Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ТРЕТИЙ ПОВОРОТ КОЛЕСА УЧЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ МАХАЯНЫ О ВИДЖНЯНАВАДЕ. Великие йогачары

Третий поворот Колеса Дхармы, или Последняя проповедь, была произнесена в Вайшали, где обитали сверхестественные существа, не известные обычным людям. Будда проповедовал бесчисленным бодхисаттвам, истинно утвердившимся в любой из колесниц, стремящихся к высшей цели, а также богам, нагам, якшам, ракшасам и людям.

К сутрам, произошедшим от Третьего Поворота, относятся прежде всего "Сандхинирмочана" сутра — основная сутра Последнего Колеса. Сутры, которые согласуегся с ее содержанием, считаются сутрами Колеса Абсолютной Истины.

В общем, когда махаянская сутра учит о трех признаках (лакшана) реальности, а именно, о воображаемой реальности (не возникающей в действительности), зависимой и абсолютной, то она принадлежит к сутрам Последней Проповеди. Кроме того, когда махаянская сутра учит, что колесниц в конечном счете три, она тоже относится к ней.

Учение Виджнянавады содержалось в первоначальной проповеди Будды Шакьямуни, но было до необходимого времени скрыто от людей, как и учение о Праджняпарамите. Открыл и восстановил это учение Арья Асанга.

Майтрейя с голубым лотосом. Настенная живопись. Фундукистан.

Великие йогачары.

Асанга.

Великий пандит Асанга, младший брат Васубандху, в течение 12 лет созерцал Будду будущего Майтрейю в пещере горы Кукупаду. Предание утверждает, что после завершения созерцания, Асанга увидел на дороге собаку в червях и решил избавить ее от страданий. Он отрезал кусок мяса от собственного тела. чт( у бы выманить им червей, но когда он попытался поймать собаку на ее мес г с вдруг появился Будда Майтрейя и спросил у Асанги, что он желает от него. На это Асанга ответил: "Я желаю распространять Учение махаяны". Тогда Майтрейя велел Асанге держаться за край его одежды и отправился в чистую страну Тушита . Асанга пробыл в Тушите 6 месяцев и слушал Учение от самого Майтрейи. Возвратившись на землю людей, он записал 5 трактатов:

1. Уттаратантра.

2. Дхарма-дхармата-вибханга.

3. Абхисамаяламкара.

4. Сутраламкара.

5. Мадхьянтавибханга.

Согласно преданию, Асанга обратил в махаяну Васубандху и распространял махаянское Учение Будды в аспекте виджнянавады в течении 150 лет. Учение Арья Асанги постулировало примат высшего (абсолютного) сознания, поэтому стало называться "учением о сознании (виджнянавада)" или "учением только о мысли (читта матра)", а поскольку он утверждал о соединении (йога) абсолютного сознания с относительностью (Шунья). то это же учение стали называть и йогачарой (поступающие как йоги).

Жил Асанга в IV веке в нынешнем городе Пешавар в Гандхаре и является одним из самых выдающихся мыслителей маха яны. Наиболее важными сочинениями, бесспорно принадлежащими Асанге, являются: "Иогачарабхуми-шастра" (Учение о великих областях йоги); одним из разделов этого сочинения является "Бодхисаттва-бхуми" (Учение о великих обла стях бодхисаттвы); "Махаяна-санграха" "Абхидхарма-самуччая" (в этом сочине нии изложена система махаянской абхидхармы). Асанга был связан и с тантрийским буддизмом (ваджраяной), в частности, с одним из самых ранних текстов этого направления — Гухья-самаджа-тантрой Асанге принадлежит один из первых спе-циальных трактатов по буддийской логике. Согласно буддийской традиции, Асанга обратил в махаяну своего младшего брата Васубандху, придерживавшегося ранее хинаянских воззрений.

Асанга и Васубандху

Васубандху.

Васубандху занимает особое по ложение в истории буддийской философии: он — учитель, которому был присвоен титул второго Будды. Васубандху — один из последних ученых, обладавших законченным знанием всей предшеству ющей буддийской философии; он же единственный, построивший две цель ные замкнутые системы буддизма, сначала хинаяны, а затем махаяны. В традиции хинаянской школы сарва стивады Васубандху создал "Абхидхар макошу" (Энциклопедию абхидхармы) — подлинную сокровищницу буддийскоп теоретического умозрения, в которой подводится итог всему, что накопила буд-дийская философская мысль со времени своего возникновения. Васубандху имел множество учеников, но лишь четверо из них стали знаменитыми. Они обрели статус "независимых ученых-пандитов". Это был учитель Стхирамати, знаток систем 18 ранних школ; святой Вимуктасена, занимавшийся философией Праджняпарамиты; учитель Гунапрабха, посвятивший себя изучению системы буддийской дисциплины (виная) и учитель Дигнага, занимавшийся логикой. Перейдя в махаяну, Васубандху создал новую систему, в которой соединил в одно целое теорию йогачара-виджнянавадинов с теорией, изложенной в Абхидхармакоше. Основными махаянистским работами Васубандху являются: "Двадцать стихов о только-сознавании"; "Тридцать стихов о только-сознавании". Васубандху принадлежит также "Вадавидхи" — один из первых буддийских трактатов по буддийской логике. Один из учеников Васубандху, знаменитый Дигнага, основал новую школу виджнянавады, в которой первостепенное значение предавалось изучению логики.

Дигнага.

Основными учителями логической традиции Виджнянавады, занимавшимися разработкой логических проблем, были Дигнага и Дхармакирти. Дигнага (IV-V вв.) происходил из брахманской семьи Южной Индии. В раннем возрасте он был обращен в буддизм учителем из школы Ватсипутрия, от которого он получил посвящение. Позднее Дигнага разошелся со своим учителем по вопросу о существовании личности, и отправился на север Индии, где он продолжал свое образование под руководством Васубандху. Со временем Дигнага, по всей вероятности, разошелся и с этим учителем по вопросу о логике.

Жизнь Дигнаги после того, как он закончил период своего ученичества, текла в обычном русле, как жизнь всякого знаменитого учителя в Индии тех времен. Он приобрел славу великого логика в знаменитом диспуте с брахманом Судурджаей в монастыре Наланда. После этого он странствовал из монастыря в монастырь, по временам останавливаясь в каком-нибудь из них на продолжительный срок. Там он преподавал, писал свои труды, участвовал в публичных диспутах. Благодаря победам в таких диспутах Дигнага стал одним из наиболее ярких проповедников буддизма. Он был удостоен звания "победителя вселенной". За исключением двух его ранних работ, все остальные сочинения Дигнаги посвящены логике. Все свои идеи Дигнага свел в работе "Прамана-самуччая", состоящей из шести глав с кратким собственным толкованием.

Статуя лежащего Будды в Париниббане. Фрагмент. Рангири Дамбулу Вихара. Шри-Ланка.

Дхармакирти.

Дхармакирти (ок. 600-660) также родился на юге Индии и получил традиционное брахманское образование. Позднее он заинтересовался буддизмом и вступил в Сангху. Поскольку его глубоко интересовали логические проблемы, а Дигнаги уже не было в живых, он начал обучаться у Ишварасены, прямого ученика Дигнаги. Вскоре он превзошел своего учителя в понимании системы Дигнаги. С одобрения Ишварасены Дхармакирти начал затем составление своего великого труда в мнемонических стихах, представляющего расширенный детальный комментарий на главное сочинение Дигнаги. Дхармакирти написал семь работ по логике, которые стали фундаментальными трудами для изучения логики буддистами и превзошли по своему значению сочинение Дигнаги, хотя первоначально они были задуманы как подробный комментарий на него. Сочинения Дхармакирти стали отправным пунктом для появления огромной комментаторской литературы.

Большую часть жизни Дхармакирти провел в написании логических трудов, преподавании, публичных диспутах и в распространении Дхармы. Согласно Таранатхе деятельность Дхармакирти имела свои полноценные плоды, но, тем не менее, в его время Дхарма в Индии явно клонилась к упадку. Успех Дхармакирти мог лишь задержать, но не остановить ухода буддизма из породившей его страны. Индийцы явно переходили на сторону неглубокого язычества и связанного с ним жертвенного культа. Вместе с прочими сторонами индийской культуры буддийская религия и наука достигли высшей степени процветания в период времени от V по VII в., это было время философов и махасиддхов.

Дхармакирти писал о плохом понимании его системы современниками. В его словах чувствуется горечь и досада на людей, не способных понять высочайшую мудрость: "Учение мое подобно океану, ему не найти достойных адептов, ведь нет в мире такого существа, которое могло бы вместить океан; глубина его не может быть определена даже людьми большой умственной силы и то, что в нем есть истинно ценного, остается скрытым даже для того, кто изо всех сил стремится узнать это. Подобно этому и основа моего учения не может быть понята даже людьми большого ума, так как она неопределима, а истинное бытие непознаваемо. Как воды океана никому не передадутся, так и учение мое исчезнет вместе со мною!".

"О чем только думал Творец мира, когда трудился над созданием тела этой несравненной красавицы! Он потерял массу труда и должен был потратить неисчислимое количество того материала, из которого он делает красоту. Мало того, в людях, которые раньше жили беззаботно, он разжег пламя вожделений. И она, эта несравненная красавица, убита горем, так как никогда ей не найти жениха, который был бы ее достоин", — писал Дхармакирти.

В целом, буддизм в Индии был уже обречен. Рассказывают, что когда Дхармакирти закончил свой великий труд, он показал его пандитам, но не встретил у них ни одобрения, ни поддержки. Он горько жаловался на недалекость и зависть этих людей: "Поэт Вальмики описывает, как обезьяны строили мост через океан посредством камней. Поэт Вьяса описывает, как то же самое совершилось посредством стрел Арджуны; в этом не усматривают гиперболы (находятся люди, которые этому верят).

И вот те же самые люди, которые в таких баснях не хотят видеть даже гиперболы, громко кричат об ошибках в моих сочинениях, где смысл и его словесное выражение уравновешены, как на весах. Вот что значит высокое положение этих поэтов! Как перед ними не преклониться!". По свидетельству источников, его враги привязали рукопись его работы к хвосту собаки и пустили ее бегать по городским улицам, где эти листки разлетались во все стороны. Но Дхармакирти сказал: "Подобно тому, как эта собака пробежит по всем улицам, так и мой труд распространится по всему миру..."


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека