Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Философия виджанянавады-йогачары

Виджнянавада (учение о сознании", или йогачара) — последняя по времени видимого проявления крупная философская школа буддизма, открывшаяся в Индии в IV-V вв. н. э. Учение виджнянавадинов — одна из самых сложных философских концепций буддийской, а возможно, и всей индийской мысли. Виджнянавада обращала свое внимание исключительно на проблему сознания. Предмет ее философствования состоял не в рассмотрении взаимоотношения сознания и внешнего мира, но прежде всего в рассмотрении сознания как некоей системы соотнесения с его конкретными состояниями. Эмпирическое сознание склонно отождествлять данные органов чувств с конкретными характеристиками объектов внешнего мира.

Однако когда дело касается субъективных данных, как, например, ощущения боли, то характер ситуации подсказывает невозможность приписывания этих данных внешним объектам. Именно на анализе подобных примеров виджнянавадины и разработали свой особый подход к проблеме обусловленности содержаний сознания. Объект, рассматриваемый как плод умственного конструирования, объявлялся нереальным, но мысль об объекте, осознавание объекта с неизбежностью должны были быть признаны реальными.

Бодхисаттва Майтрейя на небе Тушита. Танка, Монголия.

В отличие от классической абхидхармы, теоретики виджнянавады вводят восьмой вид сознания — алая-виджняна (букв, "сознание-сокровищница"). Эта алая-виджняна с самого начала содержала в себе "семена", проявления которых и удерживали существо в сансарном состоянии. По их воззрениям алая-виджняна определяет индивидуализацию потока дхарм на протяжении различных жизней и обеспечивает единство субъекта кармического воздаяния. В момент же пробуждения достигалось полное преображение сознания-сокровищницы и уничтожение сансарической двойственности в ее потенциальности (состояние "семян, прокаленных пламенем").

В этом случае, хотя кармическая деятельность еще продолжалась, действие закона кармы приобретало нейтральный характер и не вело к следующему перерождению. Таким образом, преображение алая-виджняны вело к обретению нирваны в данной жизни. Идеи виджнянавады прослеживаются уже в двух махаянских сутрах — "Ланкааватаре" и "Сандхинирмочане", а также частично в "Аватамсака-сутре" (Цветочная гирлянда), записанным в период II—IV вв н. э. Окончательной же систематизацией своих идей и концепций Виджнянавада обязана двум выдающимся мыслителям Индии — Асанге и Васубандху (IV-V вв).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека