Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Период второго распространения Дхармы

После кратковременной реакции против буддизма со стороны царя Ландармы (X в.), когда в Тибете появились (в XI в.) такие выдающиеся деятели из природных тибетцев, как лоцава Ринчен-Самбо, Ро-лоцава, лоцава Вайрочана, Брогми, Марба-лоцава, Потоба, Миларайба и многие другие, индийский буддизм успел окончательно упрочиться в Тибете, приняв национально-тибетскую форму. С этого времени начался второй, средний, период (1042-1409) распространения Дхармы в Тибете, который ознаменовался дроблением буддизма на отдельные школы. Если первый период был связан с деятельностью Падмасамбхавы, то Второй период связывают с проповедью другого индийского учителя - Атиши.
Одна из манифестаций Падмасамбхавы. Танка. Тибет.

Образование Древней (Нингма) и Новой (Сарма) традиции

После преследований Лангдармы в среде самих буддистов возникли разногласия по поводу сохраненного наследия. Вернувшиеся из дальних областей Тибета бхикшу и йогины, в прошлом ученики Падмасамбхавы, собрались на своего рода собор, на котором доказывали, что несмотря на полвека гонений Дхарма во всей ее полноте сохранена и нужно продолжать переводческую деятельность в русле традиции Гуру Римпоче.

Так, три бхикшу из провинции Кхам в восточном Тибете сохранили традицию Винаи и она была принесена из Кхама обратно в центральный Тибет уже десятью учениками из центрального Тибета, которые ездили для учебы в Кхам. Однако среди собравшихся нашлись и такие, которые сомневались в подлинности и количестве сохраненного наследия. Они убедили часть аудитории организовать делегацию и отправить ее в Индию, с целью приглашения оттуда какого-либо знаменитого святого учителя, который бы помог восстановить Дхарму в Тибете. Эту партию прозвали "новыми последователями", по-тибетски - Сармапа.

Те же буддисты, которые утверждали сохранность всех традиций и методов Дхармы в Тибете, после преследований Лангдармы так и остались верны своим убеждениям. Они практиковали ту Дхарму, которую унаследовали от Падмасамбхавы, Шантиракшиты и Камалашилы, и вскоре стали известны как приверженцы "древней традиции", по-тибетски - Нингмапа.

Соответственно, тантрийские тексты, которые переводились до начала Нового Периода распространения Учения, стали известны как тантры ранних переводов, или древни е тантры. Смритиджняна был последним великим переводчиком того периода. Линия учений, основанная на этих текстах, известна как Нингма (Древняя).

Атиша. Делегация "партии новых" была по-слана в Индию, и в 1042 году в Тибет при-был известный индийский учитель того времени Шриджняна Дипанкара Атиша (982-1054). С приездом Атиши начинается второй период развития тибетского буддизма. Атиша пытался насадить в Тибете чистоту индийского буддизма, строгость его монашеских традиций. Работа Атиши

в этом направлении встретила в Тибете неизбежную реакцию, в результате чего первоначальный буддизм, бывший до того времени единым, последовательно раздробляется на отдельные школы.

Множество школ. Сложность религиозно-философского учения буддизма и различные аспекты трактования им пути привели к созданию в Тибете нескольких философских школ, таких, как Нингмапа, Кагьюпа, Кармапа, Кадампа, Сакьяпа и Гелукпа. Каждая из этих школ имеет свою особую линию преемственности учителей, различный подход к учению тантр и свои эзотерические трактаты. Однако кроме них существовало и множество других школ, таких как Шижедпа, Джонанпа, и др., которые исчезли.

Таким образом, в Тибете между XI и XV вв. возникло семь главных школ тибетского буддизма: Нингмапа, Кадампа, Кагьюпа (с подшколами), Сакьяпа, Шижедпа, Джонанпа и Гелукпа. Этот период был самым замечательным периодом истории тибетского буддизма.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека