Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Активная сторона недеяния в тибетском буддизме

Вдруг под утро приснилось, что мы, люди, своей манерой многое проговаривать навсегда закрываем себе доступ к совершенно иному содержанию. Либо - либо. И можно было бы сказать - это обычный трюизм, если б не видел, как всё это происходит в некоем пространстве, там, где наше думанье и восприятие - как некие конфигурации тонкого вещества, это похоже на пластичную ткань, которая в то же время может струиться, как вода. Здесь видна активная сторона процесса восприятия мысли. Это то, что мы называем для себя думанием. Человек, реагируя на эту струящуюся ткань содержания, меняет с ней отношения в зависимости от своей реакции. И попытка при этом начать проговаривать ощущение этих отношений радикально меняет сами отношения.
Активная сторона недеяния в тибетском буддизме

Пока человек, впечатленный, а иногда и ослепленный вспышкой при контакте с тканью мыслеформы, говорит, пытаясь передать это, содержание меняет "расположение" по отношению к человеку - и может оказаться более недоступным. Сам их мгновенный контакт тоже влияет на мыслеформу, но не принципиально. Человек же не ориентируется в этом, не имея объективного зрения "там", и не может произвольно вести себя по отношению к мыслеформам. Он может их притягивать, концентрируясь на ощущении своего предыдущего контакта. Но поскольку этот контакт сам по себе уже изменил их отношения, человек никогда не может повторить однажды возникшее.

Однако, есть род, в котором изначально целокупно и одновременно даны определенное состояние ума, высказывание и деяние. Это дхарани и мантры.

Описанный выше способ жизни относится к обычной, ежедневной мысленной атмосфере вокруг человека, склонного к достаточно тонкому, но, скорее, поэтическому, чувственному восприятию. В пределе этот род восприятия и мышления приводит к состоянию мистика. Он настроен более на восприятие, нежели на концентрированное оттачивание каких-либо сторон мыслеформ, и потому они имеют дело со столь пластичными в материальном отношении объектами, буквально текучими. И потому люди, односторонне развитые, люди жесткого мышления (то есть привыкшие контактировать с жесткими, грубыми формами мысли) совершенно объективно не способны воспринять толком озарения поэтов - их инструменты восприятия не настроены улавливать текучее или слишком для них пластичное. Такие люди привыкли искать в мысли твердую опору и потому инертны в своих откликах на вызовы жизни.

Но есть род мыслеформ, которые обладают совершенно иной геометрией - почти кристаллической, но состав такой материи может быть невероятно тонким, предполагающим очень высокие частоты колебаний "тела мысли" человека. Они связаны с деятельностью умов, привыкших к высокой и продолжительной концентрации на достаточно статичных формах, присущих различным аксиомам. Это философы и поэты-философы, получающие свой род удовлетворения от контакта с такими формами - их внутренняя психофизика сформирована сообразно таким занятиям. Совершенно невозможно представить, чтобы человек проявил себя как философ, не имея при этом в течение многих жизней накопленные навыки к устойчивой концентрации ума на том или ином объекте. И стоит отметить, что "тело мысли" вовсе не выдумка каких-то оккультистов публичного толка. В системе знаний древней Индии это носит название маномайя-коша. Многие буддисты, особенно европейцы, говорят, что в "их" учении нет подобных вещей, но это только свидетельствует об их крайней неосведомленности об Учении Будды и ошибке впадения в крайность отрицания. Они просто до сих пор не могут взять в ум, что иллюзорность не означает несуществования чего-либо в мире и самого мира. Иллюзорность - это способ существования.

Иногда говорят: "Чем же принципиально отличаются так называемые "энергетические центры" существа человека от той среды различных энергий, в которой человек живет и вращается?". Ответ прост: среда и любой из центров человека в этом смысле соотносятся как океан и жемчужина в раковине. И, конечно, совершенно особенный жемчуг рождается в океане амриты. Нельзя сказать, что жемчуг инороден по отношению к океану, нельзя сказать, что они одно и то же. Это не объясняет факт появления существ вообще, то есть не объясняет причину, стоящую за каждым потоком сознания. В причинном смысле никаких людей не существует и поток сознания - это нечто иное. Рискну пойти против течения потока - все, что движется, имеет причину движения, уводящую за пределы этого движения.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека