги, вознося вместе с мантрами пожелания на благо всех живых существ. Считается, что спрятанная внутри барабана мантра начинает действовать с момента его вращения. Здесь можно встретить все восемь видов тибетских ступ. На протяжении коры (тибетское слово, обозначающее обход ступы) сооружены четыре новых чортена (тибетское название ступы) и установлено множество стен с молитвенными колёсами. Тибетцы называют Ступу Сваямбунатх Пакпа Щингкун.

В окрестностях Сваямбунатха построено много тибетских монастырей, в которых сегодня организуются  ретриты и семинары для западных студентов.

Величественные вершины Лангтанга и Ганеш Химал открываются взору путника с площадки у подножия ступы. Вместе с чарующим видом на Катманду  и его долину они не оставят равнодушными ни паломника ни туриста.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека