Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

САКРАЛЬНЫЕ СТРАНЫ. Уддияна

Уддияна - одна из самых загадочных и малоисследованных стран буддийской географии. По своему значению она не уступает легендарной Шамбале, однако, если последняя описана во многих сочинениях, то Уддияна лишь упоминается. На наш взгляд, это связано с тем, что в отличие от Шамбалы, Уддияна была относительно легко доступна и таинст-венной была лишь для тантрийских йогинов. Ее другие названия - Сват (долина реки Сват), Одияна, Салипуна, возможно Захор. В тибетских текстах ее называли Оргьян (Урчжан).

В любом случае она является одним из основных источников пути преображения - буддистской тантры.

Эта горная страна располагалась на северо-запад от Индии, скорее всего на территории древнего Афганистана (в районе Кабула), Пакистана и ряда районов Средней Азии, то есть той области, которая традиционно известна как Восточный Иран. Уддияна была одним из 24 благословенных районов древней буддийской географии, которая упоминалась в садханах великих идамов.

Третий Панчен Лама пишет в своем "Пути в Шамбалу", что если исходить из центра Арьядешы (Индии), то на западе будет святая страна Уддияна, которая на санскрите называется Одияна и которую можно достичь за один-два месяца (пути). Панчен Лама называет ее главной страной после Шамбалы.

В Уддияну на четыре года приходил Будда Шакьямуни и проповедовал царю из династии Индрабодхи тантру Гухьясамаджи, который не хотел идти путем монашеского отречения.

В этой стране, согласно традиционным представлениям, произошла манифестация Гуру Бхайшаджагуру (Будды Врачевания), где он создал город Судуршану и проповедовал "Чжуд-Ши".

Уддияна была родиной Гуру Римпоче, который по традиции родился через 8 лет после ухода Будды в нирвану. Первые свои подвиги и чудеса Падмасамбхава проявил именно здесь.

Именно здесь, на озере Дханакоша, чудесным образом родился Гараб Дорже. Про озеро сказано у Третьего Панчен Ламы: "На том месте, Уддияну с востока и юга окружают волны озера. Если его пересекают на корабле, то будет там страна ла-ло - Балх и Бухара, и между ними находится страна Бха-даг-шан".

Уддияна была страной дакини и Даков, эти полунебесные, полуземные существа пребывали здесь с древнейших времен, будучи хранителями тайных тантрийских систем измерения самбхогакаи.

Именно поэтому сюда путешествовали индийские махасиддхи, которые приносили отсюда в Индию и Тибет учения тантры. Почти все истории махасиддхов так или иначе связаны с Уддияной. Там побывали Сараха, Вирува, Лалитаваджра, Тилопа и многие другие.

Несмотря на то что Уддияна была страной тантрийских дакини, государственное устройство там было весьма жестким и мало чем отличалось от соседней Индии. Предания сиддхов полны описаний различных препятствий, которые чинились йогам царской администрацией. Даже Падмасамбхава и Гараб Дорже "были на волосок от смерти" в результате необдуманных действий местных правителей и жителей страны.

Кроме земной Уддияны, есть представления о небесной стране Уддияне.

Язык Уддияны был схож с санскритом, но в отличие от последнего определения в предложение стояли после существительных (типа "войско сильное"). Тексты дзогчена сохранили язык этой страны, где "bundha" - Будда (вместо санскритского "buddha"), "sa-munta" - весь мир (вместо санскритского "sarva vastu"), "samita" - равность (вместо санскритскoгo"samata"), "ma-karta" - не сотворенное (вместо санскритского "аkara"), "canta" - луна (вместо санскритского "candra"), "rana" - драгоценность (вместо санскритского "ratna") и т. д. Хотя многие корни слов схожи с санскритскими, грамматика языка больше похожа на шанг-шунгскую. А шанг-шунгский язык это почти тибетский. На это есть мнение, что язык Уддияны не обычный земной язык, а тайный язык дакинь из неких иных измерений, который лишь получил распространение в долине Сват в историческое время.

Позднее, когда в VIII-IX вв. жители этой страны после ожесточенного сопротивления большей частью были обращены в веру млеччха, она получила от них название "Газни".

Панчен отмечает, что по всей местности сохранились также многочисленные буддийские изображения, где они были, но в разрушенном состоянии. На север от центра страны - сообщает Панчен, - есть гора Илора, где стоял дворец царя Индрабодхи, принимавший Будду, и до сих пор сохранилась пещера, где пребывал махасиддха Камбала.

Что же касается господствующих сегодня в ней установлений, то нет никаких религиозных форм прежде там употреблявшихся, ни буддистов, ни индуистов, одни только млеччха (ла-ло).

Тем не менее, собщает далее Третий Панчен-лама, в этой горной стране, славящейся в прошлом небесными дакинями и даками, встречаются до сих пор выдающиеся волшебники. Единственно плохо то, что их сознание сейчас обусловлено тремя ядами (moha, lobha и dvesha) и они проявляют худшие свойства хищнического поведения: проявляя посредством магии разные чудеса, они наводят ужас на население и подавляют его. Это является характерной особенностью страны.

Однако, - пишет Панчен, - в этой бывшей святой стране до сих пор (XVIII в.) случаются чудеса, и приводит легенду, приведенную в "Жизнеописании Цзонхавы" (rnam-thar), сочиненном Гендуб-дубом (Первым Далай-ламой). Ученик Ламы Цзонхавы Хайдуб увидел в "непосредственном видении" страну Уддияну и "возрожденного" в ней Учителя (Цзонхаву) в йогическом виде. Среди гор и облаков Лама Цзонхава спускался верхом на свирепом тигре: его тело было прикрыто лишь короткой набедренной повязкой, в прическу его длинных и распущенных волос был вплетен череп, а в руках Цзонхава держал меч и габалу. Он шествовал, таким образом, в окружении 84-х махасиддхов...

Это означает, что несмотря на временные исторические перипетии страна Уддияна продолжает жить в одном из своих измерений таинственной и неизвестной для большинства людей жизнью.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека