Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Школа Шичжедпа. Чход.

Шичжед означает "успокоение" или "доктрина, которая успокаивает страдание". Эта линия была основана в Тибете великим святым с юга Индии йогином Пхадампа Сангьей и тибетской подвижницей Мачиг Лабдрон-ма (1102-1206 либо 1031-1129 либо 1055-1145). Святой побывал в Тибете пять раз, причем последний раз он был в 1098 г., после возвращения из Китая.

Мачиг Лабдрон была признана всеми тибетскими школами как воплощенная форма дакини Мудрости. Благодаря ее влиянию учения Чход были введены в различных школах во всех частях Тибета и передаются до наших дней. Существует огромное количество текстов и учений Чход, которые пришли от нее в различных формах. Многие из них были открыты как Терма, Сокровищницы Дхармы. Последние годы своей жизни она провела в пещере, в Зангри Кхармар в южном Тибете.

Чемчог Херука. Танка. Тибет.

Школа представляет собой скорее особый метод религиозного настроения и мышления. Она даже не имеет своих обособленных монастырей и как особый метод распространена среди последователей всех школ тибетского буддизма.

Чход (отсечение) - особый метод: отречение, преображение и самоосвобождение в ус-ловиях страдания (страха). Чход - это чисто тибетская форма йоги, разработанная Падампа Сангьей и его ученицей Мачиг Лабдрон в XI в. н. э., ставшая основой школы Шичжедпа. Тибетское слово Чход означает "отрезание" в смысле отсечения привязанности к "эго" и связанных с ним загрязнений, которые являются корнем сансары.

Эта йога основана на сутрах Праджнапарамиты и философии Нагарджуны. Шесть Парамит-совершенств (Отдача, Нравственность, Терпение, Усердие, Ме-дитация и Интуиция) практикуются через созерцательное отдавание в ритуале своего собственного тела и имущества всем, включая ужасных существ в опасных местах, без сожаления, страха и сомнения.

Характерным аспектом учения Пхадампа Сангье был метод, используемый для успокоения страдания. В большинстве видов Учения Будды, загрязнения (нравственные и ментальные), которые являются причиной страдания, вначале очищаются, а затем уже устраняется и само страдание. Но в его методе, вначале устраняется страдание, а потом уже устраняются загрязнения, которые являются его причиной. Сами страдания в этой практике используются как практика, например, страдание страха.

Смысл практики заключается в том, что, в отличие от обычных практик, где человек стремится защитить себя от негативного влияния Восьми классов (куда входят боги, наги, духи, ракшасы, ямы и др.)» здесь, наоборот, человек предлагает в жертву себя. Силам, перед которыми человек испытывает страх предлагается жертва в виде самого себя - это так называемый ритуал "подношение тела (луй-чжин)". Но эта жертва не реальная, а мнимая, на уровне представлений, однако этого становится достаточно для обмана демонов, воспринимающих "жертву" натурально.

Таким образом, все становятся удовлетворенными: демоны, пожравшие образ, созданный йогином, и сам йогин, продемонстрировавший принципы анатмы и бесстрашия. Йогин должен преодолеть страх в процессе ритуала, поэтому такие ритуалы проводятся в жутких местах, на кладбищах, пустырях, заброшенных строениях и т. д.

С другой стороны, более глубокий аспект этой техники заключается в том, что, как и в случае с Йогой Внутреннего Огня, целью является утончение йогического восприятия посредством раскачки энергии мощным страхом. Последнее становится условием успешной практики: если нет страха, нет и Чхода.

Данная практика явилась настолько притягательной для йогинов, что она распространилась даже среди индийских буддистов - единственная практика, которая попала из Тибета в Индию. Чход практикуется на уровнях Маха-йоги, Ануйоги и дзогчена, а также получила распространение и среди Новых школ.

Монастырь Сакья-гончен. Юго-западный Тибет.

Существуют два вида Чход, это:

1 Пхо Чход (мужской Чход). Это учение было передано от Пхадампа Сангье Кьотон Соднаму и Мара Серпо, которые в свою очередь передали его Ньонпа Серангу, Цетону и Сумтону;

2 Мо Чход (женский Чход). Эта линия была передана Кьотон Соднамом великой женщине Мачиг Лабдрон.

Мачиг Лабдронг подразделяет Чход на три аспекта:

1 Посещение опасных и уединенных мест - это Внешний Чход,

2 Преображение тела в виде подношения для демонов - это Внутренний Чход,

3 Отсечение единственной вещи (привязанности) от корня - это Действительный Чход,

Кто бы ни практиковал эти три Чхода - является йогином.

Учение Шичжед можно разбить на три периода развития, отмеченные визитами Пхадампа Сангье в Тибет.

В настоящее время, отдельной линии этой традиции не существует, но ее учения практикуются во всех школах.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека