Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ПЯТЬ МАЛЫХ НАУК В ИНДИИ

Малыми эти науки названы потому, что они являются подразделениями или фрагментами больших наук. Так, астрология является частью медицины (вспомним Гиппократа, утверждавшего, что врач, не знающий астрологии - невежда), а остальные (поэзия, просодия-ритмика, лексикология-синонимика и драма) - частью Науки о звуках или грамматики, где, в свою очередь, три последних сами являются подразделами поэзии.

Астрология (джйоти-шастра)

Астрология планет и созвездий. Белая Астрология наиболее близка к Западной астрологии, так как она включает изучение планет и звезд и содержит в себе большое количество математических расчетов. Она происходит, в основном, из двух источников: буддийской Шри Калачакра тантры и Сародхая тантры, преподанной богом Шивой.

Астрология Калачакры. Источником Знания по медицине и астрологии является Шри Калачакра тантра. Этот текст делает возможным составление ежегодных хронологических сводок и календарей. Калачакра тантра является одним из высших выражений буддийской философии. Она состоят из трех частей.

Первая часть, или Внешняя Калачакра, фокусируется на происхождении Вселенной, ее космологии, движении планет и звезд, пяти элементах-махабхута (стихиях) и хронологических вычислениях.

Вторая часть является Внутренней Калачакрой, которая концентрируется на чакрах или энергетических центрах тела, его энергетических каналах, а также на воздействии на телесные органы таких внешних сил, как планеты и звезды.

Третья и последняя часть - Тайная Калачакра - является наиважнейшей для созерцания и йогической практики, к тому же дающей правомочность учениям при принятии посвящения, а также содержащая визуализацию самого себя в качестве личного божества (идама).

Внешняя Калачакра объясняет, что движение Солнца через каждый астрологический дом составляет один год.

Овен, третий месяц в тибетском календаре, также является первым месяцем Нового года по системе Калачакра. В противоположность многим другим духовным учениям, которые чаще всего основаны на легендах, система Калачакры объясняет многие явления в реальных понятиях и тем же самым способом, что и современная астрономическая наука. Например, эклиптика Солнца объясняется в обоих науках, современной астрономии и Калачакринской системе, как явления прохождения луны между солнцем и землей. В то время как Индуистские Веды относят эклиптику к Раху, теневой планете, поглощающей Луну.

Расчитывая гороскопы по индийской системе Нумерологии, опираются на девять планет, тогда как в системе Калачакры признаются только восемь: Кету не включают. На расчетной таблице четыре гневные планеты расположены на Севере, Юге, Востоке и Западе, тогда как мирные планеты располагаются в промежутке, по углам, оказывая свое благоприятное или отрицательное воздействие. Толкования также даются на который приходится рождение, Двенадцатичленная формула обусловленного происхождения и один из знаков зодиака. В этой системе максимальный жизненный период рассчитан на 108 лет.

Поэзия (кавья)

Содержание руководств по поэзии подразделяется на три аспекта: тело (кайя), украшения (аланкара) и недостатки (доша).

Тело (кайя) состоит из чистых стихов (падья), чистой прозы (гадья) или смеси того и другого (мишра), и какое бы из трех ни употреблялось, тело также имеет настроения (раса), избранные из настроений, подходящих к данному случаю.

Что касается чувства (раса), существует разница между стилем Гауда Восточной Индии и стилем Вайдарбха Южной Индии.

Что касается украшений (аланкара), существует 35 украшений смыслом (артха), 32 - звуком (шабда) и 16 - загадками (прахелика). Что касается недостатков, то их - 10.

Сарасвати считается Богиней поэзии и речи у "внешних" школ и ей посвящена хвала в сочинении "Кавьядарша" пандитаХаягривы, однако буддисты (внутренние) рассматривают ее произошедшей изо рта Арьи Авалокитешвары.

Трактаты о поэзии, которые являются грамматическими трактатами делятся на четыре типа: поэтика (кавья), просодия (чхандас), лексикография (абхидхана) и драма (натья).

Слово "кавья" есть устаревший эквивалент для слова "выражение". Среди тех работ есть руководства, объясняющие признаки поэзии, а также поэзия, состав

ленная в соответствии с этими руководствами. К первым относятся дискуссии о поэзии и не-поэзии; последние есть противоположное. Первые - это трактаты Внешней науки, в то время как среди последних есть трактаты и Внешней, и Внутренней науки. Для примера будут характерны, соответственно, следующие: "Кавьядарша" (это руководство по поэзии), а "Авадана-калпалата" - поэтическое сочинение. "Аваданакальпалата" содержит 108 глав, из которых первые 107 принадлежат царю Кшемендре, а последняя - его сыну Сомендре.

Астрологическая мандала

Ритмика (чандас)

Это раздел Грамматики или, более точно, науки о звуках. Иначе эта наука называется просодия, она учит поэта правилам тяжелых и легких слогов, требуемых для стихосложения, и разделению букв на мужские, женские, сильные и нейтральные, требующиеся для грамматики. Среди изучаемых трактатов указываются руководства по просодии Пингалы и Джаядевы, а также "Чандра-ратнакара", составленная Ратна-карашанти.

К этой же науке иногда причисляют и музыку, поскольку она зиждется на тех же правилах. В буддийском каноне (Самьютта - никая) неоднократно упоминаются аллегорические описания музыкальных инструментов, к примеру, самого распространенного из них - вины, чья тональность связывается с двойственным звучанием бытия (радость - печаль). В другом месте тонкие и напряженные аккорды вины сравниваются с самвадхи практикующего. Ашвагоша (1в н. э.), поэт и музыкант, создал группу подвижников и давал представления по всей Индии. В смертном мире сансары он выражал музыкой достоинство нерушимого мира Нирваны, утверждая, что одни инструменты говорят языком самсары, другие - нирваны.

В тантрийском буддизме широко распространились такие инструменты, как гонги, барабанчики, литавры, колокольчики, флейты из берцовой кости человека.

Лексикография (абхидхана)

Среди трактатов по лексикографии существует перевод "Амаракоши", написанный Амарасингхой. Слова расположены по таким категориям, как "сварга" (небо), "патала" (нижний мир), и "бхуми" (наш мир).

Драматургия (натья)

Трактаты по драме имеют переводы "Локананданатаки" Чардрагомина и "Нагананданама-натаки" великого поэта Шри Харшадевы.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека