Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Скульптура

Изобразительное искусство в виде скульптурных произведений получило широкое распространение в тибетском буддизме. Еще в Индии первыми изображениями Будды были именно творения ваятелей, поскольку именно они, еще до росписей и фресок Аджанты, начали украшать ступы от Санчи и до Боробудура лепными рельефами, отражающими сцены из жизни Будды.
Амитаюс. Бронза. Позолота. Тибет

Традиция создавать статуи идет от самого Будды. Он рекомендовал изготавливать их в целях почитания живого Будды в образе человека, а также для ритуала жертвоприношения Будде, ушедшему в Нирвану. Первые статуи, согласно древним сутрам были деревянными, но позже скульптуры стали применять и другие материалы, в том числе камень.

Во времена кушанской Бактрии расцвело искусство традиции Гандхары, оставившее после себя образцы высоких достижений в синтезе греческих и индийских канонов. В это время стало развиваться более доступное и быстрое производство культовых изделий из глины и алебастра. Они представлены удивительными по глубине и выразительности скульптурными работами образов Будды и бодхисаттв в среднеазиатских храмах Мерва и Каратепе. Из цельных скальных пород, и, особенно, мягкого песчаника вырубались целые ансамбли скульптур и монументов. К таковым относятся гигантские 60-метровые статуи Будды в Бамиане в Бактрии (совр. Афганистан), которые стояли в скальных вырубленных нишах, до их разрушения талибами в 2001 г.

Тибетские мастера усвоили и восприняли традиции, опыт и пропорции своих индийских предшественников. Если в Индии и в Средней Азии буддийские статуи делались преимущественно из камня или алебастра, то тибетцы работали преимущественно с камнем. Сохранилось много вырезанных из камня композиций различного размера, от 20 см до нескольких метров.

Работы, выполненные из металлов, получили наибольшее распространение в тибетском эзотерическом искусстве. Этому способствовали достижения тибетцев в горном деле и их высокое мастерство в металлургии. Работа с медью, золотом, серебром и железом уходит корнями вглубь тибетской истории, а культурные связи с окружающими странами позволяли усвоить и новый опыт. Первоначально, делались попытки широко использовать железо и медь, но начиная с VII в. наибольшее распространение получило бронзовое литье. Изготовление бронзовых статуй, а также атрибутов культа (ваджры, колокольчики, ритуальные кинжалы, чаши, музыкальные инструменты и пр.) получили в Тибете большое распространение. При этом наряду с бронзой применялись различные сплавы, такие, как "сплав пяти драгоценных металлов", куда входили железо, медь, серебро, золото и свинец. В других сплавах присутствовали горный хрусталь, графит (алмазы) и ртуть. Процесс состоял из смешения в определенных пропорциях, плавки, придания формы (резьба, литье и пр.) и завершающих ритуалов.

С момента постройки первого монастыря в Самье литье небольших и огромных статуй, изображавших Будду и идамов, стало повсеместным. Для изготовления такой статуи выбирался особый, рассчитываемый астрологами день. Мастер проводил определенное время в медитации и молитвах, прежде чем взяться за работу. Бронзовые изваяния внутри были полыми, их отливали по частям и уже на месте, в храме, составляли в единую конструкцию. Каждую статую освящали особым ритуалом, помещая при этом в ее полости священные тексты, посвященные изображаемому объекту Прибежища. После этого статуя, как правило, снизу, запечатывалась особой печатью (священным слогом) и считалась "живой". Этой процедуре подвергались даже самые маленькие скульптуры, из любого материала, бронзы, дерева или глины. Статуи в храме Рамоче и Большого Будды в Чжокханге недалеко от Лхасы явились первыми такими образцами.

Тибетский скульптор за изготовлением скульптуры

Вместе с художественным литьем получило распространение и изготовление статуй из глины и дерева. По преданию, знаменитая деревянная статуя Будды "Цандан Чжу" была сделана из сандалового дерева. Конечно, трудно представить себе столь длительную сохранность, однако, допустимо предположить, что это копия с древнего деревянного оригинала. Храмы, не имевшие средств на дорогие бронзовые изделия, изготовляли статуи из папье-маше. Из этого же материала делались и высокохудожественные маски для цама.

Первоначально, с X в., когда буддизм окончательно закрепился в Тибете, бронзовые изваяния Будды и идамов стояли на каменных или кирпичных пьедесталах, держа в руках такие же бронзовые атрибуты. Статуи выполнялись по всем канонам, однако были неодетыми, не покрывались инкрустацией и не имели ничего, кроме бронзовых деталей.

Лама Цзонхава изменил это положение. При нем статуи стали изготавливать из драгоценных металлов, таких, как золото и серебро, а медные и бронзовые стали украшаться сложной инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. Головы идамов стали украшаться золотыми коронами, со вставленными в них яхонтами, изумрудами, рубинами и особенно бирюзой различных оттенков. Серьги, ручные и ножные браслеты также изготавливались из серебра и золота и надевались на бронзовые тела. Соответствующие места статуй, лица, волосы раскрашивались минеральными красками.

Затем тела бронзовых  будд стали покрываться тончайшим слоем кованого золота, а позже стала применяться техника золотого напыления. Для золочения скульптурных работ применяли натуральное золото. Однако иногда золото наносили на поверхность таким толстым слоем, что оно слабо держалось и падало мелкими крупинками. Эти крупинки назывались "шал-сэр" (zhal-gser, "личное золото"), которые очень дорого ценились и шли исключительно на золочение икон в живописи. При этом фигуры будд и идамов стали облекаться в парчовые и шелковые одежды.

Со временем в Тибете уже ни один храм не обходился без бронзовых изваяний, распространив этот вид искусства на весь ареал тибетского буддизма, в том числе и за пределами страны. Центральная фигура Будды и главные персонажи пантеона в любом тибетском храме всегда представлены в виде статуй или скульптуры, будь это бронзовое литье, окрашенная и глазурная глина или папье-маше. Этот и другие факты позволили итальянцу Ипполито Дезидери, проникшему в Тибет в XVII в., написать о схожести католических и тибетских храмов.

Помимо храмовых интерьеров скульптура получила распространение в виде фигур охраняющих врата львов, либо других животных - тигров, гаруд, драконов, украшающих порталы практически всех больших монастырей, а также в виде барельефов на ступах и стенах.

Нельзя не отметить и особый вид миниатюрных глиняных изделий, с лицевой поверхностью в виде барельефа, называемых по-тибетски "ца-ца" (phyag-tsha) и получивших в Тибете повсеместное распространение. Материалом для них служила глина, куда добавлялись минеральные красители и растительные компоненты. Смешанная с водой, она в дальнейшем подвергалась штамповке деревянными или каменными клише и оставлялась сохнуть в проветриваемом помещении. После этого "ца-ца" раскрашивались. Как и статуи, они также подвергались ритуалу освящения. Как правило, на "ца-ца" изображались известные и особо почитаемые бодхисаттвы, идамы, такие как Амитаюс, Ямантака, Яма, Ваджрапани, Манджушри, Махакала, Тара, и они занимали свое место в домашних алтарях, их брали с собой в дорогу и считали охранными амулетами от злых духов и болезней.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека