Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Преображение речи — практика начитывания мантр.

Относительно практики начитывания мантр существует семь аспектов: 1) общее понятие, 2) особая необходимость для практики, 3) действительная природа рецитации, 4) различные типы рецитации, 5) способ чтения мантры, 6) количество повторений и 7) завершающие действия.

Общим понятием йоги ваджрной рецитации является очищение речи, обычно воспринимаемой в виде различных звуков — имен, слов, слогов и всего остального, что произносится. Иными словами, очищается искаженное восприятие речи и привычные тенденции, которые сопровождают ее. Практика начитывания мантры очищает это нечистое переживание и превращает его в чистую, ваджроподобную речь. Таким образом обретается тело блаженства — самбхогакая, и йогин обретает— в случае реализации мантры — 60 качеств речи Будды.

Результат этой очищающей практики — обретение ваджрной речи. Упражнение в удивительной активности ваджрной речи, называется "поворачиванием колеса Дхармы" — именно при помощи ваджрной речи Будда смог повернуть колесо закона — Дхармачакру.

Во втором аспекте обсуждается "особая необходимость для практики". С помощью йоги речи удаляются загрязнения, омрачающие ум. Активизируя йогу речи, вызывают божества мудрости (джнянасаттва) с помощью обращения к ним и называния их имен. Это подобно обращению человека к вышестоящей инстанции с изложением своей просьбы. В одном тантрийском сочинении сказано: "чтобы прямо воспринять будд, бодхисаттв, дакинь и вашу собственную партнершу, получите их внимание посредством называния их имен и приглашения их прийти".

Гухьясамаджа. Танка. Тибет.

В третьем аспекте обсуждается способ рецитации мантр. Мантры, зарождаясь на абсолютном уровне, передаются в виде слогов на относительном. Повторение мантр должно практиковаться с помощью повторения слогов снова и снова, в течение долгого периода времени. В мантре заложены имена, атрибуты, качества, сила и энергия божества, посредством мантры йогин поддерживает с ним связь.

Внутри сердца божества ясно представляется сиденье из солнечного и лунного дисков, на котором пребывает чистое существо мудрости (джнянасаттва). Джнянасаттва является крошечной копией созерцаемого божества — идама. Сам йогин при этом является Существом Обета (самаясаттва) и рассматривается как Явленное Тело Будды — нирманакая. Если, к примеру, некто созерцает Авалокитешвару, то Существом Мудрости (джнянасаттвой) в сердце всегда будет ДхьяниБудда Амитабха, от которого эманирует Авалокитешвара. В каждой частной садхане определяется каким будет божество самбхогакаи.

Внутри сердечного пространства существа мудрости находится другая сфера. В этом лучащемся пространстве, ясном и свободном от затемнений, визуализируется атрибут главного божества — идама, находящийся всегда в вертикальном положении. Это может быть пятиконечная ваджра, меч или нечто другое.

В пустом центре атрибута йогин будет также визуализировать сиденье из солнечного или лунного диска, на котором в свою очередь будет находиться существо медитации (самадхисаттва) — существо одноточечной концентрации. Самадхисаттва является семенным слогом жизни, самой сущностью божества. Этим слогом может быть обозначаемый санскритскими буквами "ХУМ", "ХРИ" либо другой слог, стоящий вертикально. Он подобен пламени свечи, обладает тем же блестящим цветом, что и божество, и излучает свет.

Итак, практикующий представляет себя в виде существа обета (самаясаттва), в своем сердце он визуализирует Существо Мудрости (джнянасаттва), а в его сердце он визуализирует Существо Медитации (самадхисаттва) в виде коренного слога. Этот центральный слог окружают санскритские буквы мантры, которые представляются очень тонкими, как если бы каждый был выведен кистью, сделанной из одного волоска. Слоги очень аккуратные, каждый проявляется в своем собственном месте без соприкосновения с другими.

Если практикующий имеет много веры, осознает значение практики, и повторяет слоги и звуки так правильно, как может, тогда он определенно получит благословение ваджрного начитывания в силу своего понимания сущности практики.

Существует много видов практики начитывания и визуализации мантры. Иногда кореннной слог, называемый биджамантра, окружает не одна мантра, а дветри. Все мантры начинаются слогом "ОМ" и заканчиваются чаще всего слогом "ХУМ" или "ХРИ" Бывает, что мантра вращается по часовой стрелке, тогда слоги, начиная с первого и все остальные, будут расположены против часовой стрелки, и будут обращены лицом к семенному слогу, который они окружают. Каждый слог должен визуализироваться ясно и отчетливо, стоящим вертикально на своем месте.

Мантра визуализируется как замкнутая цепь, без разрыва, и все выглядит очень симметрично. Мантры мужских божествИдамов представляют искусные методы (упая) и вращаются по часовой стрелке. Мантры женских божествДакини представляют Интуицию, и, за небольшим исключением, вращаются против часовой стрелки.

Второй вид мантры пылает подобно крутящемуся фейерверку или кругу огня, выражая просветленную активность силы. Это выполняется следующим способом. Из света первоначальной мантры, которая быстро вращается, возникает вторая мантра и окружает первую. Две мантры едва соприкасаются между собой. Они выглядят подобно двум концентрическим кольцам.

Второе кольцо двухколечной мантры выходит изо рта Существа Мудрости (джнянасаттва), затем изо рта Существа Обета (самайясаттва) входит в рот партнерши созерцаемого идама. Затем оно опускается по ее центральному каналу и достигает лотоса или секретного центра. Затем оно переходит в тело идама через его секретный ваджр и поднимается, входя в его сердце, образуя вращающуюся цепочку мантрических слогов. Мантра растворяется, каждый слог сливается с соответствующим ему семенным слогом мантры, которая оставалась вращаться в сердце. Затем слоги вновь появляются, чтобы опять пройти через тело идама и вернуться назад, в тело дакини. Когда этот процесс продолжается, это становится похожим на огненный круг. Мужское и женское божества переживают интенсивное, неистощимое блаженство, которое является нераздельным с пустотой — они переживают природу бодхичитты. Мужское божество и женское божество относятся только к йогину, который визуализирует собственную природу как соединение божеств в союзе.

Когда каждый слог растворяется, практикующий переживает великое блаженство изначальной мудрости и получает высшее духовное достижение. Посредством этой практики обретается много мирских сил: продолжительность вашей жизни увеличивается, чистые качества становятся полностью обретенными, разворачивается природа мудрости, и вы становитесь тем, кто известен как духовное существо; также достигаются различные духовные способности, которые могут быть использованы для помощи другим.

Третий тип практики мантры подобен посыльному царя и выполняется посредством излучения света из мантры и коренного слога. Свет исходит в пространство, очищает все живые существа от мрака и страдания и подносит Буддам и бодхисаттвам всевозможные жертвы, от них же получает благословения, силу, посвящения и способности, которые в виде света возвращаются назад и растворяются в мантре в сердце. Это происходит постоянно в течение всей тантрийской практики.

Четвертый тип мантры, которая подобна "пчелиному рою", используется, когда много практикующих собираются вместе, чтобы сделать "маха сиддха" или "великое свершение", которое может делаться несколько дней, недель или месяцев. Из мантры излучается безграничный свет, пронизывает все пространство и преобразует внешние и внутренние миры в ясное и чистое измерение. Все мысли очищаются, мир проявляется в виде дворца в Чистой Стране, все существа становятся божествами и повторяют мантры вместе, подобно жужжанию и вибрации пчелиного роя. Ум наслаждается блаженством и ясностью. Этим недвойственным способом привносится благо себе и другим.

Пятым аспектом в технике начитывания мантр будет способ повторения. В тантрийских текстах рекомендуется начитывать не быстро и не медленно, не громко и не тихо, иногда про себя, не рекомендуется отвлекаться от созерцания мантры.

Для подсчета числа повторений используются четки (мала), со 108 бусинами, которые подразделяются также на различные виды по материалу изготовления. Прежде всего это должна быть субстанция, отмеченная характеристикой роста — дерево, минерал, кости и др. Очень ценными являются четки из драгоценностей. Четки не являются украшением, хранятся в укромном месте и являются объектом почитания, поскольку представляют собой форму и речь божества. Использование четок практикуется наравне с практикой пранаямы (дыхательной йоги).

Относительно количества повторений мантры существуют определенные правила. Обычно считается, что за 100 000 раз практикующий может добиться определеных результатов. Однако есть мнение, что также надо повторить и каждый слог мантры. Например, мантра Ваджрасаттвы содержит сто слогов. Таким образом, если выполнять практику Ваджрасаттвы, то необходимо повторить эту мантру 100x100 000 раз, или 10 миллионов раз.

Это является числом повторений мантры, выполняемым для главного божества в мандале. В обширных садханах также предписываются мантры для второстепенных божеств в мандале. Если делается 100 000 повторений мантры главного божества в мандале, то делается по 10 000 повторений мантр других божеств. Если делается 10 000 повторений мантры главного божества, то делается по 1000 повторений мантр других божеств. Во избежание ошибок на эти количества, по завершению практики, накидывается еще некоторое число повторений.

Эти достижения защищают практикующего от восьми страхов и умиротворяют все препятствующие условия, которые возникают в практике медитации. Это облегчает появление благоприятных обстоятельств, которые дают в этой настоящей и в будущей жизнях силу для преодоления враждебности, омраченности, сомнений и вредных тенденций окружающих. Кто обрел эти силы, те могут полностью устранить негатив из умов других с помощью использования четырех типов чудесной активности: успокоения (возбуждения), расширенияувеличения (необходимого), привлечения или подчинения (противника) и разрушения (неисправимой негативной ситуации).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека