Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Корея

Проникновение буддизма в Корею через Китай началось еще в IV веке н. э. В те времена, как известно, на полуострове существовали три самостоятельных государства: на севере - Когуре, на юго-западе - Пэкчэ и на юго-востоке - Силла. В 372 году Когуре посетил проповедник буддизма Шуй Тао (по-корейски Сундо), который привез с собой статуэтки Будды и некоторые канонические тексты. Сундо удостоился аудиенции у короля Сосурима (371 - 383), и монарх отнесся к проповеднику с интересом и доверием. Два года спустя по приказу Сосурима в Пхеньяне - тогдашней столице Когуре - были построены первые буддийские храмы. Еще через 12 лет индийский миссионер Марананда начал проповедовать Дхарму в Пэкчэ, а в Силла оно утвердилось лишь после того, как в 528 году там мученически погиб буддийский монах Ли Чхан Дон.

Повсеместно буддизм утверждался под "патронажем" королей и высшей придворной знати, что и предопределило успех этого процесса. После 670 года, когда три государства были объединены под эгидой Силла, махаянский буддизм стал государственной религией. В эпоху объединенного Силла начался так называемый "золотой век" корейского буддизма, который оказал заметное влияние на местные культуру и искусство, переживавшие в то время эпоху расцвета.

Буддизм создавал местные кадры, а также направлял адептов на получение образования в Китай. Были созданы первые учебные заведения, заложены основы так называемого традиционного образования - изучения китайского языка и письменности, а также буддийского писания. Появилось много буддийских произведений на живом корейском языке. Некоторые из этих сочинений приписывают буддийским монахам Вон Хе (617-686) и Ви Сону (625-702), вследствие чего буддийская религия оказала глубокое влияние на развитие различных искусств: зодчества, ваяния, живописи, музыки.

В VIII веке была освоена техника ксилографической печати при помощи деревянных блоков-клише. Этот способ быстро распространился, о чем, в частности, свидетельствует небольшой свиток Дхарани-сутры (Сутра чистого света), найденный в 1966 году в храме Пульгукса близ города Кенджу. По мнению ученых, этот свиток был отпечатан в 781 году, то есть примерно за 700 лет до появления первых печатных оттисков в Европе. В эпоху Коре (918-1392) искусство ксилографии продолжало совершенствоваться. В 1013 году на деревянных блоках была вырезана Трипитака ("Три корзины") - более шести тысяч глав буддийских канонических текстов. Во время монгольского нашествия эти блоки были сожжены. Но укрывшиеся от захватчиков на острове Канхвадо корейские мастера за 16 лет восстановили Трипитаку, вырезав ее содержание на 81 258 досках. Теперь этот уникальный памятник хранится в храме Хэинса, который расположен в горах Хаясан близ города Тэгу.

В конце правления династии Коре влияние буддизма несколько уменьшилось. В это время на политической арене все активнее становились последователи конфуцианства, клеймившие буд-дизм как "чужестранную религию". В 1392 году произошел дворцовый переворот, и Ли Сон Ге, избранный королем, изгнал буддистов с государственной службы, лишил монастыри земельных наделов и значительной части богатств. В результате буддизм перестал быть государственной религией и в течение последующих пятисот с лишним лет так и не смог возродить свое былое могущество.

После аннексии Кореи Японией в 1910 году была образована местная буддийская школа с ярко выраженной антиколониальной направленностью - Вонбульге ("Будда в круге"). Возникнув как философское общество по изучению и пропаганде буддизма, она к 1924 году обрела особую догматику и превратилась в религиозное течение. Символом веры для сторонников этой религии считается Будда, который изображается в абрисе круга (Round Buddha), отсюда и пошло название школы. Это изваяние Будды является единственным украшением храмов, которые нигде, кроме Кореи, не могут строиться и функционировать. Кроме храмов, секта содержит 21 центр по пропаганде учения Вонбульге.

В августе 1945 г., после окончания Второй Мировой войны, на полуострове образовалось два государства: на Севере возникла КНДР, в которой позиции буддизма явно ослабли, а на Юге образовалась Республика Корея, где буддизм сохранил и даже упрочил свои позиции.

Роль буддизма в жизни населения особенно возросла после войны 1960-1953 гг., когда к власти пришли диктаторы. Буддисты активно участвовали в политике. Еще в 1960 году студенты-буддисты из университета Тон-гук - цитадели южнокорейского буддизма - шли в первых рядах участников апрельского восстания, в результате которого было свергнуто правительство Ли Сын Мана. В 1965 г. в демонстрациях против диктатуры Пак Чжон Хи активно участвовали не только студенты, но и члены Общества молодых буддистов. На улицах Сеула буддийские монахи совершали акты публичного самосожжения.

Таким образом, буддизм в Южной Корее представляет собой мощную общественную силу. По традиции буддийская Сангха имеет прочные связи с просвещением. На содержании школы Вонбульге находятся один колледж и пять средних школ. В указанных школах, средних и высших учебных заведениях особыми привилегиями пользуется Ассоциация учащихся-буддистов и Общество молодых буддистов. Там составляются специальные списки учащихся и студентов, исповедующих буддизм. Некоторым из студентов-буддистов выделяют стипендию, снижают плату за обучение и предоставляют прочие блага.

Более того, светская система образования используется буддистами для подготовки специалистов соответствующих профилей. Так, в рамках университета Тонгук имеется буддийский колледж, рассчитанный на 500 студентов, в котором готовятся специалисты следующих профилей: изучение буддизма (буддология), философия, индуистские учения, изящные искусства, изучение ритуалов. При  том же университете функционируют Центр по научному переводу на корейский язык буддийских канонов и Научно-исследовательский институт буддийской культуры. Для школы Вонбульге специалисты обучаются в университете Вонгван, где также работает Научно-исследовательский институт религиозных проблем.

В буддийской Сангхе современной Кореи сложилось 18 различных школ. Из них наиболее представительной и "истинно корейской" считается школа Чоге. Ее наименование восходит к названию деревни в китайской провинции Гуан-дун, где по преданию в 677 году был построен храм сторонников махаяны. Вторая по значимости школа - Тхэго ("Великая высота"). В ней допускается вступление в брак священников и послушников. Эта школа объединяет 12 малых подшкол. Известным влиянием в Южной Корее пользуется школа дзэн-буддизма (по-корейски Сун), то есть "чистого" буддизма.

С 1962 года в Южной Корее издается еженедельная газета "Хангук пульге" ("Корейский буддизм"), а с 1975 года в число официальных праздников включен День рождения Будды (8 апреля по лунному календарю), который отмечается обычно в мае.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека