Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Абхидхарма. Сутры. Виная

Абхидхарма.

С учеными людьми, философски настроенными брахманами и шраманами и с бхикшу, выходцами из этих категорий, Будда говорил на их языке. Такой язык назывался языком шастр (комментариев). Учение, излагаемое таким образом называлось Высшая Дхарма или Абхи-дхарма (метафизика) и являлась основой философского буддизма.

Будда утверждал, что его высшее учение объясняет все явления жизни и практики посредством особой теории дхарм. Примером служит индивидуальное сознание человека, которое рассматривалось в качестве потока неделимых частиц или элементов, носителей определенных качеств — дхарм. Каждая дхарма являлась либо положительной, либо негативной, в зависимости от буддийской цели спасения. Будда насчитывал таких дхарм около ста.

Как буквы алфавита, числом всего не более тридцати группируются в слова и отражают всю многообразную лексику языка, так и дхармы сознания, группируясь, создают устойчивые сочетания, что приводит органы чувств человека и их объекты к сцепке и состоянию своего особого восприятия мира. К таким дхармам относились пять стихии, клеши, мудрость и интуиция, в общем, все содержимое психики человека.

Будда вычленял из дхарм те, которые были необходимы для Освобождения (дружественность, сорадость, сострадание, равностность, усердие и др.) и рекомендовал подавлять дхармы-клеши (страсть, ненависть, жадность и пр.). Можно видеть, что Пробуждение Будды внесло перемены в учения его наставников — Арады и Удраки, по сути, он восстановил неискаженные древние корни этих учений, отбросив ложные наслоения.

Будда Шакьямуни с двумя главными учениками.Танка. Бурятия.

Сутры.

С бхикшу, брахманами и шраманами, другими людьми, которых более занимали этические проблемы, Будда говорил на языке сутр, то есть "суждений". Любая тема, по прецеденту, рассматривалась с точки зрения принятия (положительного примера) и отвержения (не должного поведения). Поэтому сутра или речь Будды является "перекрестком" мнений, суждений относительно любого явления, его оценки с точки зрения приемлемости буддийских правил и этических норм.

Как правило, исходя из принципа ахимсы (ненасилия), Будда не начинал своей речи до момента, пока кто-либо из присутствующих не обращался к нему с вопросом. При этом ясность изложения темы Буддой не являлась гарантией от пристрастного восприятия со стороны отдельных лиц и категорий слушателей, среди которых были не только люди. Уже, начиная с Бенаресской сутры, в слушаниях Будды участвуют боги, асуры, наги, киннари, якши и другие существа.

Виная.

Сами правила и этические предписания излагались Буддой по случаям нарушения кем-либо из бхикшу, послушников или мирских последователей вначале небольшого "неписанного" устава и свершения проступков, нарушающих жизнь Сангхи, приводящих к искажению учения или негативным последствиям для самого виновника, потерявшего осознанность. Со временем таких правил стало насчитываться свыше двухсот (253 для полного монаха). Для предотвращения проступков и для покаяния в каждом из них проводились ритуалы Пратимокши (санск. "исповедь").


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека