Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Тибет. Период раннего распространения Дхармы

Через 12 веков после Махапаринирваны Будды, буддизм пересек Гималайскую гряду и достиг Тибета, Страны Снегов. В последующие века буддизм проник во все аспекты жизни и культуры Тибета.

Тибетцы приняли индийский буддизм в его последней форме развития, в качестве пути бодхисаттвы (парамитаяны) и тантризма (мантраяны). С тех пор история тибетского буддизма тесно связана с историей индийского.

Вследствие этого в тибетском буддизме можно проследить все стадии развития индийского буддизма со всеми родами его литературы и со всеми типами его монастырей. Так, тибетская переводная литература, по сравнению, например, с китайской переводной литературой буддизма, не имеет себе равной по разнообразию своего содержания, особенно по богатству литературы позднейшего периода истории индийского буддизма. А тибетские монастыр-иуниверситеты являются почти точными копиями индийских монастырей-вихар, представляя собой образовательные и отшельнические учреждения.

Поэтому тибетский буддизм уникален тем, что содержит тексты, учения и традиции практик всех трех основных ян, таких как хинаяна, махаяна и ваджраяна, подходящие личностям разного типа. Эта его почти безграничная глубина и богатство делают тибетский буддизм одной из наиболее глубоких и живых традиций в мире.

Тибетский буддизм имеет три периода развития: первый, древний период (6321042) господства первоначального буддизма; второй, средний период (10421409) реформации, дробления тибетского буддизма на отдельные школы и третий, новый период (с 1409 г. до настоящего времени).

Потала. Дворец Далай-Ламы в Лхасе.

Шанг-Шунг - Древний Тибет

В древности весь Тибет или Бодюл назывался Шанг-Шунгом. Собственно, Тибет был лишь провинцией Шанг-Шунга, а тибетский язык был лишь одним из языков Шангшунгской империи. В самом Шанг-Шунге была своя письменность и литература. В Шанг-Шунге процветало учение Юнгдрунг Бон или Яндагсем Бон (Звук Чистого Ума), которое принес из страны Олмо-лунгринг Пробужденный учитель Шенраб Миво. Однако цари тибетской династии из долины Ярлунга усилились и захватили весь Шанг-Шунг, умертвив последнего его царя по имени Лигминча. Тибетцы, захватившие Шанг-Шунг в VVI вв. н. э., также первоначально исповедовали Бон.

Когда буддизм достиг Тибета, он столкнулся с древней местной религией, называемой Бон или Юндрунг Бон. Вместе с тем, существовал и вид местного шаманизма, в котором поклонялись духам солнца, луны, гор и деревьев и который буддисты также называли Боном, или "черной верой" (т.е. обычная вера простонародья). Эти "бонцы" приносили в жертву животных, что было частью их религиозной практики. Естественно, что на первых порах мало кто занимался различением: вся местная автохтонная тибетская культура и религия объявлялись "Боном".

Однако Юнгдрунг Бон ("Звук Свастики"), распространенный ранее в Шанг-Шунге, представлял из себя вполне зрелую, самодостаточную и стройную систему воззрений и методов духовной практики и ничего общего с примитивным шаманизмом не имел, если только не подразумевать под шаманизмом работу с внешними стихиями.

На протяжении нескольких веков, буддизм и Бон конфликтовали между собой. Буддизм вышел победителем, но Бон остался живой традицией до сегодняшних дней. В результате этого столкновения с буддизмом, Бон подвергся глубоким и прочным изменениям. Многие бонские тексты были построены по буддийским моделям и по прошествии времени, содержание этих текстов стало отражать буддийское влияние. Буддийские концепции выражались в терминологии и на языке, необычном для традиции Бон. Некоторые великие тибетские буддийские ученые даже переводили буддийские тексты для Бонского канона, используя словарь, употребляемый в Бонских писаниях. Это делалось с той целью, чтобы многочисленные бонцы в Тибете, по мнению буддистов, также могли получить благо от буддийской Дхармы. Бонский канон был составлен по структуре последователей Старой Традиции или Нингмапы.

Первоначально бонцы не признавали монашества, но спустя века они также завели монашеские общины. По утверждению буддистов, бонцы заимствовали из буддизма монастырский образ жизни, систему образования и имеют богатую литературу. Монастыри этой небуддийской школы существуют в разных уголках Тибета и за его пределами.

Все вышеуказанные совпадения и единство культурной среды (буддизм также многое взял из Бона, по крайней мере внешние формы) позволили Далай Ламе XIV Тэнзин Гьяцо высказаться о Юндрунг Боне как о "Пятой тибетской школе".

В среде буддистов бытует легенда, что это Будда Шакьямуни под видом учителя Шенраб Мивоче проповедовал Дхарму в Шанг-Шунге. И действительно, несмотря на определенные различия между Боном и буддизмом, между ними все же гораздо больше сходства, нежели различия, поэтому, допуская право на существование указанного предания, мы можем рассматривать Шанг-Шунг как одну из древних стран, наравне с Шамбалой и Уддияной, куда дошла проповедь Будды.

Период раннего распространения Дхармы

Начиная с VII в., когда в Индии преобладал тип монастырей-университетов и когда расцвет школьно-философского буддизма достиг своего апогея, индийский буддизм, перевалив исполинские Гималаи, в лице первоначально безымянных йогов и проповедников, начал проникать в дикую и негостеприимную страну тибетцев. С того времени и вплоть до XIII в. Тибет имел оживленное культурное общение с Индией.

Буддизм глубоко повлиял на политическую ситуацию в Тибете. Частично причиной ошеломительного и почти полного успеха буддизма внутри этой страны было почтительное и преданное отношение некоторых великих тибетских царей к Учению и принципам буддизма. Их поддержка и покровительство были определяющими для распространения индийского буддизма в Тибете.

Тридцать третьим царем в династии Чогьял, был Сронгцен Гампо (617698), он был первым из трех великих Дхармараджей (Царь Веры) в Тибете. До его правления тибетский язык не имел четкой грамматики и в каждой провинции писали посвоему. Он послал своего министра, Тхонми Самбхоту, с множеством слуг в Индию для обучения языкам Северной Индии. После своего возвращения в Тибет министр создал первую тибетскую грамматику по индийской модели. Он также перевел на тибетский много буддийских писаний.

Две из жен царя Сронгцан Гампо, также сыграли значительную роль в истории начала буддизма в Тибете. Это были принцесса Бхрикути, дочь Непальского царя Амсувармана, и принцесса Вень Чень, дочь Китайского Танского императора Тай Цзуна. Обе жены были верующими Буддистками, и они привезли с собой в Тибет много бесценных религиозных преметов. Самое знаменитое превосходное изображение Будды в Тибете (Чжово Йидшин Норбу) было привезено принцессой Вэн Чэн из Китая. Они вдохновляли и поддерживали строительство многих буддийских храмов в стране. Цуглагкханг, главный храм столицы - города Лхасы (Земля богов), - был построен при покровительстве царя Сронгцан Гампо и принцессы Бхрикути. Также царь составил три кодекса законов для людей страны, основанных на принципах и дисциплине буддизма. Правление царя Сронгцан Гампо отметило начало буддизма в Тибете.

Тридцать седьмой из династии Чогьял, Тисронг Дебцан (790858 гг. н. э.), был вторым из трех великих царей Тибета. Он пригласил сотни Индийских ученых и мастеров йоги в Тибет. Наиболее известными из них были: Шантаракшита - настоятель университета Наланды; Гуру Рипоче (Падмасамбхава) - величайший Индийский мастер тантры; и Вималамитра - знаменитый ученый и адепт.

Проповедь Шантаракшиты и Падмасамбхавы

Шантаракшита, настоятель индийского монастыря-университета, прибыв в Тибет, столкнулся с многими трудностями. Сама природа Тибета в виде местных духов и бонских жрецов-шенов противилась проповеди нового буддийского учения в виде махаяны. И тогда Шантаракшита посоветовал царю пригласить в Тибет из Уддияны могущественного буддийского мага Падмасамбхаву. Последний по прибытию сразу вошел в свиту молодого царя. В отличие от махаянского учителя Шантаракшиты, Гуру Римпоче (Драгоценный Учитель), как прозвали его тибетцы, стал распространять среди знати и способных людей из народа ваджраяну, которая сложилась к тому времени в Индии. Тантрийскими ритуалами были укрощены все враждебные силы, и даже дух горы Тисе был покорен и стал дамжаном (связанным обетом) - охранителем Дхармы.

По совету Падмасамбхавы, царь Тисронг построил первый знаменитый монастырь Самье, который был основан в 798 г. В этот период монастыри были исключительно отшельнического типа, как для одиночной, так и для групповой практики, в виде одиночных горных келий или маленьких скитов. В этих уединенных монастырях могли вести отшельническую жизнь как духовные, так и светские лица. При этом отшельническая жизнь понималась и понимается буддистами в несколько расширенном значении: под этой жизнью разумеется не только жизнь религиозных созерцателей и подвижников, но и жизнь ученых, ведущих изолированную от общества жизнь для более успешного проведения своих учено-литературных работ.

Последним из трех великих царей дхармараджей был Тидэ Ралпачен (866901 гг. н. э.), сороковой царь из династии Чогьял. Главным его вкладом была стандартизация методов перевода буддийских текстов с санскрита на тибетский. Все тексты, переведенные до времени его правления, были снова переведены, согласно новой системе. С тех пор переводы буддийских текстов делались с высоким уровнем точности и превосходным знанием материала. Он также пригласил много великих индийских ученых в Тибет, и большое количество буддийских текстов было переведено на тибетский. К сожалению, в возрасте 36 лет он был убит пробонски настроенными министрами.

Тибетский буддизм первого периода не имел школьных различий, и монашество в этот период не получило широкого развития. Этот период, длившийся до конца десятого столетия, в тибетских исторических хрониках называется периодом Раннего Распространения Учения. Преследование Дхармы царем Ландармой, отметило конец Раннего Распространения Доктрины в центральном Тибете.

Лангдарма

Старший брат царя Тхридэ Ралпачена, Лангдарма (Будун Цена), стал царем в 901 году. Он был сорок первым и последним царем из династии Чогьял. Лангдарма был противником буддизма и с помощью своих пробонски настроенных министров начал систематически уничтожать буддизм в центральном Тибете. Желание Лангдармы вернуть страну к прежней вере сходна с попытками Юлиана-отступника реанимировать эллинизм в Восточной Римской империи.

Особенному преследованию подвергалась монашеская Сангха, в которой Лангдарма видел угрозу для государства. Много монахов было уничтожено или же принуждено сложить обеты. Институты буддийского монашества исчезли из центрального Тибета более чем на пол-столетия. Однако, многие практикующие тантру продолжали практиковать под видом мирян, а очень сильный тантрийский практик Нубчен Сангье Иеше взял у царя обещание не вредить тантристам и тантрийским текстам. Через пять лет своего правления Лангдарма был убит буддийским подвижником Доржепалом.

После смерти Лангдармы его сыновья боролись между собой за обладание пустующим троном. Однако ни один не достиг успеха, и три с половиной столетия после этого в стране не было фактически центральной власти. Разные провинции принимали положение независимых государств со своим феодальным управлением.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека