Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Часть III. Дхарма. Буддизм сутр, тантр и дзогчена.

Восьмирукий Авалокитешвара Дуньхуан. Живопись на шёлке. Дуньхуан
Иногда, говоря о буддизме, полагают, что он представляет собой единую систему верований и обрядов, понимаемую и практикуемую повсюду одинаково. Но это справедливо в отношении буддизма в не большей мере, чем в отношении других мировых религий. Сразу же после нирваны Будды выявилось значительное несовпадение во взглядах среди его учеников, что привело к зарождению и созданию нескольких школ и направлений.

Как мы видели, процесс подразделения Дхармы Будды на несколько течений был обусловлен, с одной стороны, самим характером (относительный и тайный уровни) проповеди Будды, а с другой — особенностями человеческого восприятия.

Практики, обладавшие своим особым видением Будды, Дхармы и Сангхи, в течение длительного времени "отшлифовали" свои воззрения и тем самым в значительной мере отдалились от приверженцев других взглядов. При этом, характерным для буддизма является то, что все эти направления не считаются внутри него самого чем-то вроде сект, отклонившихся некогда от некой единой и правильной школы.

С большим или меньшим единодушием (за редким исключением) все они признаются традиционными, то есть исходящими от Будды и рассматриваются как три основных те

чения буддийской Дхармы:

хинаяна ("Путь узкой колесницы"),

махаяна ("Путь широкой колесницы"),

ваджраяна ("Путь алмазной колесницы") иначе называемой мантраяной или тантраяной.

Другим делением буддистских учений с точки зрения методов достижения просветле- ния является выделение в нем:

сутр,

тантр,

дзогчена.

Учения сутр, к которым относятся хинаяна и махаяна основаны на отречении тех или иных формах монашеской дисциплины. Учения тантр, род духовной алхимии, имеют своим главным методом преображение или трансформацию нечистого кармического видения в чистое.

Шричакрасамвара. Бронза. Позолота. Тибет.

Дзогчен — это путь спонтанного самоосвобождения, когда практикующий его, с помощью характерных для этой школы учений, обнаруживает себя в изначальном состоянии, цели всех духовных устремлений. Каждое из этих течений, в свою очередь, делится на значительное количество школ и направлении, имеющих свои особенности. Широкая гамма разнообразных верований и обрядовых практик существует также и среди приверженцев одной и той же группы в рамках одной общины. Различия бывают порой так велики, что невольно приходится удивляться, как все эти варианты могут уживаться в рамках буддизма. Одни буддисты делают упор на самопознании путем медитации, другие — на благих деяниях, третьи — на поклонении Будде. Можно даже сказать, что внешне существует не один буддизм, а множество различных буддизмов.

И тем не менее во всех направлениях содержится единое ядро, это отличает буддизм от остальных религий и в то же время позволяет ему приспосабливаться к новым условиям, к способностям и карме бесчисленных живых существ.

Современные школы тибетского буддизма проповедуют единство сутры и тантры, а отчасти и дзогчена. Каждая колесница входит в один из этих разделов. Хинаяна и махаяна относятся к буддизму сутр, а ваджраяна к буддизму тантр. Колесница или яна, в свою очередь может подразделяться еще на две-три яны, всего, за период развития буддизма проявилось до девяти таких ян (согласно древним школам тибетского буддизма), или семи ян (согласно новым). "Колесница" означает,что она есть способ для достижения окончательного прсветления, совершенный и законченный. Каждый человек прибегает к

разным "янам", в соответствии со своими склонностями и способностями.

К буддизму сутр относятся первые три колесницы из девяти (две в хинаяне и одна в махаяне) ввиду того, что последователи этих направлений воспринимают Будду лишь как проповедника пути отречения, по преимуществу изложенного в сутрах, речах исторического Будды. Передача учения происходит здесь от человека к человеку, от учителя к ученику уже не одно тысячелетие.

В хинаяне данный метод отречения (от сансары) применяется в чистом виде. а в махаяне с противоядием — четырьмя безмерными мыслями, к которым отно сятся любовь, милосердие, сорадость и равность. Есть и другие методы.

К малой колеснице или хинаяне отно сятся перв

ая и вторая — колесница слуша телей (шраваков), и колесница одиноких пробужденных (пратьекабудд). Их практика состоит главным образом в соблюдении дисциплины чистой нравственности и поддержании осознанности.

К великой колеснице, или махаяне. относится колесница бодхисаттв, каким до своего становления Буддой был и сам Шакьямуни. Здесь практикующий с осо бой силой развивает бодхичитту, альт руистическую мысль принести конеч ную пользу другим.

Последующие колесницы, несмотря на принадлежность к тантрам, также счи таются относящимися к махаяне, ввиду широкой проповеди бодхичитты, нераз рывной с учением о пустоте. Тантраяна включает в себя здесь непревзойденное богатство методов, практиковать кото рые можно лишь при наличии опытного наставника и получении надлежащих по священий.

Три первые яны (шравакаяна, пратье кабуддаяна и бодхисаттваяна) называ ются также колесницами Причины, по тому что эта практика направлена на такую деятельность, которая служит при чиной для достижения пробуждения.

Иными словами, буддизм сутр является колесницей причины, где сознание аккумулирует психические и физические заслуги, а практикуя путь поведения бодхисаттвы, получает желаемый плод, состояние Будды. Считается, что сознание и есть причина такого результата, и что причина и результат следуют один за другим. Поэтому указанные яны и называются колесницами причины.

Великая ступа (Махатхупа). Анурадхапура. Шри-Ланка, II в. до н.э.

Последователи Будды, которые видели в нём прежде всего человека, аскеташрамана, достигшего нирваны путем отречения от всех человеческих отношений выделились в отдельное направление—Учение старейшин (стхавиравада). Это течение получило название хинаяны — "малой колесницы". Такое название этом)‘ направлению дали сторонники махаяны.

Современная форма Учения старейших — тхеравада — придерживается некоторого приемлемого аскетизма. Это означает, что достижение нирваны является уделом лишь отрекшихся от мира, поэтому членами Сангхи могут быть только монахи с полным набором обетов. Мирские последователи, не являясь членами Сангхи, поддерживают ее материально, поскольку буддийское монашество, посвятившее себя цели достижения освобождения, не должно соприкасаться с повседневной жизнью. Буддийская Сангха и государство, в тех странах, где доминирует хинаяна, пришли к своего рода двоевластию: всеми духовными делами государства управляет Сангха, а всеми светскими — государство.

Хинаяне присуща увлеченность сложнейшей схоластической проблематикой, жесткое стремление универсализировать идеал архатства, доступный лишь монашеству, в монашеской среде уделяется существенное место положению о том, что человеческое тело состоит из "нечистых веществ", способных вызывать лишь чувство отвращения. Монах должен был постоянно перебирать в уме внутренние составные элементы своего физического естества, размышляя над их отталкивающими свойствами. Ему рекомендовалось проводить больше времени вблизи обнесенных оградой мест, куда обычно складывали мертвецов, и наблюдать, как хищные птицы, шакалы и черви поедают разлагающиеся трупы.

Вместе с тем в мирской среде постулируются иные, более жизнерадостные и жизнеутверждающие идеалы домохозяина, накапливающего праведным путем богатство, укрепляющего и любящего семью, усиливающего государство; рекомендованы к изучению те сутры Будды, в которых он обращается с наставлениями к военачальникам и царям, с перечнем их буддийских добродетелей и необходимых личных качеств, освящаемых Дхармой.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека