Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Восточный Туркестан
Главными буддийскими центрами Восточного Туркестана были города-оазисы Хотан, Куша (Кух), Турфан, Карашахр, Дунь-хуан и др. Буддизм пришел в этот регион из Средней Азии и был повсеместно распространен, особенно среди городского населения. Во 2-й половине III в. н. э. в Хотане шла борьба между махаяной и хинаяной. Кроме Куха (Куша), где утвердился хинаянский буддизм, во всех остальных городах-оазисах верх одержала махаяна, поскольку ранее здесь была распространена школа Вайбхашика, послужившая мостом к махаяне.
Древние анналы города Дуньхуана со-общают, что в 655 г. тексты Дхармы были переведены с санскрита на местные языки. Уже в наше время среди его развалин были найдены замечательные буддийские фрески и множество махаянских, тантрийских и дзогченовсих текстов на различных языках, в том числе и тибетском, поскольку в 665 г. (по другой версии в 600 г.) восточно-туркес-танские области Хотан (с центром в Хара-Хото), Кух (Куша), Карашахр и Кашгар попали под влияние Тибета.
Сакский Хотан (тиб. Ли-юл) в свою очередь оказал сильное влияние на Тибет и Китай в области искусства. С хотаносакского языка также переводились буддийские тексты на китайский. Именно из этого региона буддизм попал в Китай.
Восточно-туркестанский регион, однако, не ограничивался указанными городами. Древняя Киргизия или Друша (Труша) по сведениям, имеющимся в тибетских нингмапинских текстах, была таинственной страной. Подобно Уддияне, она была родиной Ану-Иоги, а священное озеро Иссык-Куль, подобно тибетскому Маносаровару, посещал Падмасамбхава.
Восточный Казахстан также хранит память о былом процветании буддизма. Близ урочища Медео около Алма-Аты сохранилась пещера с буддийскими изображениями, где еще в XIX жил босой буддийский монах. В урочище Танбалы Таш была обнаружена буддийская чайтья поздней махаяны, вокруг которой на гранитных утесах были выбиты санскритские надписи и изображения Будд и бодхисаттв.