Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Пять буддийских путей в махаяне

В соответствии с этим устремлением к высшему пробуждению ради блага всех живых существ, бодхисаттвы практикуют те же самые пути, что и в хинаяне (пять особых путей — путь накопления, путь освоения применения, путь видения, путь созерцания и путьвнеучения). Хотя они называются так же, как и в Хинаяне, в действительности между ними огромная разница, изза различия между исходными мотивами двух колесниц; отсюда и расхождения в основной структуре путей, а также в методах их применения. В свою очередь, и результаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как низшее от высшего. Пути махаяны проникнуты мыслью о пробуждении всех живых существ (бодхичитта).

Здесь основной упор делается на умении дисциплинировать ум, главным образом — развивая сострадание. Махаянисты используют размышления о добродетельном отношении к другим и медитативное погружение, в качестве противоядий от ментальных загрязнений. В своей практике они иcпoльзуют сострадание, как противоядие от гнева, осознание того, что страдание и непостоянство составляют природу сансарного существования — как противоядие от желания, а размышление нал взаимозависимым возникновением и медитация на пустоту — как противоядие от неведения. Они посвящают свою жизнь тому, чтобы нести ответственность служения другим без какой-либо выгоды для себя, через тренировку в Шести или Десяти совершенствах (Парамитах). Это совершенства даяния, нравственной дисциплины, терпения, усердия, созерцания и мудрости. Они созерцают "тридцать семь аспектов Пробуждения", проходят "десять уровней" (даша-бхуми) ней, пока не достигнут полного просветления, состояния Будды. 

Мандала Ваджрабхайравы. Танка. Монголия.

1. Путь накопления (самбхара марга).

На первый Путь накопления в махаяне человек вступает тогда, когда в потоке его сознания зарождается бодхичитта. На трех уровнях этого пути культивируются три группы по четыре практики из "Тридцати семи аспектов пробуждения". На "малом уровне" размышляют о смысле "Четырех благородных истин" посредством "Четырех Осознаний":

а) Осознания тела; для размышления над истиной страдания, поскольку тело — это результат, а также главная причина несчастий;

б) Осознания чувства; для размышления над истиной об источнике страдания, эмоциональных загрязнениях (клеша), поскольку чувство — это источник страстного желания, которое является главной причиной загрязнений;

в) Осознания ума; для размышления над истиной о прекращении, потому что для его прекращения необходимо анализировать ум, который является основой представлений об эго;

г) Осознания дхарм; для размышления над истиной о пути, поскольку это основа для понимания циклического существования и прекращения страданий. На "Среднем Уровне" тренируются в "Четырех Совершенных Очищениях": это практика деятельности или Энергии, получаемой в результате тренировки в практике Четырех Осознаний:

а) Не порождать ничего недобродетельного, что еще не появилось.

б) Отбрасывать все недобродетельные действия, которые уже появились.

в) Зарождать добродетель, которая еще не была зарождена.

г) Увеличивать добродетель, которая уже была зарождена.

2. Путь освоения (прайога марга).

Второй Этап Подготовки ведет к уровню Ария и начинается тогда, когда человеку удается достичь начального, еще только концептуального понимания "пустоты", которая была прежде темой его медитативного размышления. Такое начальное, еще только концептуальное постижение возникает благодаря мудрости, рожденной сочетанием двух обязательных составляющих полноценной медитации — "успокоения ума" (шаматха) и "виденияпрозрения" (випашьяна).

На четырех уровнях этого пути тренируются в десяти из "Тридцати семи аспектов пробуждения". На первых двух уровнях этого пути, известных как "Жар" и "Вершина", тренируются в "пяти способностях": а) вера, б) усердие, в) осознание, г) созерцание и д) мудрость.

На последних двух уровнях, "Терпении" и "Высшей (мирской) Реализации", тренируются в "пяти силах", где вера и другие противоядия более сильные, а загрязнения слабее, чем в случае "четырех способностей": а) веры, б) усердия, в) созерцания, г) мудрости.

3. Путь видения (даршана марга):

После второго Пути бодхисаттва продолжает, как и ранее, медитативно постигать природу "пустоты". В процессе своей медитации он приближается, в конце концов, к непосредственному, прямому, "лицом к лицу" постижению реальной высшей пустотности. Тогда-то он и вступает на третий Путь Видения ["Пустотности"]. Такой бодхисаттва достигает тем самым уровня ария.

На этом пути практикуют "семь разделов пути пробуждения" из "тридцати семи аспектов пробуждения". Это практика и поддержание мудрости, свободной от концептуализации; осознание таковости, абсолютной природы Четырех Благородных Истин". "Семь разделов пути просветления" — это:

1. Осознавание: незабывание реализации видения.

2. Различение: мудрость, которая разрушает характеристики концепции эго.

3. Усердие: радость во всех усилиях, прикладываемых для реализации.

4. Радость: радость при созерцании и реализации истины.

5. Управляемость: физическое и ментальное созревание блаженства без эмоций.

6. Созерцание: однонаправленное созерцание этого состояния, свободного от эмоций.

7. Равностность: пребывание в природе, свободной от эмоций.

4. Путь медитации (бхавана марга):

Здесь практикуют "Восьмеричный Путь". В этом контексте, "он существует для развития и совершенствования реализации, которой достигают на "пути видения . Это заключается в созерцании абсолютной природы "Четырех Благородных Истин". Этот путь имеет девять уровней, и по мере совершенствования каждого из уровней достигаются соответственно последние девять из "десяти уровней бодхисаттвы".

"Восьмеричный Путь" — это:

1. Правильное воззрение: осознание мудрости, уже достигнутой.

2. Правильное мышление: мысли о добродетельном и мысли о передаче другим собственного понимания.

3. Правильная речь: незапятнанная четырьмя недобродетельными видами речи.

4. Правильное действие: незапятнанная тремя физическими недобродетельными действиями.

5. Правильные средства к жизни: незапятнанные неправильными средствами к существованию.

6. Правильное усилие: усердие в очищении загрязнений.

7. Правильное осознавание: созерцание без отвлечения и очищение вторичных эмоций, таких как вялость и восторженность.

8. Правильное созерцание: посредством четвертого погружения, устраняющего преграды к достижению сверхобычных добродетелей.

Первые два относятся к Праджне, следующие три к моральной дисциплине (шила), зарождающей веру в других, и последние три к созерцанию (самадхи), очищающему препятствия.

После того, как бодхисаттва достиг последнего из десяти вышеназванных уровней и успешно завершил медитацию девятого и последнего типа, он пребывает в глубочайших созерцаниях, весьма длительных и непрерываемых. В течение всего этого четвертого этапа он устраняет последние следы скверн. Добываемая на этом наивысшем уровне медитации Премудрость — Праджня окончательно освобождает его. Существо, вступающее на этот путь обретает два тела Будды — дхармакайя и рупакайя — и становится тогда всецело пробужденным Буддой.

5. Путь "больше неучения" (ашаикша марга):

После завершения Четырех путей и Десяти уровней, а также отвержения двух видов затемнений — эмоциональных и интеллектуальных, вместе с их следами, достигается пятый путь — Состояние Будды, который обладает "Четырьмя Телами" и "Пятью Мудростями".

Четыре тела, это:

1. Тело природы (свабхавикакая): это тело двойной абсолютной чистоты: чн стоты (свободы) от происхождения и чистоты (свободы) от случайных загрязнений.

2. Тело истины (дхармакая) — это тело мудрости, аспект знания, обладающий двадцатью одной группой незагрязненных достижений.

3. Тело полноты и радости (самбхогакая) — это имеющее форму тело Будды с 32 главными и 80 второстепенными знаками, обладающее пятью определенностями.

4. Проявленное тело нирманакая это непрерывные манифестации в разнообразных обычных формах для блага всех возможных существ.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека