Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Два вида монастырей шадда

Монастыри имеют программы обучения, состоящие из дисциплин и предметов, которые входят в 10 буддийских наук, это прежде всего системы Свалакшаны (цаннид), относящиеся к буддизму сутр и тантр.

Монастыри шадда бывают двух видов или, вернее, имеют две переходные ступени: 1) монастыри без факультетов и 2) монастыри с одним или несколькими факультетами.

Первый вид монастыря представляет начальную неразвернутую ступень монастыря шадда, предполагающего со временем открыть какой-либо факультет. Занятия в подобных монастырях заключаются в ежедневных молитвенных собраниях ("цог") и в обучении молодежи начальной грамоте и правилам Учения. Кроме этого, монахи могут заниматься более серьезным изучением Дхармы путем домашнего обучения у опытных знатоков Учения.

Внутренний вид с главным алтарём цокчен-дугана в Сакья-гончен

Монастыри с факультетами могут иметь один или несколько факультетов: цаннид (философия), гьюдпа (тантра), дуйнхор (Калачакра), жедор (Хэваджра), лам-рим (Степени пути) и манпа-дацан (медицина) или все эти факультеты вместе. Наиболее важным по образовательному значению считается факультет цаннид, имеющий задачу критического изучения религии и философии буддизма. Вследствие этого, в большинстве случаев, вначале открывается факультет цаннид, затем следует открытие гьюдпа (или, иначе, агпа), манпа и другие. Кроме того, великие монастыри, как лхасские Сэра, Брайбун, Галдан, Ташилхунпо, имеют по нескольку факультетов цаннид; эти факультеты основаны разными лицами и незначительно отличаются друг от друга программными особенностями и принятыми учебниками разных авторов. В Тибете называют семь цаннидских факультетов, основанных семью лицами. Наиболее известными и распространенными из них являются факультеты Гоман, Сэра и Лосалин - названия факультетов в монастырях Брайбун и Сэра, которые стали нарицательными названиями для цаннидских факультетов, принявших учебники ламучителей Жамьян-шадбы (1648-1722), Сэра-Жебзун Чойжи-жалцан (1469-1546) и Ванчен Соднам-дагпа (1478-1554). Учебники называются "игча", учебники указанных факультетов, соответственно, называются: гоман-игча, сэра-игча и лосалин-игча.

Таким образом, из всех монашеских институтов выделяются типовые монас-тыри в следующем порядке: монастыри шадда со всеми факультетами и монастыри дубда - горные монастыри для групповых отшельников и кельи для одиночных отшельников.

Монастырь Ташилунпо. Резиденция Панчен-лам.

Население монастырей типа шадда.

По количеству жителей современных тибетских монастырей их можно делить на малые, с населением от 200 до 500 монахов; средние, с населением от 501 до 1000 монахов; большие, с населением от 1001 до 2000 монахов; великие, с населением от 2000 до 10 000 монахов.

Жители-монахи каждого монастыря различаются по возрасту, обетам, положению, занятиям и по национальному происхождению.

По возрасту монахи бывают, начиная с детей 6-7 лет и кончая людьми глубокой старости. В монастыри поступают люди в большинстве случаев с детского возраста и всегда по воле родителей или по настоянию влиятельных лам. Но нередко поступают и в зрелом возрасте по собственной воле, ради Дхармы либо престижа.

По обетам монахи бывают: рабжуны, гецулы и гелонге. Обет рабжуна имеют обычно самые младшие по возрасту монахи. Он является первой ступенью монашества, и каждый вновь вступающий в монашество обязан принять этот обет. Но бывает  так, что некоторые монахи-неудачники в ламских добродетелях могут оставаться в этом обете на всю жизнь.

Следующий обет гецула получают по желанию все имеющие обет рабжуна и достигшие юношеского возраста.

Самым старшим обетом монашества является обет гелуна, полного монаха или бхикшу. В этот сан посвящаются монахи, достигшие возраста более двадцати лет и имеющие обет гецула. Посвящение в гелонги происходит по установленным древнейшими традициями правилам в присутствии не менее четырех монахов. При обряде посвящения не должны присутствовать посторонние, не посвященные в обеты гелонга.

Совершают обряд посвящения в гелонги: кхам-по (санск. упадъяя) - учитель, председательствующий при ритуале лама, и три помощника, которые называются лоббон (санск. ачаръя). Кхам-по (кхэн-по) дает новопосвящаемому общие наставления и разъясняет значение обета, а остальные трое распределяют между собой роли исполнителей тех или иных требований ритуала посвящения. Обеты гелонга заключаются в соблюдении более двухсот (253) запретов. Из них наиболее важным считается воздержание от четырех тяжких проступков: прелюбодеяния, воровства, убийства и лжи. Совершение одного из этих проступков влечет за собою отлучение из состава Общины, тогда как остальные проступки могут быть искуплены путем исповеди и покаяния. В монастырях огромное большинство составляют рабжуны, а меньшинство - гелонги.

Рай Сукхавати. Танка. Бурятия. XIX век.

По своим занятиям монахи делятся на служилое и неслужилое духовенство. К служилому духовенству относятся: настоятели, а также директора цаннид-дацана: типа (наставник в Тибете) или кхэнпо (ученый), дорже-дзинпа, или бонлоб-директора отдельных факультетов; цогчен-шаляго или гебкой, надзиратель монастыря; шабдэгма, помощники надзирателя; гейки, младшие помощники надзирателя; умзат, запевала, шунлайпа, ученый каноник, контролирующий пра-вильность диспутов; цогчен-нирпа, монастырский эконом; цогчен-жама, заведующий монастырской кухней и т.д. Настоятелями и директорами могут быть как гэгэны, так и ламы простого звания, отличившиеся своею ученостью и нравственностью.

Монахи из категории ученых имеют разные ученые звания: по факультету цаннид-габжу, рабжампа, дорампа, лхарампа; по факультету агпа-агрампа, по факультету медицины-манрампа.

По профессиям монахи бывают: простые прислужники, работающие при монастырских кухнях; тахильчины, работающие по части жертвенных приготовлений; ремесленники, столяры, портные, маляры, резчики ксилографских досок, рабочие по печатанию книг; живущие интеллигентным трудом: зурачины-художники, зурхайчины-астрологи, шойчины-предсказатели, манпамедики, горимпа или гуримчины, исполнители религиозных обрядов "горим" против болезней, гуртэны-прорицатели, редакторы издаваемых книг и ученые писатели.

Национальный состав монахов тибетских монастырей бывает разнообразный. Так, в больших тибетских монастырях Сэнбрэйга-суме, а также в Лабране и Гумбуме живут представители различных тибетских племен, а также между ними значительный процент представителей разных монгольских племен. При этом наблюдается очень интересное лингвистическое явление: на почве взаимных уступок и компромиссов в языках создаются особые средние наречия тибетского и монгольского языков, так что можно говорить о монгольских наречиях Лабрана, Гумбума или Брайбуна. 

Точно так же можно сказать и относительно тибетских наречий этих монастырей. Национально-племенной розни в жизни монахов не наблюдается, и национальное происхождение не служит препятствием к занятию самых высоких должностей. Национальная рознь среди монахов выражается лишь тем, что представители разных племен и наречий дают остроумные характеристики каждому племени в виде комических рассказов, анекдотов, эпиграмм, шуток и прибауток.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека