Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Об уме

Об умеВсе проблемы человека связаны с умом. В основе ума – разделение мира на «Я» и «Не Я», «Мое» и «Не мое». Эти части мира в свою очередь делятся умом на «хорошоплохо». И хотя «хорошо-плохо» имеет множество градаций, это деление мира фиксируется на начальной стадии развития каждого человека (обычно до 16 лет), запоминается, и в дальнейшем происходит подмена новых ситуаций на те, что хранятся в памяти. Когда в памяти накапливается некоторое критическое количество образов, анализ ситуации прекращается, любая ситуация рассматривается, как уже бывшая ранее и происходит просто перебор образов в памяти до частичного совпадения с наблюдаемой ситуацией. Способ подмены реальности, частично совпадающими с ней образами из памяти, намного быстрее полного анализа действительности. Такой способ приводит к стабилизации условий существования, к закреплению человека в определенной экологической нише. Особенно эффективен этот способ при относительно стабильных условиях существования. Но он совсем не подходит в условиях глобальных природных и социальных катаклизмов. Такой способ приводит к прекращению развития человека и как вида, и как личности. Человек живет циклами повторения прошлого и противится новому, человек становится рабом циклов ежечасно, ежедневно, ежемесячно, ежегодно. В культуре властвуют шаблоны, да и сама культура – следствие подмены реальности шаблонами. Способ существования по шаблону напрочь отгораживает человека от того, что есть, от реальности, от «здесь и сейчас». Этот способ позволяет нам существовать только в уме, избегая реальности. Способ существования в уме вынуждает нас относиться к нашей жизни, как к фильму. Фактически мы не живем, а постоянно просматриваем одну и ту же подборку фильмов, только в разной последовательности.

А существуют ли другие способы жить? Возможно, ли не использовать накопленный опыт, воспринимая «то что есть»? Попробуйте взглянуть на окружающее, как на то чего вы никогда еще не видели. Не получится – память автоматически подсунет вам, сохраненные и обработанные прежде образы. Сформировавшийся взрослый ум победить очень трудно. Даже в катастрофической ситуации ум может не уступить. Так что же делать?

Бороться с умом бесполезно, но можно его остановить.

Медитация – метод остановки ума.
Поскольку ум хоть и частично, но все же использует наблюдение, мы можем, не вовлекаясь в другие виды деятельности ума: мысли и оценки, - наблюдать за тем, как возникают и исчезают мысли (не вникая в предмет мысли), как возникают и исчезают различные чувства и ощущения (не оценивая их). В медитации мы не удерживаем появление или исчезновение мыслей, чувств, ощущений, позволяя им, течь свободно, но сдерживаемся от вовлечения, оставаясь беспристрастным наблюдателем. Важно еще отсоединиться от «Я», - наблюдающее «Я» не должно идентифицироваться с вашим «Я» - это должно быть чем-то неопределенным, успехи или неудачи наблюдающего «Я» должны быть вам безразличны. Вообще, стоит избегать оценок результатов медитации. Относитесь к медитации как к другой форме существования. Не делайте медитацию частью привычной жизни.

Концентрация – начальная фаза медитации.
Начинайте медитацию с концентрации, на мысли, на чувстве, на ощущении – на чем угодно. Понаблюдайте за любой мыслью, как она развивается, как исчезает, и постепенно переходите к наблюдению за возникновением и исчезновением мыслей. Понаблюдайте за ощущением, возникающим от дыхания на кончике носа, и постепенно переходите к другим ощущениям и наблюдайте за их возникновением и исчезновением по всему телу. Понаблюдайте за чувством, например, любви к себе или другому человеку (если этого чувства нет сейчас – сгодится и воспоминание о нем, только поместите его в центр груди), посмотрите, как оно меняется, как оно переходит в другое чувство.

Вторая фаза медитации – восприятие того, что есть здесь и сейчас. Это и легко и трудно одновременно. На этом этапе медитации не требуется что-либо выделять, определять или оценивать. Надо воспринимать то, что есть, как нечто неопределенное не требующее оценки, анализа, запоминания. Все то, что Вы воспринимаете на этой стадии, не может быть даже частично отнесено к прошлому опыту, - Вы с этим еще никогда не встречались, это неожиданно и восхитительно.

Переходя от концентрации к медитации, расставайтесь с объектами концентрации без сожаления и без оценки, не увлекайтесь. Если в медитации вы почувствуете необычайное облегчение и даже счастье, - не удерживайте этих чувств и не ожидайте их в следующий раз, не стремитесь к повторам. Реальность ни на что не похожа, у нее не бывает прошлого. Завершайте медитацию без колебаний, без сожалений и не пытайтесь удержать необычные состояния. После выхода из медитации воздержитесь от оценок результатов медитации, - то, что есть, не нуждается в оценках, оно не является результатом Ваших усилий, никак не относится к Вашему «Я», к Вашему прошлому, этого вообще не было, потому, что оно есть☺

Смех – завершающая фаза медитации.
Ум очень горд собой.
Ум останавливается на мгновенье, если он не в состоянии подобрать к возникшей ситуации образ из прошлого, а решение при этом оказывается до смешного простым – не надо никакого решения☺.
Смех останавливает ум. Ум не выносит, когда смеются над ним. Завершая медитацию смехом, вы сжигаете возникшие в медитации привязанности, вы освобождаетесь от только что прошедшего, и оно не становится прошлым.

Юрий Комаров
2010 год

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека