Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Распространение учения Калачакры в Индии и ее проникновения в Тибет

Согласно "Большому комментарию на Калачакру" Cgrel-chen), сочинения, написанного Хайдубом-чже (mkhas-grub-rje), в котором повествуется распространения Калачакры в Индии и ее проникновения в Тибет, существуют две основные традиции ее передачи: от Ралоцзавы и Бролоцзавы.

"Некогда адепты Калачакры, прославившиеся в Учении бодхисаттв (Калачакре), жили в Индии во времена царствования трех владык: если поместить Ваджрасану в Центре, то востоком тогда управлял Гаджапати (Покровитель слонов, ha-ba-la), югом - Нарапати (покровитель людей, dza‘u-gang-ga-pa), а Западом правил Ашвапати (покровитель лошадей, ka-na‘u-dza - Канауджа).

В те времена в одной из пяти стран Восточной Индии - Ориссе (or-bi-sa) - родился великий учитель Чилу-пандита (tsilu-pandita, Челупа), обладатель абсо-лютного знания всех питак (pitaka). Все труды, вошедшие в питаки, он изучал в монастырях Ратнагири, Викрамашила, Наланда (Ratnagiri-vihara, Vikramacila, Nalanda), в основном же в обители Рат-нагири, которая не была разрушена тюр-ками. Стремящимся достичь буддовости в течение одной жизни следует изучать Мантраяну (Mantrayana), особенно Учение бодхисаттв. Чилупа узнал, что Учение бережно охраняется в Шамбале, и следуя наставлениям, полученным от своего идама (божества-покровителя), он завязал дружбу с купцами - торговцами морскими драгоценными камнями. Сговорившись о встрече через шесть месяцев после выполнения каждым из них своей миссии, купцы разошлись разными дорогами. Медленно взбираясь в гору, Чилу-пандита достиг ее вершины, где ему повстречался некий странник. "Куда ты следуешь?" - спросил тот. "В Шамбалу, в поисках знаний бодхисаттв", - ответил Чилупа. Тогда странник молвил: "Дорога туда неимоверно трудна... Что ж, если так велика твоя жажда познаний, ты можешь обрести эти знания прямо здесь". Тотчас Чилу-пандита узнал в страннике воплощение Маньчжушри и, упав перед ним, преподнес ему мандал (mandala). Странник вознаградил его, посвятив во все тайны толкования Книги Могущества. После того как Чилу овладел ими, странник возложил цветок на макушку его головы, и благословляя пандиту, произнес: "Да войдут в тебя все знания бодхисаттв!" И когда дух его наполнился всеми знаниями бодхисаттв, подобно тому, как вода переливается из одного сосуда в другой, Чилу-пандита отправился в обратный путь. Встретившись вновь с купцами, он последовал с ними в Восточную Индию.

Согласно другой версии, Чилу-пандита был сыном некоего йогина. Когда отец привел его с собой в Шамбалу, Чилу по-встречался там с одним необычайно величественным монахом - воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. Получив от Него благословение, Чилупа обрел способность запоминать тысячу шлок в день. Он усвоил все комментарии к тантре. Возвратившись в Индию и получив духовное имя "Чилупа", он избрал местом своего жительства страну, управляемую царем Катакой (Kataka). У Чилупы было три ученика. По их настоятельной просьбе он записал в форме книги комментарий к тантре. Один из его учеников был человеком средних способностей. Другой, по имени Гьялби Чжуннэй Бэйпа (rgyal-ba‘i ‘byun-gnas sbas-pa), достиг сиддхи. Третий, уроженец Восточной Бенгалии, известный под именем Bitoacaiya или Пандитачарья стал человеком большой учености. Он обрел основательные знания в Учении бодхисаттв.

В те годы в связи с тем, что на Ориссу напал один из соседних царей, приверженцы Учения вынуждены были все книги, содержащие комментарии к калачакра-тантре, прятать, закапывая их в землю. Самому Чилупе удалось спастись бегством. По окончанию войны люди начали искать зарытые книги. Поскольку им не удалось найти комментариев к системам (Калачакры), Самвары и Хеваджры, они обратились к Чилу-пандите с просьбой написать эти тексты заново. Однако Чилу отказался это сделать, сказав: "После того как дакини захоронили их, я уже не в силах написать их вновь". После этого Чилупа отправился в Восточную Индию, где поведал доктрину Калачакра уроженцу Баренты (ba-ren-ta или ba-ren-dra, санскр. Varendra - название северной части Бенгалии) по прозвищу Пандита Ачарьядэва, ставшему впоследствии великим адептом Калачакры (Таранатха в своем труде "bka‘-babs bdun-ldan (См.: A. Griinwedel, Bibl. Buddhica, XVIII. p. 109) упоминает некоего Pito асагуа, который доставил из Шамбалы много трактатов по Калачакре. Там же (с. 103) Таранатха упоминает о неком Цилупе, ученике Прашантанитры) и получившему новое духовное имя Махакалапада (dus-shab-pa chen-po). Уравнявшись в знаниях со всеми своими пред-шественниками, Махакалапада смог полностью подчинить свой ум. Рассказывают, что его (духовному) взору являлась сама Тара, и что ему предоставлялось все, чего бы он ни пожелал. Получив наставления от Тары, Он отправился в Шамбалу. В пути его повстречал бодхисаттва Авалокитешвара, который проводил его к "Дому Мандалы" (dkyil-‘khor khang-pa) в Малайской роще ("про-хладной роще"). После совершения обряда посвящения бодхисаттва разъяснил ему все толкования тантры и затем отпустил, подарив все свои книги. После этого Махакалапада стал жить в Кусумагрихе (me-tog khyem) в Восточной Индии. У него было четыре блестящих ученика: 1) Калапада Малый (dus-shabs-pa chung-ngu), 2) Дулва Тюннэй Лодой (dulbatyung-gnas blo-gros), 3) Сингхадхваджа (seng-ge rgyal-mtshan, 4) Тхайе-нам. Калапада Малый - уроженец восточной Маньчжухадеши и известен под именем Бодхипа.

Некоторые считают, что на самом деле имя его Дхармакара, но это мнение неверно. Он был учеником Садхупутры, и от него берет начало "поздний период".

Ра-лоцзава утверждал, что Калапада Малый проповедовал доктрину Ратнакаре, который распространил учение в Наланде. Прежние же учителя сообщали, что "они оба (Махакалапада и Калапада Малый) были друзьями. Калапада Малый отправился проповедовать в Наланду. Там он построил храм Калачакры, куда многие пандиты приходили к нему в ученики. Поскольку это согласуется со сведениями из других списков преемственности учителей Калачакры, нет никакой необходимости включать в них имя Ратнакары. Махакалапада придерживался такого мнения, что, если он принесет учение в Магадху, то оно распространится повсюду. В то время в Магадхе правил царь Шинтачан (shin-stan-can). Калапада Малый посетил Наланду, будучи настоятелем храма Отантапури в монастыре Сендхава (sen-dha-ba), над воротами храма он написал формулу Намчувангдан (rnam-bcu dbang-ldan), а под нею следующие слова: "Тот, кем не понят Изначальный Будда, не знает истинное имя Божества. Кто Ваджрадхары утомленный путник, - переселенья цель того близка". После того, как он это написал, более пятисот монахов бросили ему вызов участвовать в диспуте. В результате, благодаря основательности самого Учения, он вышел победителем, а большинство его оппонентов стали его учениками. Среди них впоследствии особенно отличились своей высокой ученостью Маньчжукирти, Абхиюкта, Пандита Рибе, Да-бодхисаттва, Абхайя, Махапунья, ГамбхираКашмирец, Шанта-гупта, Гунаракшита, Соманатха и Цами.

Ему оказывали почтение члены царской семьи, знать и последователи Брахмы. Он занимался написанием книг, а его наставления помогали стать на путь веры. Учение получило широкое распространение. Потом в Непале (ye-rang) родился пандита Самантабхадра (Samantabhadra). Его обучением занималось пять ученых мужей, среди которых особое влияние на него оказал пандита Маньчжукирти.

Традиция Бро-лоцзавы гласит следующее: "По мнению одних исследователей, Махакалапада появился в тот период, когда учение проповедовал Ригдэн Шрипала (rigs-ldan dpal-skyong); по мнению же других, он был современником Сингхи". Есть и иные версии, согласно которым он родился во время правления Мадагпы (dag-pa), а кое-кто говорит, что его появление совпадает с временем проповеди доктрины Сурья (nyi-ma). Есть и такие, которые относят дату его рождения где-то к началу "добавочного года" во время правления Мекха-гьяцо (ме-мкна rgyamtsho). Годы же наследования им Учения согласно различным спискам преемственности учителей Калачакры в основном совпадают.

Некто из знатной фамилии, ведущей родословную от Ямы (Yama) совершил "обряд зачатия", и в результате у него ро-дился сын. Когда мальчик подрос, он узнал о существовании Учения бодхисаттв где-то на Севере и отправился туда в поисках знаний. Ригдэн (rigs-ldan или Каулика) или Владыка Шамбалы благодаря своей магической силе воспринял благие намерения отрока, его жажду к тайным учениям, и, представив всю трудность четырехмесячного пути в Шамбалу с возможной опасностью для жизни, явился перед юношей в своем магическом виде и спросил: "Куда и с какой целью следуешь ты?" Юноша объяснил ему цель своего путешествия. "Дорога туда чрезвычайно трудна, - сказал Ригдэн. - Если так велика твоя жажда знаний, разве не смог бы ты обрести их прямо здесь?" Отрок узнал в страннике воплощение Ригдэна и выразил ему свое почтение. После принятия посвящения, он в течение четырех месяцев получал наставления по всей ануттара-тантре, особенно по трем комментариям к Учению бодхисаттв. Его ум сделался полным, как сосуд, до краев наполненный водой. По возвращению в Индию он обрел известность как воплощение Манджушри и получил имя Маха Калачакрапада (dus-‘khor shabs-pa chen-po).

У Калачакрапады было много учеников и большинство из них стали йогинами. Налендра (nalendra), последователь доктрины, стал также известен под именем Калачакрапады II и в своих познаниях был равным предшествующим адептам Калачакры. Существует и такое мнение, что Калачакрапады II и Налендра были отец и сын.

В то самое время у одного кашмирского брахмана родился мальчик, проявивший затем замечательные умственные способности. Его назвали Соманатхой. В созрасте 12 лет он перенят от своего отца знание еретических учений тиртика (т. е. индуизма). Мать же, будучи последовательницей буддизма, сказала ему: "Тебе следует также проникнуться и моей верой". А затем она привела мальчика учиться к кашмирскому пандите Паде (shabs). В историческом сочинении "Голубые Анналы ("дэбтэр-онбо", кн. 10, л. 3) говорится, что имя учителя Соманатхи было Бхадрапада (shabs-bzang-po) или Сурьякету. Кроме Соманатхи, у него было еще три ученика. Соманатха был внешне столь привлекателен, что дочь пандиты пожелала заниматься религией вместе с юношей. Совместно они получали много религиозных наставлений. Однажды один из учеников Махакалапада по имени Винаямати (‘dul-ba‘i blo-gros) принес Сурьякету книги под названием Щекодеша (dbang-mdor bstan-pa). Этот трактат был переведен на тибетский Соманатхой и Бро-лоцзавой и включен в Ганджур, а комментарий на Щекапракрия (dbang-gi rab-byed) перевели Саманташри и Лоцзава Чойраб (chos-rab).

Сурьякету показал книги Соманатхе, чтение которых доставило последнему большое наслаждение. После этого Сома-натха совершил путешествие в Магадху, где познакомился с обоими Калападами, от которых он усвоил различные комментарии к учению бодхисаттв. Во время своего пребывания в Магадхе он сразу вошел в диспут с пандитой Ратнаваджрой (rin-chen rdo-rje) и победил его. "Теперь мои ученики перестанут мне верить, - заявил пандита, - было бы лучше, если бы ты перебрался в другое место". Соманатха согласился и решил отправиться в Тибет, чтобы распространять там учение.

Соманатха, вероятно, был первым проповедником Калачакры в Тибете. Считают также, что он ввел в обращение Шестидесятилетний цикл в 1027 г. С помощью Праджнякирти (shes-rabs gragsра), известного более как Бро-лоцзава, Соманатха (или Чандранатха) перевел на тибетский язык несколько важных трактатов, и различные тибетские авторы говорят о его пребывании и деятельности в "Стране Снегов". Атиша с которым молва обычно связывает появление Калачакры в Тибете, прибыл туда 15 годами позже (ок. 1042 г.), а его жизнеописания не содержат никаких сведений о проповедовании им доктрины Калачакры.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека