Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Ананда

Ананда. Ученик Будды. Китайский стиль эпохи Суй (конец VI в.)

Вставал Шакьямуни рано. Свое ежедневное утреннее умывание Он совершал обычно с помощью своего любимого ученика — Ананды. Со времени прихода в сангху, что случилось в памятные дни в Капилавасту, Ананда горячо привязался к Татхагате и был счастлив служить ему. Он подавал ему воду, помогал одеваться, обмахивал опахалом. Главным содержанием его жизни была любовь к Учителю и служение ему. Чистый в своих помыслах, искренний, всегда готовый пожертвовать собой ради блага Учителя, Ананда разительно отличался от своего родного брата Дэвадатты.

В сангхе Ананда считался "казначеем". Будда ввел его в свое самое близкое окружение, в котором находились бхикшу и махатхеры (старшие монахи), постоянно присутствующие рядом с Татхагатой и сопровождающие Его во всех странствиях. Ананда попросил Будду снизойти до трех его просьб: не говорить новую Дхарму в его отсутствие, не скрывать от него никакое учение и позволить всегда сопровождать Будду, куда бы Он ни последовал. Учитель Бхагават улыбнулся и три раза ответил: "Да, да, да, пусть будет так".

Не выделяясь какими-либо сверхъестественными способностями. Ананда тем не менее обладал очень сильной памятью и действительно запоминал все слова, произносимые Буддой. Поэтому все сутры начинаются словами: "Так я слышал. Победоносный Будда пребывал с таким-то числом бхикшу... в Шравасти... " Это слова Ананды, повторяющего речь Будды.

Несмотря на то, что Ананда стал Архатом только после Махапаринирваны Учителя, он стал патриархом-держателем Учения, вторым после Махакашьяпы, и удостоился впоследствии посвятить самого Падмасамбхаву.

Именно благодаря Ананде, нарушилась старая запретительная традиция, не допускавшая женщин на путь бхикшу. Ведя искусный диалог о значении и достоинстве присутствия женщин в сангхе и несмотря на сопротивление некоторых бхикшу, Будда "уступил" аргументам Ананды и позволил женщинам вступать в сангху и организовывать женские монастыри или оставаться дома, ведя жизнь бхикшуни. Многие женщины достигали состояния Архата. Посвящения в сангху женщин начались в те яркие и значимые дни, когда Владыка Будда вступил под сень родного когда-то дворца в Капилавасту.

Первой бхикшуни стала Его приемная мать, сестра Махамайи — Махапраджапати. Даже знаменитая Амрапали, будучи упасакой, решила вступить в общину и услышала священные слова: "Приди ко мне, о Бхикшуни!" Она стала первой буддийской поэтессой, воспевшей просветленный дух и неповторимую красоту отрешенной жизни.

Когда Татхагата находился в городе Кошавати, он вознесся на небеса, в область богов, для того, чтобы обратить свою мать, которая возродилась там. Он проповедовал ей абхидхарму, высшее учение. Исполнив свой долг, он спустился по лестнице из ляпис-лазури, и его возвращение стало известно как "нисхождение из области богов", приравниваемое к повороту Колеса Учения.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека