Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Патриархи сангхи

Со временем среди учеников появились люди, более других склонные к тому или иному разделу по учений Будды. Тхера Упали проявлял наибольший интерес к Винае — Уставу монастырского общежития или правилам бхикшу. Махакашьяпа, слывший за сурового старца, стал знатоком абхидхармы — высшего учения, объясняющего сутры, — которые знал, все до единой, Ананда.

Отношения с тремя сословиями.

Слава о пришедшем Будде дошла до правителя Магадхи — махараджи Бимбисары. Со своей свитой, придворными и министрами он отправился в селение Гайя, где пребывал Учитель. Увидев известного подвижника Кашьяпу у ног Будды, Бимбисара все понял и постиг величие Благословенного. Он внимательно выслушал речь Будды о четырех истинах, о тройственном постижении мира и, узнав, что и миряне могут приобщиться к Дхарме путем соблюдения заповедей упасаки, объявил себя и весь царский двор последователями и покровителями Будды, Дхармы и сангхи.

В заключение Бимбисара подарил общине бамбуковую рощу Велувана, которая раньше служила радже для отдыха и развлечений, и пригласил Пробужденного к себе во дворец. Со временем этот первый крупный дар сангхе — бамбуковый парк стал первым постоянным пристанищем буддийских бхикшу и преобразился в вихару — буддийский монастырь.

На следующий день, когда Будда прибыл со своим окружением, с Шарипутрой и Маудгальяяной, с другими архатами и бхикшу во дворец, Ему и его ученикам прислуживал сам махараджа. Так царь выражал свое почитание трем драгоценностям. Эти и другие почести не изменили образа жизни Будды и его бхикшу. По-прежнему ходил он от дома к дому с протянутой патрой — чашей для сбора подаяния в руках, по-прежнему молча стоял у дверей, опустив глаза, и молча отходил, наполняли ему чашу или нет. По-прежнему его одеждой было красновато-шафрановое рубище, сшитое из квадратных лоскутков. Чаще всего вместе с ним шествовали большие толпы бхикшу. Эти молчаливые шествия людей в желтых одеяниях, двигающихся по пыльным дорогам Магадхи, производили на народ неизгладимое впечатление.

Их всюду встречали приветливо. Иногда навстречу ему выходили всем городом или деревней, нарядившись в лучшие одежды, осыпая святого гостя ароматными цветами, предлагая ему и монахам кров и угощения. Многие богатые купцы и хозяева последовали примеру махараджи и подарили сангхе еще несколько прекрасных мест с садами и парками. К таким дарителям-упасакам принадлежал принц Джета и домохозяин Анахтапиндада и другие. Люди зачастую оспаривали друг у друга право пригласить Учителя и накормить его бхикшу. Местные знатные и богатые владельцы, даря Будде и сангхе что-либо — парки, помещения или совершая для них что-нибудь полезное, считали себя облагодетельствованными, когда эти дары или помощь принималась.

Однажды Пробужденный с учениками принял приглашение известной танцовщицы Амрапали. Узнав об этом, много молодых людей из знатных семей отправились к ней, упрашивая уступить им честь принять Татхагату. На их просьбу Амрапали ответила, что не уступила бы им даже тогда, если бы они отдали ей весь город со всеми его землями. В тот день принадлежащая ей манговая роща была в центре внимания, там отдыхал, обедал и проповедовал великий Будда. На прощание Амрапали просила Учителя принять рощу в дар сангхе.

Помимо бхикшу или последователей Будды, полностью отрекшихся от мира, к Будде приходило много других мужчин и женщин, принадлежавших к классу купцов и богатых домовладельцев (гахапати), с большим вниманием слушая его проповеди о том, в чем заключается долг обычного человека в миру, готового оставаться во власти кармы и повторных рождений, но со светильником буддийской практики.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека