Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Взаимоотношения буддизма с другими религиями региона
Буддизм и Манихейство.
Буддизм и несторианское христианство.
В Средней Азии получило распространение несторианское христианство, пришедшее сюда из Восточной Римской империи, где оно было признано еретическим учением. Следов полемики с буддистами не обнаружено. Можно предположить, что со стороны несторианцев диспуты отвергались априори, однако в реальности между ними также существовала борьба за влияние на население.
Буддизм и зороастризм.
Известный специалист и исследователь маздаизма Р. Цэнер считает, что зороастризм испытывал и идейные влияния буддизма, впрочем, достаточно трансформированные. Например, понятия Az (демон лжи) и Avidya (неведение) в обоих учениях достаточно близки. Но "если идея по своему происхождению буддийская, - пишет он, - то оформление ее полностью зороастрийское".
А. Габэн считает, что "многие основные термины в тюркском буддизме - зороастрийского происхождения, тюрки должны были позаимствовать их на западе (в Средней Азии) при посредничестве согдийцев".
По мнению исследовательницы А. Спиридоновой, художники Бактрии, разрабатывая иконографию, интерпретировали по-своему буддийское положение о спасении из мира, "объятого пламенем". В Средней Азии буддизм столкнулся с древним учением - маздаизмом в форме зороастризма, в котором существовал культ священного огня, олицетворявшего Абсолют. Поэтому огонь, выступающий в хинаянском буддизме символом разрушения, оборачивается в бактрийском искусстве символом святости, огня мудрости. Рождается уникальный образ Огненного Будды, объятого языками пламени. Созданный среднеазиатскими мастерами на заре н. э. Огненный Будда достиг стран Дальнего Востока, где он называется "Великое Солнце Будды (Дайнити-Нерай или Маха-Вайрочана)". В Кара-тепе найдено изображение Будды в двойной огненной ауре, под которым было написано "Будда-Мазда". Здесь воедино слились образ Космического Будды (Самантабхадры) и Высшего божества зороастризма - Ахура Мазды.
В свою очередь, образ последнего через уйгуров дошел до буддийской Монголии, где он трансформировался в хана Хормасты (ср. среднеперс. Ормазд) - Верховного Владыку небесных духовтэнгриев (Амеша Спента).
История Средней Азии развивалась бы, возможно, совсем по другому сценарию, если бы не арабское завоевание, которое, начиная с 651 года уничтожило под корень всю местную культуру и религии. В 751 г. в битве у реки Танас (Киргизия), ценой огромных потерь и сдачей
Средней Азии (результат интриг танских чиновников), китайские войска остановили дальнейшее продвижение арабов. Древняя культура Индии, Непала, Тибета, да и самого Китая была сохранена для потомков.
Сейчас в Средней Азии имеется более 30 мест археологических раскопок, где под холмами, скрывающими пласты пожарищ и разрушений, еще находятся фрагменты разбитых статуй и колонн монастырей, разрозненных текстов и черепки битой посуды, на которых процарапаны письмом кхароштхи и брахми надписи на уже мертвых языках - бактрийском, санскрите, парфянском, тохарском, согдийском, сакско-хотанском и древнеуйгурском с именами и пожелания древних почитателей Будды.