Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Школа Сакьяпа («Школа Серой Земли»)

Кхон Кончог Гьялпо (1034-1102) был основателем этой школы. В 1073г. он построил монастырь в Верхнем Цзане. На месте постройки монастыря цвет  земли был серым ("Сакья"), поэтому монастырь и традиция стали известны как Сакья ("Серая Земля").   

Раннее поколение клана Кхон были заметными последователями Нингмапы. Но в свое время Кхон Кончог Гьялпо отправился к великому переводчику Брогми Сакья Иеше (993-1050) и получил от него учения и посвящения новых тантр.

Он был проинструктирован по учениям путь-плод (Результат) - Лам-Брэй, которые были изложены индийским махасиддхой Вирупой - знаменитым магом, обладающим энциклопедическими познаниями.

Дхармапала.

Сын Кхон Кончог Гьялпо, Сачен Кунга Ньингпо (1092-1158), стал великим ученым и сиддхой. Он получил специальные учения Путь-Плод от самого махасиддхи Вирупы, который прибыл в монастырь Сакья посредством своих чудесных сил. Там он оставался в течение одного месяца, давая учения.

Двое из сыновей Сачена Кунга Ньинг-по, а именно Соднам Цэмо (1142-1182) и Дагпа Гьялцен (1147-1216), стали великими учеными и сиддхами.

Сын их младшего брата Кунга Гьялцен (1181-1251) стал величайшим ученым школы Сакья. Он был признан как высочайший авторитет в учениях линии. Он стал бхикшу и написал много ученых работ, и поэтому позже его стали называть Сакья Пандита (Ученый из Сакья).

В дебате он победил великого пандита из Южной Индии-Наринанду, это произошло в долине Кьиронг, расположенной между Тибетом и Непалом. Он был приглашен в Китай монгольским императором Годаном, внуком Чингизхана.

Сакья Пандита стал высочайшим учителем при Китайском дворе. Интересно отметить, что многие сакьяские иерархи не принимали монашества, что не мешало им получать высокое образование и достигать совершенных достижений в практике. Посвящения и учения они передавали по наследству.

Старший сын младшего брата Сакья Пандиты,    Догон    Чогьял Пхагпа (1235-1280), был великим учителем и стал Первым Учителем (Ламой) - Правителем Тибета. Он учился под руководством своего дяди и стал высокореализованным Ламой. После смерти своего дяди он стал наставником китайского императора династии Юань - Хубилай-хана. В ответ на получение посвящения (абхишеки), император преподнес ему тринадцать поместий (тискор), охватывающих центральный, западный и южный Тибет. Во время его второго визита в Китай, он составил алфавит для монгольского языка, который стал известен как "алфавит Пхагпы ламы (Арья-ламы)", и император отдал ему все три провинции тибетской территории, сделав образом его правителем Тибета. Таким образом, школа Сакья в лице своих иерархов начиная с 1253 г. управляла страной в течение века.

На всем протяжении своей долгой истории школа Сакья породила много великих ученых. Ее пять величайших ученых известны как пять Высших Сакья - Сакья Гонг-ма Нам-нга. Это были: Сакья Пандита, Сачен, Сенам, Дагпа и Пхагпа.

Другими великими учеными этой школы являлись: Ягпруг, Ронгтон, Нгорпа, Дзонгпа, Го Рабджам и Сакья Чогден (1428-1507). Го Рабджам Сонам Сенге (1429-1489) является одним из наиболее знаменитых писателей Сакья. Он известен как Кунчен (санск. сарваджкя), что означает Всезнающий. Он написал пятнадцать замечательных книг.

Можно добавить, что главная школа Сакья имела две подшколы: традиция Нгорпа и традиция Цхарпа.

Нгорчен Кунга Зангпо (1382-1456) построил монастырь Нгор Эвам Чойден, который стал со временем вторым величайшим монастырем Сакья и фактически подшколой главной линии. Последователи другого великого учителя, Цхалчен Лосал Гьямцхо (1502-1566) основали другую подшколу, которая стала известна как Цхарпа.

С момента основания вся передача линии Сакья осуществлялась кланом Кхон. Они также являлись главами всех значительных монастырей Сакья. В настоящее время главой школы Сакья, является 41-й держатель трона Три Ринпоче Кунга Принлэй Вангьял, который родился в 1945г. и теперь живет в Индии.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека