Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Восьмеричный путь

Третья Истина говорит о пути, которым должен идти последователь Будды. Он выражается Восьмеричным путем который проповедовал Будда в своей первой Бенаресской сутре. Восемь членов Благородного пути следующие:

1. Совершенное Воззрение (санск. самьяк дришти). Такой взгляд на мир, когда он видится таким, какой он есть, без предубеждений и иллюзий, т.е. осознание на деле Четырех Истин Будды. Правильное Воззрение — это не только непринятие готовых догм, наставлений или положений веры, но и непредубежденное, беспристрастное интуитивное проникновение в природу вещей и всего происходящего так, как оно есть на самом деле. Слово "самьяк" имеет более глубокий смысл, нежели "правильное" или "совершенное": оно обозначает полноту, целостность, совершенство действия или состояния в противоположность чемулибо несовершенному или одностороннему. Правильное Воззрение — это переживание, а не формальное интеллектуальное признание Четырех Благородных Истин Будды.

2. Совершенная Мысль ("правильное намерение, совершенное понимание") (санск. самьяк самкалъпа). Совершенное понимание и решимость, требующая полного осознания человеком содержания своего сознания, с целью устранения препятствий — омраченности, страсти и ненависти.

3. Совершенная Речь (санск. самьяк вака). Речь, исполненная открытости, искренности и сердечности, речь, объясняющая учение Будды.

Правильная Речь определяется как воздержание от лжи, клеветы, грубой речи и фривольных разговоров. Однако то, что указанное определение не следует понимать исключительно негативно, подтверждается приводимыми в "Ангуттара-Никайя", X, 176 разъяснениями: "Он говорит истину, опираясь на истину, он предан истине, заслуживает доверия... Он никогда сознательно не говорит лжи ни ради своей выгоды, ни ради выгоды другого человека, ни ради какой бы то ни было иной выгоды. То, что он услышал здесь, он не повторяет в другом месте, дабы не послужить там причиной разногласий и раздоров... Так творит он согласие меж теми, кто расходится в мнениях, и поощряет тех, кто обрел согласие. Согласие радует его, он любит и наслаждается согласием; и именно это согласие несут миру его слова. Он избегает грубой речи и говорит слова ласковые, успокаивающие ухо, полные любви, проникающие в сердце, вежливые и дорогие на радость многим. Он избегает фривольных разговоров и говорит в должное время, в согласии с фактами, говорит необходимое и полезное, говорит об Учении, дает практические наставления; его речь подобна сокровищу, в должный момент сопровождаемая аргументами, размеренная и полная смысла. Это называется Правильной Речью".

4. Совершенное Действие (санск. самьяк карманта). Это действие, лишенное Пяти грехов. Правильное Действие определяется как отказ от уничтожения живого, от воровства, от половой распущенности. При этом позитивная сторона действий, которые не только формально "правильны", но и совершенны, в смысле полного согласия с внутренней установкой и с направлением к цели, выражена в следующих словах: "Без палки или меча (без применения насилия или принуждения), добросовестно, с глубоким сочувствием он заботится о благе всех живых существ".

5. Совершенная Жизнь или Образ Жизни (санск. самьяк аджива). Способ обеспечения средств к жизни, когда пользуясь благами жизни,мы не притесняем при этом других, а также жизнь стремящегося к освобождению в соответствии с учением Будды.

Правильный образ жизни определяется как воздержание от любых занятий, которые могут повредить благу других существ, например: торговля оружием, живыми существами, мясом, алкогольными напитками, опасными для жизни ядами. Все, связанное с обманом, вероломством, предательством, гаданием, хитростью, ростовщичеством, должно быть отброшено, но жизнь чистая, справедливая и полезная, такая жизнь, которая ведет человека к своему собственному телесному и духовному благополучию и в равной мере к благополучию других окружающих существ — такой образ жизни называется совершенным.

6. Совершенное Усилие (санск. самьяк вьяяна). Правильное Усилие, состоящее из четырех стадий: 1) усилие к уничтожению зла (клеши), уже возникшего в нашем разуме; 2) усилие в предотвращении зла (клеши), которое еще не возникло; 3) усилие к созиданию благих качеств, которые еще не возникли; 4) усилие к развитию благих качеств, уже возникших.

Благими качествами, которые необходимо развивать и совершенствовать, являются семь факторов просветления, а именно:

1) собранность разума; 2) распознание истины; 3) энергичность; 4) вдохновение, 5) безмятежная ясность; 6) сосредоточенность; 7) равностность.

7. Совершенное Памятование (санск. самьяк смрити). Осознавание или памятование, анализ себя, собственного сознания, с целью преобразования его в более высокое.

Это четырехчастное памятование и ясное представление обо всем, что происходит с телом (кайя), чувствами (ведана), разумом (читта) и психическими элементами (дхармы). Это размышление преимущественно аналитично. Оно во многих отношениях предвосхищает методы и результаты современной психологии. Но буддизм идет дальше. Он не ограничивается анализом и контролем над сознанием в том его виде, как оно есть, но ведет к более высокому синтезу или интенсификации сознания посредством Самадхи.

8. Совершенное Самадхи (санск. самьяк самадхи). Сосредоточение или йогическое созерцание, посредством которого преодолеваются понятийные представления и достигается уровень высшей мудрости, ведущей к нирване.

Правильное Самадхи — восьмой шаг на пути. Его объекты те же, что и объекты седьмой ступени, его ведущие факторы те же, что и факторы шестой ступени. Но если прежде эти семь факторов просветления существовали только в зачаточном состоянии, то здесь, на ступени самадхи, они достигают своего полного завершения, зрелости. И в то время как объекты седьмой ступени попрежнему остаются в сфере понятийного мышления, то на восьмой ступени они поднимаются в сферу интуитивного сознания реализации. Слово "концентрация", хотя и не исчерпывает полностью значение самадхи, является, однако, основной характеристикой этого состояния;

Таким образом, Правильное Сосредоточение, в свою очередь, становится основой Правильного Воззрения, Правильной Мысли и других ступеней Благородного Восьмеричного пути, который теперь переживается на более высоком уровне, и этот спиралеобразный процесс продолжается вплоть до достижения полного Освобождения.

Будда Акшобья. Танка, Бурятия.

Будда не признавал никакой самостоятельной, изолированной, от самого человека и от мира, "души", не желая, таким образом, потакать этернализму, но в то же время он предостерегал от нигилизма, поскольку учение о повторных рождениях и перевоплощениях человека независимо оттого, сакая именно часть его личности была способна к перевоплощению) казалось обществу того времени вполне естественным. Однако ни в ведах, ни в упанишадах не содержалось подобной доктрины. Только Сарвастивадинская школа Ватсипутриев признавала в человеке особую сущность, которая перерождалась, — очень тонкую, а значит сложную для определения.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека