Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. Китай

Учение Будды проникло в Китай через Среднюю и Центральную Азию на рубежах I-II вв. по Великому Шелковому Пути через оазисы Восточного Туркестана, такие как Хотан, Кух, Дуньхуан. Начиная с Мин-яи (58-75 гг. н. э.) из династии Хань (который увидел чудесный сон про Будду), китайские императоры один за другим усердно приглашали в Китай буддийских учителей-проповедников, которые проникали в Китай, будучи связаны с купцами, переправлявшими товары по сухопутным торговым путям. Так, китайские источники сообщают, что в 146 г. в Китай прибыл  аршакидский принц, наследник парфянского трона, который вместе с членами своей семьи проповедовал буддизм и организовал перевод сутр с индийских языков на китайский.

Индийские и среднеазиатские буддийские проповедники столкнулись в Китае со многими трудностями. К ним относились замкнутость китайской культуры, сильное влияние традиционных учений, главными из которых были Даосизм и Конфуцианство, тональный слоговой язык с иероглифической письменностью. Первоначально приходилось использовать даосскую терминологию - вследствие заинтересованности самих даосов в получении йогических и интеллектуальных знаний буддистов. Однако эти трудности были преодолены, буддийские идеи получили достаточно широкое распространение в общество? и уже в конце IV в. император Сяо У-ди объявил себя буддистом и построил для себя лично дворцовый храм.

К V в. в Китае уже сложилась мощная переводческая традиция. Начался период государственного буддизма. Повсеместно стали строиться монастыри. В Китае появились многоярусные пагоды, в ансамблях которых переплелись традиции индийской и китайской архитектуры. Началось строительство грандиозных, высеченных в толще скал скитов и монастырей с настенными росписями и скульптурой, таких, как Маошань и Дуньхуан. Судя по китайским документам, местные монастыри в большой мере содействовали установлению спокойствия во внутренних провинциях Китая; вообще, буддизм повсюду являлся носителем мира и идеи неубиения. Надо сказать, что и китайские, и индийские монастыри принадлежали к одной и той же школе Махасангхики ("Великая Сангха") протомахаянского направления или к другим буддийским школам, близким друг другу и в теоретическом, и в практическом отношении. Вообще, следует отметить, что в Китае не было особой борьбы между хинаяной и махаяной, как в других странах. Учителя сглаживали противоречия путем обнаружения первоначального единства обеих традиций.

В период IV-VI вв. единая Китайская империя распалась, в связи с чем стала ареной для постоянных вторжений кочевых племен, а, следовательно, и районом межкультурных влияний. В 446 г. император У-цзун ограничил было распространение Дхармы, но уже в конце V в. в Северном Китае было 2000 монастырей и 32 000 бхикшу и шраманерпослушников. А в VI в. вихар стало уже 2846, а их обитателей 82 700 человек. Используя индийские аналоги, Дао Сюань (596-667) создал китайскую школу Винаи (Люй-цзун) с правилами для монахов и монахинь. В VII в. насчитывалось уже 30 000 вихар и около 2 000 000 монахов и послушников. Были построены и женские вихары. В это время в Китае проповедовал индийский бхикшу Кумараджива, который призывал "в воруженной борьбе отстаивать... подвергаемых опасности людей". Кумараджива перевел трактаты Нагарджуны и Арьядэвы по Мадхьямике, вследствие чего возникла Сань-лунь-цзун, или "Школа трех трактатов", которая провозглашала тождество сансары и нирваны.

Под влиянием сочинений Васубандху возникла Цзюй-шэ-цзун, или школа Абхидхармы, трактаты по которой перевел на китайский Парамартха (Гутерата).

Вышеизложенные школы, однако, несмотря на прекрасно адаптированные к среде переводы их ведущих трактатов и большое число сторонников, были все же чисто индийскими по духу и царящим в них правилам. Китай же обладает удивительной способностью усваивать, перерабатывать и включать в себя элементы иных культур, вплоть до целых религиозных систем, как это произошло и с буддизмом.

После того, как буддийские идеи были усвоены китайскими мыслителями, сам китайский дух, переделывающий все иностранное в родное и национальное, выразился в организации чисто китайских школ. Несмотря на то, что у основания этих школ стояли индийские авторитеты, их ученики переосмыслили наследие учителей в удобном для китайской мысли направлении.

В первой половине VI в. индийский учитель Бодхидхарма пришел в Китай и окружил себя адептами махаянской техники медитации - дхьяна, по-китайски - Чань. Ученики Бодхидхармы и последователи образовавшейся школы Чань (особено Линь-цзи) привнесли в практику медитации психотехнические методики даосов, вследствие чего эта школа стала весьма резко отличаться как от индийской традиции Дхьяны, так и от аналогичных китайских.

Своеобразная эстетика и философия Чань-буддизма оказала сильное воздействие на китайскую поэзию, классическую живопись и даже на социальные отношения, введя чаньский ритуал в среду эстетствующих придворных и самого императора. Даже простое чаепитие преобразовалось в исполненный глубокого смысла ритуал.

Церемония носила аскетический, отвлеченно-религиозный характер. Ее участники собирались в храме, как бы отрешаясь на время от мирских забот, занимали место у скульптуры Будды, позже замененной живописным или каллиграфическим свитком. В молчании кипятили воду на жаровне, заваривали чай, взбивая его в зеленоватую пену (пузырьки на воде символизировали бренность и эфемерность бытия), и пили, предаваясь мистическому созерцанию. В подобном процессе важна была цветовая гармония напитка и его обрамление - искусственной незавершенности чаши, с выступающими прожилками непокрытой глазурью глины, глубине зеленоватого напитка, скорописных иероглифов или рисунков эскизного характера - через все это раскрывалась некая вездесущая тайна.

В VII в. происходит объединение страны, длится период царствования династий Тан и Сун (VII-XIII вв.). Это была классическая эпоха расцвета всей средневековой культуры: литература, поэзия, философия, каллиграфия и живопись достигли своих подлинных высот.

Другими махаянскими школами, куда китайские мыслители внесли свой вклад, были Тяньтай (Великое Небо) и Цзин-ту (Чистая Земля). Первая, основанная китайским монахом Чжи-и (537-597), была близка к Сань-лунь-цзун, поскольку продолжала китайскую традицию Мадхьямики-шуньявада. Однако свои базовые положения она сформировала на основе сутры Лотоса (Садцхармапундарика сутра), где Великий бодхисаттва Авалокитешвара (в Китае превратившийся в женскую фигуру Гуань-инь) рекомендует активные формы бодхичитты по отношению к омраченным существам.

Вторая школа Цзин-ту-цзун или "Чистая Земля-Сукхавати", была основана индийцем Бодхиручи. Положения школы опирались на сутру Амитабхи, где Будда Бесконечного Света обещал мгновенное рождение в Сукхавати тем, кто без сомнений обратится к Нему через повторение его священного имени (Наму Амита Фо!). Эта школа использовала и разработала путь веры, в котором не было необходимости в монашестве, сложных медитациях и многочисленных запретах.

На основе учений йога-тантры были основаны несколько тантрийских школ, таких, как Ми-цзун ("Мантра") и Чжэнь-янь ("Тайные слова"). Последняя была основана Амогхаваджрой и Щубхакарасинхой. Главным оъектом поклонения в этой школе был Адибудда Маха-Вайрочана (аналог Самантабхадры). Практиковались техники созерцания трех его тел, мандалы его эманаций-божеств и их мантры. Йога-тантра школы Чжэнь-янь получила в Китае особое развитие. Система же ануттарайога тантры встретила в Китае беспощадное сопротивление со стороны конфуциански настроенных чиновников, ввиду отсутствия критериев, позволяющих отличить действительных адептов от шарлатанов. Ее представители и практикующие были безжалостно уничтожены.

Однако пострадала не только высшая тантра. Со временем получил со-крушительный удар и монашеский буддизм. В IX в. при династии Тан, когда буддизм находился на вершине, из-за происков двух конфуцианских придворных Хань Юя и Оуян Сю государственный буддизм перестал существовать. В 842-845 гг. был издан императорский антибуддийский указ, после которого было растрижено 260 ООО монахов, у монастырей была отобрана почти вся земля и множество помещений. Это был сильный удар, от которого буддизм в Китае так и не оправился. В стране сложилась система трех учений: Конфуцианства, Даосизма и буддизма, приведшая к возникновению религиозного синкретизма.

В XIII-XVI вв. Китай подпал под правление монгольской династии Юань. Хубилай-хан, правивший Китаем, проводил разумную политику. В эти века наблюдается подъем буддийской Дхармы, в ее китайской и тибетской формах. В XIII в. в Китае вновь было около 40 000 вихар и пагод с 400 000 бхикшу и 61 000 бхикшуни.

В XVI веке рост национального самосознания китайцев заставил нацию сплотиться, и монголы ушли из страны. К власти пришла китайская династия Мин, которая в своей внутренней политике, в частности относительно буддизма, придерживалась линии Юань. Конфуцианские чиновники были возмущены постоянным присутствием при дворе тибетских монахов и лам.

Однако китайцы в лице своих правителей не смогли сполна осознать важность национального примирения. Жестокость чиновников по отношению к народу превосходила все границы. Власть не успевала гасить вспыхивающие то и дело восстания, и когда в XVII в. двор оказался в критическом положении, призвала манчжуров. После подавления очередного восстания, они не ушли, и в 1644 г. к власти пришла манчжурская династия Цин, которая изощренно подавляла все китайское.

Цины относились к буддизму чисто прагматически. В 1662 г. был издан указ императора, осуждающий Дхарму за излишнее привлечение людей в монахи. С другой стороны, маньчжуры поощряли распространение буддизма (именно монашеского) на границах империи (в Монголии и Тибете), используя его миротворческий аспект.

В 1911 г. произошла Цинхайская революция, положившая конец маньчжурскому правлению. Гоминьдан сменили в 1947 коммунисты, затем в 70-х грянула маоистская культурная революция.

Погромы монастырей и памятников культуры хунвэйбинами и цзаофанями, захват Тибета и геноцид (только в одном 1959 году было убито более 65 000 тибетцев!) сменились относительным затишьем и экономическим ростом в последние годы. Под неусыпным оком наследников Великого Кормчего в целях привлечения туристов возрождаются поруганные святыни. В предисловии одной буддийской книги, недавно изданной в Китае говорится: "Раньше риши и будды проповедовали Учение, а ныне Партия и Правительство продолжают это дело..."


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека