Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ДРУГИЕ УЧИТЕЛЯ. Нубчен Санжей Ешей

Сейчас нет возможности представить всех других известных до сегодняшнего времени учителей Дзогчен и существующие линии передачи. Кратко расскажем о некоторых.

Нубчен Санжей Ешей

Нубчен Санжей Ешей был непревзойденным мастером распространения ану йоги в Тибете. Традицию До (ануйоги) он принял в основном от Дхармабод хи, Васудхары и Руче Цанжея. Среди многих его сочинений есть одна особо важная, содержащая проясняющее толкование ануйоги, называется она "Сам тэн мигдон"

Даже в наше время эта книга изучается теми, кто изучает это учение. Она содержит очень важную информацию по воззрениям, практике и поведению практиков различных школ тибетского буддизма в период раннего распространения дхармы в Тибете. Главными учениками Нубчена Санжей Ешея были Пейгур Лончен Пагпа, Ду Легпидон ма, Нан Ионтанчог, Со Ешей Ванчуг и Кулунпа Ионтан Жамцо. Ионтан Жамцо был наиболее выдающимся учеником Нубчена, линию преемственности продолжил его сын Ешей Жамцо. Затем эта традиция перешла к знаменитым Трем Зурам, далее к Марпалоцзаве (10121096), к Шойжи Сэнге и к блистательному Уржану Тердагу Лингпс. Несколько раз эта традиция, переплетаясь, сливалась с традицией гухьямулагарбхатантры (махайога).

Существует одна особая и редкая теперь традиция, которую Нубчен Санжей Ешей получил от Падмасамбхавы в стиле передачи Ка-Чимпума. Текстуально эта линия базируется на комментарии Нубчена Санжей Ешея, продиктованном ему Падмасамбхавой. Это важный для ануйоги и практически ориентированный текст. В течение долгого периода между Нубченом Санжей Ешеем и Катогом Кадампа Дешегом эта традиция не прослеживается. В XIX в. сиддха Катог необычным способом открыл этот текст. Он в совершенстве восстановил комментарий Нубчена в результате усиленного созерцания статуи самого Нубчена Санжей Ешея, содержащей драгоценные останки учителя.

В предании говорится, что статуя, мистически оживленная, передала устно и тайно Катогу-сиддхе все содержание текста, которое тот незамедлительно записал. От Катогасиддха эту традицию принял Канчен Легшад Жордан и, в свою очередь, передал ее Канпе Тхуб ге из традиции Петрула Ринпоче. Канпа Тхубга передал традицию племяннице Лхандуцапо, которая затем передала ее Шечену Конгтулу, который родился в 1901 г. Нубчен Санжей Ешей является важнейшим связующим звеном в линии передачи традиции ньинг мапы и в традиции объяснения сокровенных текстов этой школы. В сущности, вся полнота передачи кама проходит через него или через членов его семьи.

Нубчен Санжей Ешей был не только учеником Падмасамбхавы; много учений и практик он получил от Еше Цогьял, духовной жены Гуру Ринпоче, которая во время репрессий царя Ландармы несколько лет проживала среди родственников Нубчена Санжей Ешея. По преданию, он прожил около трех сроков человеческой жизни, то есть около ста десяти лет.

Во времена царя Ралпачана (814836) было два типа общин — Красная сангха и Белая сангха. Красная сангха состояла полностью из посвященных монахов, носивших красные одеяния; Белая сангха состояла в основном из йогинов и старейшин родов, они во время официальных собраний облачались в белые одеяния и, как правило, носили длинные волосы. Большинство учеников Падмасамбхавы принадлежали к семейным, родовым традициям Белой сангхи. Для приверженцев ньингмапы принятие монашеского сана и полных обетов Винаи не было обязательным, ибо они считали, что духовное совершенствование и сострадание можно практиковать и в обычном потоке светской жизни, а не только за мощными стенами монастырей.

При великодушной поддержке царя Ралпачана, которую он оказывал буддийской общине, Дхарма получила возможность влиять на жизнь общества. Этим он возбудил безумную ненависть у сводного брата — Ландармы, который затеял и осуществил убийство Ралпачана. Подыгрывая бонским жрецам, которые издревле были вассалами тибетских царей, Ландарма добился власти. Так он восстановил на короткое время древнюю иерархическую триаду: царь — придворный первосвященник — шаман в ее правящей активности. Этот злодей-узурпатор постоянно демонстрировал ненависть к буддизму и к монашеской общине. Всякий раз, когда на его пути встречалась буддийская статуя, он издевательски приказывал ей говорить, и если статуя безмолствовала, он приказывал отрубить ей нос или палец. Эти частично изуродованные статуи в окрестностях Лхасы простояли много веков, свидетельствуя о трагедии этого темного периода в истории буддизма в Тибете. Ландарма приказывал казнить любого монаха Красной сангхи, не признававшего его анти-буддийских указов. Но при этом он щадил членов Белой сангхи, так как считал их домохозяина ми, а не монахами.

Однажды Ландарма путешествовал далеко от Лхасы в поисках Нубчена Сан жей Ешея, который в то время возглавлял значительную часть Белой сангхи. Царь хотел проверить слухи, что эта большая и процветающая сангха хранит у себя множество священных текстов и прибегает к практике устного посвящения в Дхарму. Когда царь прибыл в главное место коллективных практик (ретрит-центр), Нубчен Санжей Ешей без тени страха предстал перед ним и, указывая на царя, исторг из конца пальца сноп света, и тут же появился гигантский, размером с яка, скорпион. Такое чародейство так напугало царя, что он пообещал больше никогда не чинить никаких препятствий Нубчену Санжей Ешею и его общине. Он также издал соответствующий указ.

Именно в это время Нубчен Санжей Ешей и его соратники спасли от уничтожения большое количество древних текстов и ранних переводов. Деятельность этого знаменитого сидцха, ученого и переводчика сокровенных учений, идущих от Падмасамбхавы, знаменует конец раннего периода распространения Дхармы в Тибете. Этот заключительный этап представлял собой ряд сменяющих друг друга поколений семейной традиции клана Нуб, состоящий из блистательной плеяды сиддхов, ученых, йогинов, созерцателей, переводчиков и мирских последователей Дхармы. Они смогли сохранить в течение почти полувека подавления буддизма в Тибете и устную передачу, и сами тексты. Составлено по Тартангу Тулку Ринпоче.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека