Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Нисхождение в мир людей

"Звук раковины отличен от других звуков, свет солнца ярче любого другого, Дхарма Будды не сводима к мирским учениям, и только Он указывает на их несостоятельность".

Лалитавистара сутра

Пребывание в мире Тушита и выбор места и времени рождения. На небесах Тушита, что означает "Полные Радости", одна жизнь небожителя или дэва равна 576 миллионам лет в их измерении. Для людей это кажется вечностью. Поскольку область богов также обусловлена кармой, то их бытие, каким бы оно ни было продолжительным и радостным, рано или поздно завершается. Появляются особые знаки, присущие для этих сфер, указывающие на конец жизни.

Звуки небесной музыки донесли до Бодхисаттвы Шветакету смысл будущих деяний. Он осознал себя в бесконечной родословной всех будд. Пришло время войти в мир других существ для проявления неисчезающего и вечно обновляющегося учения — Дхармы, возвращающей потерявшихся к Истоку. Когда люди на земле жили 10 000 лет, Шветакету сначала решил, что поpa, но он потом рассудил, что за такой срок жизни живые существа не постигнут скоротечность и иллюзорность всех явлений. Когда живые существа стали жить не менее и не более ста лет, Бодхисаттва решил, что время пришло. Ждать наступления возраста, ограниченного пятьюдесятью годами, не было смысла — живые существа не смогли бы понять сложные истины Учения за такой короткий срок.

Омовение царицы Маха Майи в озере Анотата. Настенная живопись. Дембава Вихара. Шри Ланка, XIX в

Из всех космических систем Бодхисаттва выбрал Джамбудвипу — мир людей. Из всех континентов и стран Он выбрал Индию, как наиболее готовую в духовном отношении землю, куда и раньше приходили будды. Она уцелела как континент, в то время как карта Земли с незапамятных времен поменялась несколько раз. Там рождались риши и шраманы, которые пытались постигнуть тайну мироздания и поддерживали древнюю веру в возможность окончательного Освобождения от оков страдания. Ко времени нисхождения Шветакету на землю, именно в Арьяварте, Индии, зародились необходимые условия, способствующие пониманию учений, выводящих человека за пределы любых ограничений. Поэтому свой выбор Бодхисаттва остановил на этой благословенной стране.

Принять земной облик он решил в кшатрийской среде, варне воинов, в роду раджи Шуддходаны, семья которого жила на берегу реки Рохини, между Варанаси и подножием Гималайских гор. Она правила Шакьями или саками — индоскифами в городе Капилавасту. По соседству с Шакьями обитало племя Колианов. Две дочери правителя Колианов стали женами Шуддходаны. Обе были бездетны. Бодхисаттва выбрал себе в матери старшую жену Шуддходаны — прекрасную Махамайю, которой к тому времени было уже сорок четыре года.

Таким образом, созерцая мир своего будущего существования, Он обратился к богам всех сфер с призывом: "Я войду в чрево Махамайи, на Джамбудвипе, и обрету Нирвану. Кто также хочет достичь Освобождения, перерождайтесь со мной в этой стране!"

Громогласным эхом разнеслись по всем божественным мирам поучения Шветакету. Взяв лучезарную диадему, Он поместил ее на голову Святого Майтреи. "О небожители, — обратился он к ним, — я ухожу сейчас на Джамбудвипу для того, чтобы стать Буддой. С этого времени излагать Учение вам будет Майтрея". Многие божества возликовали от радости, что в мире появится Будда, другие опечалились. "Небеса без тебя опустеют, — говорили они, — в мире же, омраченном страстями, живые существа пребывают под чарами лжемудрецов и шраманов, ведущих в тупик. Боги перечислили 18 главных тиртиков (6 брахманских, 6 обычных и 6 особых шраманов), вводящих в заблуждение ищущих, но это не остановило Бодхисаттву. "Как звук раковины не спутать с другим звуком, так и мое Учение не смешается с мирскими учениями", — сказал он.

Приняв, по совету одного из богов, форму белоснежного облачного слона, Благословенный Бодхисаттва удалился с небес Тушита, увидя на себе последние отблески дивных солнц и, будучи окружен радужными облаками, стал опускаться в более грубые и тягостные слои чувственного мира.

Состояние умов и уход пратьекабудд. За 12 лет до материнства Махамайи стали распространяться всевозможные слухи и пророчества. Нужен был мудрец, чтобы решить духовные проблемы, которые вставали перед жаждущими истины мыслителями и аскетами. Дэвы и сыны богов, приняв облик бродячих брахманов, стали провозвещать пророчества о скором появлении в мире Будды. Многие из аскетов, такие, как Ашита, слышали это, преисполнившись ожидания, и вычисляли по древним предсказаниям время и место прихода, старались обнаружить приметы и знаки.

Эти вести достигли ушей пратьекабудд, которые не учат и о которых не знают. "Через 12 лет Бодхисаттва будет зачат в чреве матери, поэтому вы должны покинуть эту землю, — сказали боги-вестники, — вам теперь здесь нечего делать". Пратьекабудца Матанга, пребывающий на холме Голангу-лапаривартана недалеко от Раджагрихи, ушел в нирвану, оставив отпечатки своих ступней на камне. 500 пратьекабудд ушли в нирвану через элемент огня. Они взлетели в небо и вошли через созерцание в измерение огня. Пепел от их тел упал па землю. То место так и назвали — "Ришипатана" — "Место, где упали риши-мудрецы".



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека