Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Четыре правильных усилия

Данная формула "усилий" встречается в разных местах канона: "В связи с этим бхикшу порождает усилие воли, упражняет и инициирует энергию, прилагает и напрягает мысль для невозникновения дурных, плохих элементов (дхарм).

То же самое он делает ради отстранения от дурных и плохих дхарм, которые уже возникли, а также ради возникновения благих дхарм, которые еще не возникли, и, наконец, ради пребывания благих дхарм, их незапамятования, умножения, преобладания и совершенствования" ("Саманапхала-сутта"). Соотношение благих и неблагих дхарм, т. е. добра и зла в отдельном индивиде и во всей вселенной, зависит от усилий человеческой воли, энергии, мысли. Это означает, что наличный кармически обусловленный комплекс дхарм, составляющий каждое живое существо, может быть преобразован человеком на новой качественной основе, а именно на основе благих, положительных дхарм.

Последние рождаются не сами по себе или в силу общего прогресса, выражающегося в увеличении положительных дхарм, а только в силу самих действий человека. Все, что благоприятствует спасению, должно быть каждый раз "отвоевано" у естественного течения событий, как оно складывается в результате кармических влияний и вторичных обстоятельств. Образно говоря, буддист не может укладываться спать на вчерашней добродетели. Он ни на минуту не должен терять контроль над созданием благих дхарм, за тем, чтобы эти дхармы утверждались, умножались и в конечном счете преобладали, а неблагие дхармы просто не появлялись на свет.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека