Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Колесница пратьекабудд

Все пратьекабудды делятся на две категории: "отшельники" и "общающиеся":

1. "Пратьекабудда, подобный носорогу" идет своим путем практики в полном одиночестве;

2. "Пратьекабудда общающийся". В пределах этого второй категории выделяют два типа.

Во-первых, здесь те, кто уже достиг третьего из четырех подразделов пути Накопления. Во-вторых, все те, кто находится на уровнях между последней фазой пути Накопления и незадолго до вступления на завершающий буддийский путь Вне-Учения. Эти два типа называются соответственно: "Пратьекабудда, общающийся в большой группе" и "Пратьекабудда, общающийся в узком кругу". Однако слово группа может означать также и "совокупность заслуги и мудрости", причем определения "большой" и "узкий" указывают на соответственно затраченные усилия.

Отсюда, первый тип можно понимать и как "обретший заслугу и мудрость великим усилием", поскольку он работает на более раннем этапе, а второй — "обретший заслугу и мудрость малым усилием", поскольку он работает на последующих путях. Отличительный момент здесь в том, что "большее усилие" необходимо тогда, когда верующий проходит начальные этапы пути Дхармы, а по мере его духовного прогресса требуемые усилия уменьшаются. Здесь уместно привести сравнение: если садовник хочет освободить заросший сад, то вначале ему потребуются огромные усилия, чтобы привести его в порядок и выполоть все сорняки; но когда это достигнуто, то для дальнейшего поддержания порядка требуется сравнительно небольшое усилие.

Поскольку главная тема сосредоточения в ходе медитации последователей колесницы Слушателей отличается от той, на чем сосредоточены последователи колесницы молчаливых будд, то и нирвана, освобождение от сансары, которое они достигают в итоге, отличается. И хотя в конце концов о последователях обоих колесниц говорят как о достигших уровня архата, в их состояниях есть качественные различия, поскольку различаются достигнутые ими воззрения с позиции пустоты (шуньяты). Осуществляя практику и созерцание подобно шравакам, пратьекабудды особо выделяют созерцание Двенадцатичленной формулы взаимозависимого возникновения.

В схематическом изложении, общая структура пратьекабуддаяны будет следующей: Воззрение. Пратьекабудда признает отсутствие индивидуального "Я" личности, а также того, что связано с психическими явлениями. Они признают отсутствие индивидуального "Я" в феноменальных объектах, но придерживаются той точки зрения, что мельчайшие моменты сознания (дхармы) являются реальными.

Цель. Достижение собственного просветления благодаря собственным усилиям.

Практика. Соблюдение всех обетов индивидуального освобождения. Осознанность.

Медитация. Созерцать Состояние покоя или шаматху, и Четыре Благородные Истины с шестнадцатью аспектами, как в шравакаяне. Кроме того, они созерцают двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения в прямом и обратном порядке.

Результат пути. После накопления добродетелей в течение ста кальп пратьекабудда — подобный носорогу — завершит достижение нужных качеств от ступени до состояния архата на стадии пути вне-учения (ашайкша-марга).

Итак, среди последователей хинаяны различаются слушатели (шраваки) и одинокие пробужденные (пратьекабудды). и те и другие должны пройти по пять путей, что вместе составляет десять путей хинаяны, к ним относятся путь накопления, освоения-применения, видения, созерцания и путь вне-учения.

Хотя слушатели (шраваки) — ниже, а одинокие пробужденные (пратьекабудды — выше, основа у них одна, и те и другие, следуя методу отречения стремятся лишь к индивидуальному освобождению от круговорота бытия (сансары). Они берут за основу свод этических правил (виная) в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство состояния безмятежности (шаматха) и особого(трансцендентального) видения — постижения — интуиции (випашьяна), устремленного к пустоте (шунья), трактуемой как иллюзия, тем самым они избавляются от загрязнений (аварана) ума и эмоций, и от их семян, так что загрязнения не могут произрасти вновь.

Действуя так, они достигают освобождения, проходя последовательно через четыре стадии реализации, вплоть до архата. Последнее состояние в хинаяне считается высшим. Архат не ведет и не спасает, он лишь личным примером и проповедью указывает на нирвану — высшую цель религиозной жизни.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека