Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Исторический фон деятельности новых школ

Все более усиливаясь в период Позднего Распространения Учения, особенно после мощного развития школ Сакья и Гелук, в XIV в., буддизм оказывал сильное влияние и далее стал целиком доминировать в политической жизни Тибета.

Это развитие началось в XIII столетии когда Арья-лама или Дрогон Чогьял Пхагпа (1235-1280) из школы Сакья, стал духовным наставником Хубилай Хана, монгольского хана, ставшего императором Китая. Хан, в благодарность перед учением и святостью Пхагпа-ламы в 1253 году передал ему управление над всем Тибетом. Так впервые монах стал обладать высшим светским титулом. После Пхагпы-ламы в течение почти ста лет Тибетом управляли правители из школы Сакья.

В 1349 году Чжанчуб Гьялцен из клана Пхагмо-Дуба сверг правителя Сакья и стал править Тибетом. После этого одиннадцать правителей Пхагмодуба управляли Тибетом в течение 106 лет.

В этот период прославленный ученый Лобсанг Дагпа (1357-1419) из пади Дикого Лука (Цзонг-кха), что в провинции Амдо, основал в Лхасе школу 1елук. Цзонгкхапа (Цзонхава) - так он стал называться - был великим ученым, который написал много работ. Он и его ученики построили много больших монастырей. Он подчеркивал важность основных учений буддизма и строгого соблюдения монастырской дисциплины, апеллируя к наследию Атиши и Кадампы.

В 1435 году Доньод Дордже из клана Рин-пунг сверг царя линии Пхагмо-Дуба, и четыре царя из клана Рин-пунг один за другим управляли Тибетом в течение 130 лет.

В 1566 году Цэдэн Дордже из Цзангпа сверг правителя Ринпунга и три царя этой династии управляли Тибетом в течение семидесяти шести лет.

Со временем школа Гелук стала одной из наиболее политически сильных школ тибетского буддизма. Монгольский Хан дарует главе школы титул Далай Ламы - "Океан Лама", а в 1542 году войска Гушри Хана из Монгольских Кошутов, разгромив правителей Цзангпа, передали % правление Тибетом пятому Далай Ламе (1617-1682).

Начиная с XVII столетия и вплоть до 1959 года, иерархи этой школы, Далай Ламы, были одновременно духовными и светскими правителями Тибета.

В литературе встречаются упоминания о цветовой символике тибетских буддийских школ. Это связано с цветом головного убора, надеваемого ламой во время ритуалов. Желтые "шапки" надевают в Гелукпе, красные - в Нингмапе, голубые - в Боне, разноцветные - в сакьяпе. В разных  линиях кагьюпа бывают и белые, и черные, и красные головные уборы. Чаще всего фигурируют определения "красношапочники", к которым относят все древние и новые школы, помимо Гелукпы и "желтошапочники" - сама Гелукпа. Однако строго говоря, к разряду "красношапочников" следует относить лишь Нингмапу.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека