Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Философские школы хинаяны

Разделение на школы и выделение собственно хинаяны началось после третьего собора в городе Паталипутра. Через 160 лет после окончательной нирваны Учителя четыре старейшины (тхеры) Сангхи в городе Кусумапура (Паталипутра) читали Писание на четырех разных языках: санскрите, апабхранше, пракрите и пайшачике. Возникли разночтения, ученики стали придерживаться отличающихся воззрений и таким образом возникло разделение на четыре основные направления. Они, в свою очередь, дали начало разделению на 18 школ. Каждая из них претендовала на то, что она одна имеет учение Будды, а другие не имеют.

Вспомнили и о древнем пророчестве, сохранившемся в текстах с древнейших времен, где говорилось о том, как однажды царь Крикина увидел пророческий сон: в нем он увидел кусок белой ткани, растягивающийся в разные стороны восемнадцатью людьми, но при этом не рвущийся на куски. Тогда он спросил Будду Кашьяпу (первого), как истолковать этот сон. Будда сказал: "Этот сон не означает ни хорошего, ни плохого для Вашего Величества. Он предвещает, что хотя учение (будущего Будды) Шакьямуни будет разделено на 18 частей, освобождение подобно этому неразделимому куску ткани". Это означало, что все 18 школ потенциально были включены Буддой в свое учение.

Четыре основных направления были:

1. Мула-Сарвастивада (то есть коренная, первая Сарвастивада);

2. Махасангхика;

3. Самматийя;

4. Стхавира Сарвастивада.

Четыре направления в свою очередь разделились на восемнадцать школ, которые в основном разделяли взгляды сарвастивады. Эта школа и ее ответвления получили свое название от утверждения "все дхармы есть (сарва асти)". Они полагали, что "дхармы (элементы сознания)" существуют всегда: и в прошлом, после того, как они появились, и в настоящем, в момент появления, и в будущем, когда появление их еще не совершилось.

Сарвастивада оставила значительное письменное наследие и представляла основную форму хинаяны. Стоит отметить характер миссионерской деятельности ее последователей, обусловленный прежде всего ориентацией на создание новых монашеских сообществ, в том числе и за пределами Индии. Важно подчеркнуть в этой связи, что такие выдающиеся буддийские учителя, как Васумитра, Васубандху и Сангхабхадра, принадлежавшие к хинаянской традиции, прилагали чрезвычайное усердие именно для распространения философских воззрений Сарвастивады. Все три раздела буддийского канона рассматривались сарвастивадинами как слово Будды, а это. в свою очередь, означало, что исторический Будда Шакьямуни считался ими первым Учителем, положившим начало буддийской философии.

Вайбхашика. Эта школа возникла на пятом буддийском соборе в Кушаншахре и состояла из сарвастивадинов, возглавляемых Васумитрой, признающих за авторитетное писание сочинение Вибхаша, комментарий на абхидхарму. Фактически вайбхашика — это второе название для сторонников сарвастивады. Вайбхашики признавали реальное существование дхарм, вместе с их отдельными моментами — рождением, появлением, проявлением, быванием и угасанием. Знаменитая "Энциклопедия абхихармы" — Абхихармакоша была составлена учителем Васубандху в духе именно вайбхашики.

Саутрантика. На этом же соборе от сарвастивадинов, признавших трактат Вибхашу, отделилась школа Саутрантика, основанная учителем Кумаралатой, которая не стала признавать трактат Вибхаша за авторитетное сочинение. Она получила свое названия от слова "сутра", поскольку саутрантики, признавая абхидхарму, не разделяли увлеченность схоластическими спорами по поводу природы дхарм, а для аргументации в дискуссиях предпочитали опираться на простые суждения сутра-питаки. Они полагали, что к слову Будды следует причислять лишь тексты, вошедшие в первый и второй разделы канона (сутра и виная). Третий его раздел, абхидхарма-питака, рассматривался саутрантиками как тематическое собрание высказываний, рассеянных в сутра-питаке. Для них абхидхарма сарвастивадинов была не словом Будды, а результатом труда учителей и наставников. В силу этого саутрантики не признавали за абхидхарма-питакой канонического статуса.

Свои религиозно-философские воззрения саутрантики развивали исключительно на основе сутр. Но сутры не были предназначены для систематического изложения буддийского религиозного мировоззрения, и поэтому между ними и трактатами абхидхарма-питаки обнаруживались определенная несогласованность в употреблении буддийской терминологии и ее интерпретации. Поэтому главная историко-культурная заслуга саутрантиков состояла в разработке логических принципов установления достоверности канонических текстов. Эти принципы позволяли устранить противоречия, существовавшие между различными разделами канона и пост-каноническими трактатами (шастрами).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека