Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Будда Шакьямуни среди шестнадцати Великих Архатов

Будда Шакьямуни среди шестнадцати Великих АрхатовОбратимся к подробному рассмотрению полотен.

 На танке № 1 (ил. I), (204(1) х 13 3/4") мы видим Благословенного среди шестнадцати Великих Архатов и двух его великих учеников, Шарипутры и Маудгальяяны, стоящих по обеим сторонам трона; напротив трона мы видим Хэшана и Дхарматалу, двух "помощников религии". Господь Будда восседает на лотосовом троне (Падмасана)(2). Перед троном помещается Колесо Закона с различными подношениями на некоем роде алтаря. В нижних углах танки мы видим четырех владык - хранителей четырех сторон света. Обратим внимание на необычную позу Вирудхаки, владыки юга, в левом углу. Сочетание цветов - красно-желтого на зеленоватом фоне. Верхнее одеяние архатов желтого цвета с золотой вышивкой, нижнее одеяние красного цвета.

Нижеследующая схема поможет нашему описанию. Ее номера не совпадают с номерами тибетского списка архатов. Мы укажем место архатов в тибетском списке в каждом отдельном случае:

1. Архат Ангаджа. Старец с горы Ti-se (Кайласа). Его атрибуты - опахало и курильница благовоний. Он - первый в тибетском списке.

2. Бакула (тиб. Ba-ku-la). Старец, обитающий в Уттакуру, северной стране. Его атрибут - крыса, извергающая драгоценность. Он - девятый в тибетском списке. (Этот атрибут - достаточное доказательство того, что Бакула есть видоизмененное Накула, даваемое китайским списком. Накула означает на санскрите "мангуста", а также "кошель", так как кошели делались из шкурок животного.- П. Пеллио).

   
3. Ваджрипутра (тиб. rDo-rje mo‘i bu). Он обитает на Цейлоне (Симхаладвипа). В левой руке держит опахало, правая рука поднята. Он - пятый в тибетском списке.

4. Бадхра. Старец, обитающий в Ямунадвипа. Его атрибутом обычно является книга; на нашей танке он погружен в медитацию. Номер в тибетском списке - шестой.

5. Канакабхарадваджа. Он обитает в Апарагодани. Изображен в медитации. Восьмой в тибетском списке.

6. Рахула, обитающий в Приянгудвипа. Его атрибут - корона. Десятый в тибетском списке.

7. Калика (тиб. Dus-ldan). Обитает в Тамрадвипа. Его атрибутами являются две золотые подвески. Четвертый в тибетском списке.

8. Пиндолабхарадваджа. Обитает в Пурвавидеха. Его атрибутами являются книга и чаша. Мы уже упомянули, что этот архат широко почитаем. Ограниченный объем статьи не позволяет нам привести здесь легенды, связанные с ним(3). Двенадцатый в тибетском списке.

9. Аджита (тиб. Ma-pham-pa). Обитает на горе Ушира. Он представлен в медитации, с головой, покрытой собственной верхней одеждой. Второй в тибетском списке.

10. Пантхака (тиб. Lam-bstan). Обитает на небе Траястримчас. Его атрибут - книга. Тринадцатый в тибетском списке.

11. Ванаваси (тиб. Nags-na gnas), обитающий в пещере Саптапарни. Его атрибут - опахало. Третий в тибетском списке.

12. Нагасена (тиб. kLu‘i sde), обитающий на горе Випулапаршва. Его атрибуты - ваза и жезл, называемый кхакхара (тиб. ‘Khar-gsil). Четырнадцатый в тибетском списке.

13. Канакаватса
(тиб. gSer-be‘u), обитающий в Кашмире. Его атрибут - аркан. Седьмой в тибетском списке.

14. Гопака (тиб. sBed-byed), обитающий на горе Ватса. Его атрибут - книга. Пятнадцатый в тибетском списке.

15. Чудапантхака (тиб. Lam-phran-bstan), обитающий на горе Гридхракута. Он изображен в медитации. Одиннадцатый в тибетском списке.

16. Абхеда
(тиб. Mi-phyed), обитающий в Гималаях. Его атрибут - ступа. Шестнадцатый в тибетском списке.

Группу шестнадцати Великих Архатов сопровождают Хэшан и Дхарматала, "помощники религии" (bstan-pa‘i sbyin-bdag). Они принадлежат народной религии Китая, что следует из верования, наделяющего их способностью укрощать Дракона и Тигра - общераспространенных символов даосизма. Может существовать некоторое сомнение, что они вошли в группу шестнадцати архатов в Китае и что новоутвержденная группа достигла Тибета из Китая(4). "Помощники религии" не считаются архатами в Тибете: это доказывают их одеяния. Упасака Дхарма (тиб. ) постоянно изображается с длинными волосами, в костюме мирянина. На нашей танке он представлен стоящим с опахалом и сосудом в руках.

Обратим внимание на род нити (возможно, дымок от курений, находящихся в сосуде), которая соединяет его с небольшой фигурой дхьяни-будды Амитабхи, заметной немного выше алтаря. Его излюбленное животное, тигр, находится подле него. Дхарматала, или Дхарматрата, был знаменитым ученым хинаяны, составителем Уданаварги - собрания стихов на санскрите, соответствующего па-лийской Дхаммападе. Хэшан - это транскрипция китайского huо-shang, которое в свою очередь восходит к санскр. упадхьяя, "наставник", через промежуточную хотанскую форму(5). Этот титул - простое определение монаха в китайском буддизме. В Тибете имя Хэшан применяется к китайскому монаху, пришедшему в Тибет во времена царствования царя Тисронгдецана для проповеди махаяны. Его полное имя в тибетском буддизме - Хэшан Махаяна. Он изображен на танке, держащим четки и раковину. Рядом с ним виден играющий ребенок. Хэшан - обычный персонаж религиозных танцев, исполняемых ламами.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека