Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Пять обетов

I. Даю обет воздержания от убийства

Этот обет означает полное воздержание от убийства любого живого существа — человека, животного или насекомого. Буддизм, основывая свое воззрение на таких понятиях, как причина и следствие, карма и перерождение, непостоянство, страдание и другие, дает веские основания для предположения, что мы можем при некоторых обстоятельствах вызвать смерть какого-либо живого существа. В отличие от других религиозных систем, где животные считаются рабами воли человека и созданы для того, чтобы обеспечить людей едой и питьем, буддизм определенно не дает никакого права кому-нибудь убивать: "...все дрожат перед наказанием, жизнь дорога всем; таким вот образом сравнивая себя с другими, не следует ни убивать, ни вызывать чье-либо убийство". Это наставление Будды.

Мы наблюдаем поэтому, что во времена, когда в Индии практиковались жертвоприношения людей и животных, Будда выступал против этой бесчеловечной и бессмысленной практики.

Такая святость жизни порождается сострадательным отношением любви и симпатии к каждому живому существу, которое должно рассеять все формы ненависти и враждебности. Следует не только воздерживаться от убийства и не быть причиной убийства, но также следует помогать жить и быть причиной жизни в положительном смысле. В человеческой истории со времен Будды это положительное приближение к воздержанию от убийства было, вероятно, впервые на деле достигнуто императором Ашокой Дэванамприя, который приказал образовать больницы и лечебницы даже для животных на обширной территории империи Маурья.

По поводу убийства животных в "Абхидхармакоше" Васубандху есть рассуждения на эту тему, смысл которых сводится к тому, что предполагаемая неизбежность убийства животных в обычной жизни, особенно домашних животных, не будет иметь тяжелых последствий в том случае, если человек, кому приходится этим заниматься, не будет воровать, не станет проявлять насилия к своей жене, не будет грешить словом, т. е. сквернословить.

Однако тут же подчеркивается, что если убийство животного влечет за собой неоднозначное отношение, вызывающее противоречивые чувства и раздвоенность сознания, то, вне сомнения, от подобного действия следует отказаться. Тем более, если человек принял обеты упасаки, то он должен отказаться или оставить все профессии, связанные с непосредственным убийством животных. Непричинение вреда живому, или принцип "ахимсы", который требует в конечном итоге запрета на убийство животного, не распространяется в буддизме на потребление мяса и других продуктов животноводства. В Трипитаке есть даже сутра, которую Будда произнес на тему, как правильно есть мясо.

Белый старец. Рельеф. Бурятия

II.Даю обет воздержания от воровства

Это предполагает справедливое право собственности и запрещение незаконного присвоения или воровства имущества другого. В обществе ясно признается, что личность имеет право владеть имуществом и собственностью, ставя конечным условием то, что имущество и собственность приобретены законным путем. Будда на многих примерах утверждал полезность богатства и его значение для ведения счастливой и удовлетворенной жизни. Относительно экономики Будда указал четыре вида счастья, которые могут происходить от богатства. Знание или вера, что вы владелец по отношению к богатству, дает приятное чувство удовлетворенности. Это то, что называется счастье обладания (артха-сукха).

Имея богатство, не следует накапливать его как скряга, чье богатство не приносит владельцу непосредственной пользы, но следует использовать его для оплаты цены всего необходимого в жизни. Это бхага-сукха, удовлетворение, проистекающее от использования богатства.

Следует также быть способным принимать во внимание свою трудоспособность и планы по расходованию средств и быть способным поддерживать разумное равновесие. Будда советует нам не делать долгов, поскольку такая ситуация является вредной и деморализующей для человека. Тот факт, что ты не должен никому, является облагораживающим знанием и считается анана-сукха, великим счастьем или счастьем незадолженности. Долг — это пассивное принятие чужих средств без определенной уверенности в возможность его будущего погашения.

В свою очередь богатство приносит с собой и все манеры разнузданности в поведении. Мудрый должен остерегаться такого образа жизни и быть способным оберегать свою собственность от использования в недолжных целях. Счастье, которое проистекает от такого поведения, называется анаваджа-сукха, счастье справедливой жизни.

Будда подчеркивает, что в поисках богатства и успеха необходимо стойкое усилие или уттхана-сампада, а также желательность защиты и охраны того, что справедливо приобретено, аракки-сампада. На человека налагается также обязанность пользоваться богатством осмысленным и полезным для других образом. Кроме использования богатства для своего собственного блага, следует расходовать его и для блага своих друзей и родственников, помогать бедным и практикующим Дхарму. Таким образом, собственность налагает определенную обязанность на владельца. Его долг — использовать богатство и для общего блага.

III. Даю обет воздержания от неправильно поведения в сексуальной жизни

Нельзя отрицать тот факт, что неправильное поведение в семейной жизни может причинить неисчислимый вред всему обществу. Неправильная и непристойная сексуальная деятельность не только влечет за собой потерю богатства, но также и духовную дегенерацию человека. Дхарма Будды поэтому советует всем справедливым и здравомыслящим людям воздерживаться от этого проступка.

В "Абхидхармакоше" Васубандху неправильная или запрещенная для буддиста-мирянина половая связь имеет следующую четырехчленную трактовку: выражение "без хождения" означает измену законному партнеру. Выражение "не будучи членом" означает преступную связь с применением насилия, между монашествующими, с детьми, мужеложество и связь с животными. Выражение "без времени" означает недопустимость половых связей во время великих религиозных праздников, во время ритуальной церемонии и с законным партнером во время месячных. Выражение "без местонахождения" означает недопустимость половых связей в храмах, в святых местах и демонстративно.

IV. Даю обет воздержания от лжи

Принявший этот обет человек должен при всех обстоятельствах говорить правду. Это имеет жизненное значение, так как ложь может создать и создает много проблем для всех. Будда говорит о мягкой и правдивой речи как о достойной благословения.

Одним из пунктов святого восьмеричного пути является Самьяк-вак, истинная или совершенная речь. Эта Речь, согласно объяснениям, должна быть незапятнанной в четырёх смыслах: она не должна быть ложью, не должна быть сплетней, не должна быть грубой, и не должна быть лишенной содержания, смысла. Того, кто говорит правду, уважают в обществе, к нему относятся как к образцу доверия и правды. Конечно, нет необходимости объяснять, что сейчас в обществе сложно обнаружить таких людей, у которых склонность говорить правду преобладает. Сегодня проявляются, главным образом, явное недоверие и подозрительность, которые проистекают, в основном, от неискренности в речи и поступках.

V. Даю обет воздержания от принятия опьяняющих напитков

"Сигала сутта" в "Дигха никайя" перечисляет шесть губительных следствий, проистекающих от принятия опьяняющих веществ, а именно — потеря богатства, ссоры, болезнь, плохая репутация, небрежное одеяние и неуравновешенный ум. Живой, бодрствующий и здоровый ум необходим для нашего развития и процветания, а это как раз то, что разрушает опьяняющее вещество в человеке. Под влиянием дурманящих субстанций человек не в состоянии отличить правое от ложного, хорошее от плохого и добродетельное от греховного. Относительно пьянства в "Абхидхармакоше" Васубандху мы находим: "Установлено, что открытый грех — опьяняющие напитки. Почему указаны только дела пьянства, а другие правила Панчашилы не указаны? Чтобы другие правила сохранялись, потому что при питье опьяняющих напитков другие части обетов не охраняются.

По природе питье не является заслуживающим порицания. Заслуживает, порицание по существу, питье лишь при действии омрачения сознания. Непьянящее вино необходимо как лекарство. Когда пьют, не опьяняясь, зная меру, то это не вызывает омрачения.

В сутрах сказано: "Очень сильная привязанность к вину ведет к дурным перерождениям. Вслед за ней снова и снова начинается неблагоприятный поток элементов бытия, проецируются деяния плохого перерождения".

Что касается монахов, Будда сказал так: "Монахи, называющие меня своим учителем, не должны пить опьяняющие напитки объемом даже с острие травинки куша".


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека