Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Преображение ума — йога ясного света.

Предыдущее описание касалось в основном тантрийского использования тела и речи. Ум же связан с практикой йоги Ясного Света, что позволяет перейти к конечной практике Стадии Завершения. Объект, который очищается с помощью йоги ума Ясного Света — это собственные условия человека. Со времени зачатия в матке, через рождение, детство, юность и старость, работу, женитьбу и продвижения, человек двигается к смерти. Следовательно, объект очищения данной йоги — весь поток сансарных событий, включая будущую смерть, переживания промежуточного состояния (антарабхава) и перерождение. Весь цикл последующих жизней очищается с помощью выполнения йоги ума Ясного света.

Растворение вашей визуализации начинается с внешнего периметра чт той страны, чистого восприятия обычной Вселенной. Все, что было построено и зарождено на Стадии Зарождения — внешняя Чистая Страна, мандала божества Идама, вторичные божества мандалы, дворец, украшения и пр., — все это постепенно растворяется в Защитном Круге. Защитный, или Охранный Круг, растворяется в дворце, дворец в супруге идама, сам он растворяется в атрибуте, атрибут в мантре, мантра в биджа-мантре (семенном слоге), который затем растворяется в пустоте.

Шричакрасамвара. Танка. Тибет.

Эта практика растворения очищает стадии разложения элементов: земля, вода, огонь и воздух, что происходит во время смерти, тогда же и возникает ясный свет, Дхармакайя, истина, абсолютное состояние бытия, которого все существа достигают в момент смерти, после растворения элементов жизни. Йогин, научившийся практиковать растворение в ясный свет при жизни, во время смерти обратит его в переживание дхармакайи.

Этот процесс идентичен с тем, который происходит в момент полного засыпания. Когда практикующий закрывает глаза, он немедленно погружается в сон. Его внешние переживания медленно растворяются в его внутренних переживаниях, а затем полностью исчезают. В этот момент проявляется Ясный Свет, который является истинным, абсолютным состоянием бытия. Это состояние длится в течение определенного периода времени, и сразу после этого начинается сон. Те же самые процессы происходят в момент смерти.

Длительность переживания Ясного Света во время смерти зависит от индивидуальной кармы и количества медитативных практик за жизнь. Для бывшего йогина, когда Ясный Свет прекращается, начинаются образы и явления Промежуточного Существования (антарабхава).

После растворения визуализации и достижения Ясного Света, йогин снова через мантру проявляется в виде божества, со всей мандалой, подобно рыбе, выпрыгивающей из воды, и продолжает созерцание. Такая практика устраняет крайности нигилизма и этернализма.

Обычно вся практика Стадии Зарождения делится на несколько периодов созерцания, их бывает от трех до шести. Как правило, это утро и полдник, полдень и пополудни, вечер и ночь. В перерывах практикующий отправляет свои естественные потребности, если он проводит практику в уединении, как это практиковалось и практикуется доныне в буддийских монастырях или скитах. Если же человек живет в миру, с семьей, работает и т.д., то как правило таких сессий для созерцания бывает две: это утром, после пробуждения ото сна, и вечером, перед сном.

Однако и в перерывах йогин переживает все проявления как божество, слышит природу звуков как мантры, и узнает природу мысленных образований как чистое осознавание Дхармакаи. Он поддерживает визуализацию, мантру и изначальную мудрость в переживаниях своей обычной жизни. Когда он ходит туда и сюда, сидит или двигается, он видит всю активность как жест (мудру) божества. Когда он ест или пьет, он подносит эти субстанции как внутренние огненные подношения, сжигаемые телом. Любые объекты желания, которые он использует, становятся причиной возникновения трех осознаваний: пустой природы субъекта, объекта и самого действия.

В самом конце садханы предполагается и формальное завершение, которое включает в себя посвящение заслуги, заключительные молитвы, а также молитвы для привлечения удачи и благопожелания.

Для посвящения заслуги йогин вновь вспоминает бодхичитту, ради которой и затевалась практика. Он посвящает все заслуги от исполненной практики всем живым, среди которых присутствует и он сам, поскольку побудительной причиной выполнения глубокой йоги стадии зарождения было его обещание освободить всех живых существ от их страдания и привести их к состоянию постоянного блаженства и счастья.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека