Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Взаимоотношения буддизма с другими религиями региона

Буддизм в Средней Азии столкнулся с тремя влиятельными религиями: зороастризмом, Манихейством и христианством.

Буддизм и Манихейство.

Контакты буддизма и Манихейства происходили на границах Ирана и Индии, то есть в Ср. Азии, через которую Манихейство проникало в Восточный Туркестан к уйгурам и далее, в Тангут. При этом никаких следов полемики между буддизмом и Манихейством не обнаружено, возможно, именно потому, что манихеи широко вводили буддийскую терминологию в свое учение, тем самым обезоруживая противника. Древнейшие парфянские манихейские сочинения, а также манихейско-согдийские тексты уже содержат буддийские термины. В текстах Мани, основателя гностического Манихейства, называют "бодхисаттвой", а его смерть - "нирваной". В восточном Манихействе среднеазиатское буддийское влияние отразилось сильнее, чем в западном гностическом, хотя и в нем, по мнению Дж. Рейнольдса, также сильны буддийские заимствования. В Восточном Туркестане рано появляются манихейские монастыри на манер буддийских. Тем не менее, вполне допустимы предположения и обратного влияния Манихейства на те, или иные буддийские школы, в борьбе за влияние на массы и правящую верхушку региона.

Буддизм и несторианское христианство.

В Средней Азии получило распространение несторианское христианство, пришедшее сюда из Восточной Римской империи, где оно было признано еретическим учением. Следов полемики с буддистами не обнаружено. Можно предположить, что со стороны несторианцев диспуты отвергались априори, однако в реальности между ними также существовала борьба за влияние на население.

Буддизм и зороастризм.

Несмотря на неразработанность темы, многие исследователи допускают взаимовлияния между этими учениями. Примером подобного взаимопроникновения могут служить фрески Бамиана и Духтари-Нуширвана, где образ Рустама походит на бодхисаттву, а Бог Митра изображен стоящим на лотосе, под его ногами находится треугольник "источника дхарм". Через согдийцев слово бодхисаттва проникло в средне-персидский (Bwt‘sp-Budaspa), уйгурский, китайский языки, и далее, в арабский (Budasaf, откуда проникло к европейцам в форме Joasaph-Иосаф). Росийский академик В. Бартольд отмечал, что "ни Сасанидское государство, ни его государственная религия - зороастризм никогда не включали весь иранский мир... буддийский Иран (Средняя Азия и Афганистан) сыграл не менее значительную роль, чем зороастрийский".

Известный специалист и исследователь маздаизма Р. Цэнер считает, что зороастризм испытывал и идейные влияния буддизма, впрочем, достаточно трансформированные. Например, понятия Az (демон лжи) и Avidya (неведение) в обоих учениях достаточно близки. Но "если идея по своему происхождению буддийская, - пишет он, - то оформление ее полностью зороастрийское".

А. Габэн считает, что "многие основные термины в тюркском буддизме - зороастрийского происхождения, тюрки должны были позаимствовать их на западе (в Средней Азии) при посредничестве согдийцев".

По мнению исследовательницы А. Спиридоновой, художники Бактрии, разрабатывая иконографию, интерпретировали по-своему буддийское положение о спасении из мира, "объятого пламенем". В Средней Азии буддизм столкнулся с древним учением - маздаизмом в форме зороастризма, в котором существовал культ священного огня, олицетворявшего Абсолют. Поэтому огонь, выступающий в хинаянском буддизме символом разрушения, оборачивается в бактрийском искусстве символом святости, огня мудрости. Рождается уникальный образ Огненного Будды, объятого языками пламени. Созданный среднеазиатскими мастерами на заре н. э. Огненный Будда достиг стран Дальнего Востока, где он называется "Великое Солнце Будды (Дайнити-Нерай или Маха-Вайрочана)". В Кара-тепе найдено изображение Будды в двойной огненной ауре, под которым было написано "Будда-Мазда". Здесь воедино слились образ Космического Будды (Самантабхадры) и Высшего божества зороастризма - Ахура Мазды.

В свою очередь, образ последнего через уйгуров дошел до буддийской Монголии, где он трансформировался в хана Хормасты (ср. среднеперс. Ормазд) - Верховного Владыку небесных духовтэнгриев (Амеша Спента).

История Средней Азии развивалась бы, возможно, совсем по другому сценарию, если бы не арабское завоевание, которое, начиная с 651 года уничтожило под корень всю местную культуру и религии. В 751 г. в битве у реки Танас (Киргизия), ценой огромных потерь и сдачей

Средней Азии (результат интриг  танских чиновников), китайские войска остановили дальнейшее продвижение арабов. Древняя культура Индии, Непала, Тибета, да и самого Китая была сохранена для потомков.

Сейчас в Средней Азии имеется более 30 мест археологических раскопок, где под холмами, скрывающими пласты пожарищ и разрушений, еще находятся фрагменты разбитых статуй и колонн монастырей, разрозненных текстов и черепки битой посуды, на которых процарапаны письмом кхароштхи и брахми надписи на уже мертвых языках - бактрийском, санскрите, парфянском, тохарском, согдийском, сакско-хотанском и древнеуйгурском с именами и пожелания древних почитателей Будды.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека