Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Америка

Сведения о проповеди буддизма в Аме-рике в древние времена относятся к области гипотез, однако эти гипотезы имеют достаточно оснований, чтобы, по крайней мере, считать их рабочими. Предания индейских племен Центральной и Южной Америки упоминают о контактах с путешественниками, прибывшими из-за моря, со стороны Тихого океана. Анализ этих преданий показывает, что эти путешественники были китайцами и прибыли они в страну Пу-сан (Фу-сан) за 40 тысяч ли от их родины с целью проповеди Учения Будды.

В VI в. ко двору китайского императора У-ди, благоволившего к буддизму, был приглашен бхикшу Хуэйшань, утверждавший, что он посетил страну за океаном. Пользовался он старинной опи-сательной картой, ныне известной как "Каталог Гор и Морей (Шан-Хай-цзин)", созданной по версии ученых во П-Ш вв. до н. э., но по мнению других являющейся копией более древней рукописи.

По рассказу Хуэйшаня, в этой стране Фу-сан ранее не был проповедан буддизм, но в 458 г. пять монахов во главе с Хуэйшанем при династии Сун отправились из Кабула (Кипинь) и далее морем в страну Фу-сан, где проповедовали махаяну, привезли с собой буддийские изображения и писания, и, отринув дикие обычаи местного населения, обратили их к Дхарме.

По мнению исследовательницы Г. Мертц роль Хуэйшаня в культуре ацтеков и майя была огромна. Более того, есть индейское племя, с обычаями, сходными с китайскими и буддийскими, которое так и называется - "китайцы".

В современную Америку, прежде всего в США, буддизм стал проникать в конце XIX в. и имел те же черты, что и в Европе. В начале 1900-х годов здесь была основана японскими проповедниками Амидаизма организация школы Дзедо Син, храмы которой в 1944 объединились в организацию под названием "Буддийские церкви Америки". В США действуют и нитирэновские организации: агрессивный стиль работы этой школы, как и в самой Японии, вызывает массы жалоб и нареканий среди буддистов. Значительное количество адептов японских школ составляют американцы японского происхождения.

Вторая волна распространения  буддизма была связана с проповедью дзэн, когда были основаны центры в Сан-Франциско и Иллинойсе. Особенно широкую известность получил японский проповедник Д. Т. Судзуки, написавший множество популярных книг по этой школе. Вслед за Судзуки в США прибыли и другие дзэнские наставники, организовавшие несколько медитационных центров со значительным количеством учеников. Появились горные обители и фермы. Однако не обошлось и без курьезов. Дзэнские наставники требовали от своих американских последователей мелочного соблюдения всех деталей японского ритуала: черная одежда (аналогичная по значению одеянию первых бхикшу в Индии из выброшенного тряпья) , простая глиняная посуда, незамысловатый интерьер, жизнь на природе. В самой Японии это считалось верхом безыскусности и скуки, поскольку дзэн работает прежде всего с ее преодолением. Однако для американских адептов все эти требования оказались верхом экзотики и возбуждающего интереса...

В 1966 г. были основаны чисто американские дзэнские центры: "Центр дзэн" в Рочестере (штат Нью-Йорк), основанный Ф. Капло, "Монастырь Шаста" в Калифорнии, основанной англичанкой Дж. Кеннет, и др.

С 1966 г. в США появились тхеравадинские школы, которые основали несколько центров, но не вызвали массового привлечения сторонников. Их адепты пополняются за счет приезжающих на постоянное местожительство вьетнамцев, камбоджийцев, сингалов и др.

После 1959 года в страну прибыли первые тибетские учителя, самыми известными из которых были Лама Тартанг Тулку (школа Нингмапа), который обосновался в Беркли, в Калифорнии, и Чогьям Трунгпа (школа Каджудпа), который создал центр в Боулдере (Колорадо) и "Институт Наропы", выдающий отныне дипломы по буддологии.


Как и в Европе, приверженцами Буддизма становится преимущественно элита американского общества: писатели (Дж. Сэлинджер), ученые, артисты (Тина Тернер) и др., среди них известные актеры Голливуда (Киану Ривз, сыгравший роль Будды в фильме Бертолуччи "Маленький Будда"), Стивен Сигал (построивший храм и ступу на территории Голливуда). Но более всех преуспел в деле изучения тибетского Буддизма Ричард Гир, он считается главным буддистом Голливуда, при его участии был снят фильм "Кундун", в центре сюжета которого судьба Далай-ламы XIV, отслеженная на фоне трагических событий в Тибете во время китайской оккупации.

В 80-е годы создаются центры дзогчена линии Н. Норбу (Западное Побережье и Цегьялгар в Массачусетсе), а также центры "Ригпа" линии Согьял Римпоче. Другие тибетские школы также не отстают в деле распространения буддизма в Америке.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека