Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Жизнь Гараба Дорже

(Из книги "Кристалл и путь света" Нам кая Норбу Ринпоче)

Гараб Дорже. В. Крачковский.

В отличие от жившего раньше него Будды Шакьямуни, но подобно Падмасамбхаве, которому предстояло прийти в мир позже, Гараб Дордже проявил необычное рождение. Реализовавшее существо может само выбирать место и время своего рождения, что кажется невозможным с ограниченной точки зрения, свойственной двойственному видению. Мать Гараба Дордже, дочь царя Уддияны, была монахиней Дитя, которое она родила, было зачато после видения, посетившего ее во время медитации, и это событие ее и возрадовало, и опечалило. Ей было стыдно: она боялась, что люди будут думать о ней плохо или сочтут ее ребенка призраком, поскольку его родила девственница, поэтому она спрятала его в яме для золы. Когда через несколько дней царевна вернулась, полностью раскаявшись в своем поступке, то обнаружила, что мальчик, живой и здоровый, играет в золе.

И тогда все признали дитя чудесным воплощением великого Учителя, и царь взял его во дворец. Он сам, благодаря своей великой ясности, стал произносить наизусть коренные тантры, хотя его никто этому не учил, и царь получал от общения с ним такую радость, что назвал его Прахаршаваджра, что на языке Уддияны, похожем на санскрит, означает "Радостная Ваджра". В переводе на тибетский это имя звучит как Гараб Дордже.

Когда Гарабу Дордже исполнилось семь лет, все ученые пандиты этого царства собрались на диспут, и Гараб Дорд же победил их в полемике, проявив гораздо более глубокое понимание, чем любой из них. Затем он преподал им учения Дзогчена, и далеко окрест быстро распространилась весть о том, что какойто мальчик из страны Ургьен, признанный воплощением великого существа, дает Учение, выходящее за пределы закона причины и следствия.

Достигнув Индии, эта весть очень взволновала тамошних буддийских пан дитов, и было решено, что самый ученый из них, чье имя было Манджушримитра, весьма искусный в логике и полемике, должен разгромить в диспуте этого юного выскочку. Но по прибытии Манджушримитра обнаружил, что мальчик действительно является великим Учителем, и в его Учении невозможно найти ошибку. Ему стало ясно, что мудрость этого ребенка далеко превосходит его собственное интеллектуальное понимание. Он глубоко раскаялся и признался Гарабу Дордже в своем дурном намерении: встретиться с ним с единственной целью победить в диспуте. Гараб Дордже простил пандита и дал ему наставления. Однако он попросил Манджушримитру, величайшего буддийского ученого того времени, написать текст, излагающий доводы Учения, при помощи которых Гараб Дордже его победил. Это произведение, написанное Манджу шримитрой, существует и поныне. 

Аюк Кхадро. Одна из учителей Намкхая Норбу Ринпоче.

Чтобы понять, почему можно сказать, что Учение Гараба Дордже выходит за пределы основополагающего закона кармы, закона причин и следствий, тем самым внешне противореча учению Будды Шакьямуни, и, тем не менее, является совершенным Учением, мы должны обратиться к знаменитой "Сердечной сутре" (Праджняпарамита хридайя сутра) краткому изложению сути всех больших сутр Праджняпарамиты. Эта сутра содержит учение о природе шуньяты, пустоты, в котором перечисляются все составляющие, из которых мы конструируем нашу действительность, и устанавливается, что каждая из них, в свою очередь, пустотна.

В этой сутре пустотность чувств и их объектов раскрывается путем повторения формулы: "... итак, поскольку все явления по своей сути лишены собственной природы, нельзя утверждать, что глаз имеет какое-либо независимое существование, точно так же, как реально не существует ни такой "вещи", как ухо или нос, ни чувства зрения, ни слуха, ни обоняния..." и т. д. Затем таким же образом отрицаются все главные составляющие учения Будды, чтобы показать их коренную пустотность, и, как утверждается в сутре, с точки зрения пустоты "... не существует ни кармы, ни закона причины и следствия".

Поскольку в сутре утверждается, что сам Будда просил великого бодхисаттву Авалокитешвару передать это Учение другому великому бодхисаттве, Манджушри, перед лицом собрания множества существ всех классов и поскольку в конце этой сутры Будда восхваляет мудрость слов Авалокитешвары, а также говорится, что все собрание возликовало, ясно, что в самом сердце учения Будды содержится учение вне причин и следствий, то есть вне любых ограничений.

У Гараба Дордже было множество учеников как среди людей, так и среди дакини, и он продолжал учить до конца своей жизни. Прежде чем растворить свое тело в сущности элементов и обрести Тело Света, он оставил изложение сути своих Учений, называемое "Три завета":

1. Прямое "введение" или "ознакомление" (со знанием или "видением" своей собственной природы);

2. Избавление от сомнений (по поводу наличия этого видения);

3. Пребывание в этом состоянии.

Эта "троица" сложна для понимания.

Само слово "завет", не совсем точно. Пока в русском буддизме, равно как и в отечественном научном востоковедении отсутствует общепризнанная терминология и то состояние в котором должен стремится обнаружить себя практикующий переводится поразному. И "пустота" и "нирвана" безусловно не описывают то непозноваемое, к чему безусловно стремится каждый человек. Дзогченовских терминов это касается в особенности.

По-тибетски, то, с чем учитель "знакомит" или во что "вводит" ученика — это "ригпа", что вне контекста переводится как "видение" или "знание". Это состояние недвойственно и является природой ума и находится вне пространства и времени.

Гомадэви, принцесса Уддияны, многих современных учений - терма. Художник Г. Эдди.

Часто его переводят его переводят как "чистое изначальное присутствие". Встреча с этим знанием, с самим собой, некое "самовоспоминание" своей истинной природы и есть первый и необходимый шаг. Естественно, что здесь нет и не может быть никаких прямых аналогий с очень глубоким, но всё же внебуддист ским учением о "самости — атмане".

Учения Будды Шакьямуни с самого своего появления на севере Индии придос теригали от любой концептуализации последних тайн бытия, к которым, без сомнения, относится и ода из последних тайн истинное понимание того, что обычно обозначают человеческим "я".

Намкай Норбу Ринпоче пишет: "чистое присутствие, эта коренная осознанность, когда мы и не отвергаем мысль и не следуем за ней, подразумевает тибетское слово ригпа, антоним слова мариг па, означающего коренное неведение двойственного ума. Если вы не можете обнаружить это чистое присутствие ригпа, то никогда не обнаружите Дзогчен: чтобы найти Дзогчен, следует отыскать обнаженное состояние ригпа."

У современных нингмапинских мастеров братьев Палдэн Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче читаем: "Риг па лежит в основе нашей способности мыслить. Саморождённое ригпа естест венно присутствует, и эта внутренняя основа —всеобъединяющее чистое при сутствие — предшествует возникнове нию любой двойственности...

Поскольку сущность ума изначально чиста, она никогда не была ничем огра ничена. Мы уже свободны. Эта реальность и есть основа любого понятия. Эта глубинная природа заложена в великой пустоте, в махамудре и праджняпарами те, в мудрости запредельных пустоты и блаженства, чистых с самого начала... 

Познакомится с целостностью, увеличить и расширить её — это и есть дзогчен, изначальная чистота. Непревзойдённое воззрение дзогчена, выходящее за пределы деления на субъект и объект, объемлет собой всё". Поддержание этого состояние и есть одна из основ практики дзогчена. Для понимания истории дзогчена есть смысл представить читателю отрывки из одного очень редкого перевода с тибетского языка.

Он сделан Джимом Вэлби, учеником Намкая Норбу Ринпоче, а на русский переведён Ф. и М. Смольковыми. Это весьма символический текст, понимание которого не просто. Его образность требует знания как мистических реалий, так и знания древней жизни в Индии и Тибете. Язык терма требует опыта, сострадания ко всем живым существам и просто кармической склонности к его восприятию. Этот текст написан великим мастером буддизма Лончен Рабжамбой в XIV веке. Итак...


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека