Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Достижение высшего пробуждения

Первые Постижения.

Гаутама, стремящийся к царству иного бытия, окреп после преодоления недавних препятствий, и сразу приблизился к тому уровню глубинного познания, в котором легко мог разгореться пламень премудрости, где горят все соблазны чувств, желания, воля и, наконец, само сознание, а с ним и само понятие об отдельной от мира индивидуальности, само понятие индивидуального "Я", или Атмана, — последняя опора двойственности, а потому и последнее препятствие к Освобождению от оков сансары.

Полночь была временем равновесия. Он проявил второй путь Практики санск. прайога марга), третий путь просветления (санск. даршана марга) и четвертый путь углубленного созерцания (санск. бхавана марга). В полночь он погрузился в четыре степени дхьяны и приобрел три вида наивысшего Знания.

Он пришел к знанию непостоянства всего. Он пришел к знанию того, что все проявленное бытие является неудовлетворенностью или страданием. Он пришел к знанию того, что не существует отдельного от окружающего мира индивидуального "Я". Он постиг эти три признака в их полноте и многообразии. Затем Он пришел к познанию 12 звеньев Взаимобусловленного Происхождения. Он постиг во всей полноте, что такое омрачающее неведение, что такое содеянное, вытекающее из неведения, что такое шесть баз органов чувств, что такое соприкосновение сознания с органами чувств и объектами, что такое чувство или эмоции, что такое вожделение, что такое стремление к сансаре, что такое жизнь, обусловленная неведением, что такое рождение в этом мире, что такое старость и смерть.

После постижения во всей глубине 12-членной Пратитья Самутпады Он пришел к постижению четырех благородных истин: 1. Болезнью жизни является страдание или неудовлетворенность; 2. Причина этого страдания в желаI ниях; 3. Есть состояние за пределами мира страданий — нирвана; 4. Есть восьмеричный благородный путь, ведущий к нирване.

При самом первом проблеске зари Он объявил "Путь вне практики" (санск. ашаикша-марга) и до восхода солнца, в единый момент, привел к завершению все шесть парамит. Благодаря своим подношениям он реализовал парамиту Деяния. Освободившись от членов обусловленного происхождения, связанных со страстями, реализовал парамиту Терпения и чистой Нравственности; благодаря восхвалению будд прошлого — парамиту Усердия; и непосредственно вслед — реализовал парамиты Дхьяны и Праджни (Премудрости). Вследствие этого, благодаря силе мгновенной Праджни, он стал истинно совершенным Буддой (абхисамбуддха) , достиг полного Пробуждения, ясного и глубокого, никем не превосходимого. Вырос до высоты семи пальмовых деревьев и произнес: "Воистину закончен путь учения, и завершен цикл древнего пути!"

Живопись на шелке. Дуньхуан

Полное Пробуждение.

Подвижник из рода Шакьев, в миру Сиддхартха Гаутама, нареченный Шакьямуни, достиг высочайшего Знания и Блаженства, стал истинно реализованным существом — Татхагатой. Он стал "Пробужденным" — Буддой, обладающим бесформенным (дхармакайя) и формным (рупакайя) телом. Он проявил нирвану, где исчезает все мыслимое и представимое, где нет ничего и в то же время — неизреченная полнота. Там нет ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее самое бытие.

Позже он сказал об этом как о труднейшем и редчайшем явлении: "В этом мире, в этой жестокой жизни, где властвуют пять зол — зло иллюзии времени, зло противопоставления себя и других, зло всеобщей страсти, зло перевоплощения и зло уничтожения других ради самосохранения — в такой жизни я смог достичь пробуждения!"

Неописуема свобода открывшегося состояния. Обычное существо не в силах понять и постигнуть этот всеохватывающий покой зеркала. Что может сказать об этом омраченный и неудовлетворенный ум?

Путь обучения был завершен, и та сфера, в которую Он отныне вступил, сфера нирваны, пребывает сама в себе, в своей сущности и природе. Шакьямуни стал Пробужденным и Архатом, стал существом, чей путь непостижим. Он стал Татхагатой, шествующим в нирване, не стесненным никакой несвободой. "Какой тропой вы поведете Этого, тропы не имеющего?". Человека, который, обладает хотя бы одним из таких состояний, как страсть, привязанность, вы можете вести вперед, но у Пробужденного нет ни единого условия для следующего существования. Какой тропой вы поведете того, кто не обусловлен?" Гаутама стал высочайшим Буддой, боги сыпали на него цветы и чтили его. склонившись пред ним. Мир наполнил ся светом, земля дрожала и гудела, от этого гула Будды десяти сторон света исполнились неизреченной радости. Послышались их приветствия новому Будде, который вступил в бессмертное, пределов не имеющее братство: "Так же, как мы,Ты достиг пробужденья, Ты пришел к состоянию Будды таким же путем. Ты чист, как алмаз, где отражается свет истины".

Будда воскликнул в ответ: "Плод пути — блаженство и свобода от тягостной темницы сансары. Семя Будды в каждом существе. Если они победят Мару, то достигнут нирваны за короткий срок". Боги запели от радости, а Пробужденный, Бог богов, Деватидэва оставался еще неделю под деревом Бодхи, созерцая древо Пробуждения.

После этого дерево, под которым произошло Пробуждение Будды, стало одним из главных мест паломничества буддистов, некоторые из них уносили с собой веточки, срезанные со священного дерева, чтобы посадить их на своей далекой родине.

Битва с Марой. Настенная живопись. Дембава Видхара, Шри-Ланка, XIX в

Память прошлых рождений.

Все прошлое стало ясным. Ничем неразрушимое просветленное сознание восприняло вереницы прошлых жизней. Все свои рождения он узнал. "Я вспомнил, — говорил потом Будда, — сначала только части своих прошлых существований, потом полностью жизни следующим образом: сначала одну, предыдущую жизнь, затем две жизни, затем три, четыре, пять, десять, двадцать, потом 50 жизней, затем 100, 1000, 100 000 жизней, и так до бесконечности..."

После Будда ясным видением воспринял существ, исчезающих из одного состояния существования и появляющихся в другом рождении. Он видел простых и благородных, красивых и безобразных, счастливых и несчастных, бредущих по жизни согласно своим деяниям...

Радость Пробуждения охватила ничем не обусловленное существо, свободное от тягостных рождений: "Через многие рождения брел я в поисках строителя дома. Рождение снова и снова горестно. Теперь, строитель дома, смотри: дом (тело) разрушен, стропила Воинство Мары. (желания), подпирающие его, рухнули, конек крыши (неведение) убран"... 

Рельеф Гандхара

Первые путешествия.

На второй неделе Он совершил далекое путешествие в 3000 миров, соседних с нашей вселенной. На третьей неделе Он снова созерцал дерево Бодхи, уже не закрывая глаз. На четвертой неделе Он совершил другое путешествие, не такое длительное, как первое, к Восточному и Западному морям.

Мара искушал его уйти в окончательную нирвану, но Будда сказал, что открывшиеся ему истины о нирване и о пути к ней Он должен поведать миру, всем живым существам, и дух противоречия покинул его. Дочери Мары вновь пытались приблизиться к нему, но Совершенный превратил их в старых ведьм. На пятой неделе была дождливая и бурная погода, и Будда пребывал водном мире, у Нагараджи Мучилинды. На шестой неделе Он приблизился к древу Ньягродха Аджапала и обратился к аскетам: "Блаженна уединенная жизнь воспринявшего Истину, прекрасна жизнь того, кто смягчает сердца живых существ, кто, пребывая в Дхарме среди многих, не причиняет никому вреда..."

Первая неделя после просветления. Настенная живопись. Медавала Вихара, Шри-Ланка, XIX в.

Святые раздумья.

На седьмой неделе Он находился у ствола священного дерева. Еще раз думая об открывшейся ему истине, Он усомнился в ее доступности для большинства людей. И сел под деревом в святых раздумьях: как возвестить истину, поймут ли его люди?

Это сложно, ведь он овладел познанием глубокой истины, свободной, просветленной, как Амрита — источник жизни, силы, просветленья. Но если возвестить ее другим, кто поймет ее глубину? Боги, услышав это, поняли, что требуется поднести Победоносному просьбу о возвещении Дхармы. Брахма и Индра со свитой дэвапутр стали умолять нового Джину: "В этой стране проповедуются низкие учения, появившиеся от заблуждения ума. Поэтому, о Муни, мы просим Вас допустить нас к Учению. Пусть чистое Учение Будд будет услышано всеми!"

Взглянув на мир глазами, полными сострадания, среди людей затуманенных прахом суеты, Будда различил и людей благого расположения, видящих опасность ошибок незнания и будущие жизни. "Да откроется дверь бессмертия для Ум имеющих, способных мыслить и рассуждать, — сказал Будда, — пусть с верой встретят Дхарму, желанную и благую, совершенную в начале, совершенную в середине, совершенную в конце. Татхагата принял решение. И когда он принял это решение — возвестить миру Учение о Нирване и о пути к ней — боги поднесли Будде чашу нищенствующего шрамана. Приняв эту чашу в свои руки, он благословил ее и двинулся от древа Бодхи к живым существам.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека