Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ИКОНОГРАФИЯ ВАДЖРАЯНЫ

Основной буддийский тантрийский пантеон сложился в Индии, где, возможно, пополнялся вплоть до XI века. Однако индийские живописные изображения божеств и идамов, за исключением скульптурных, не сохранились. Тем не менее, все образы, зафиксированные в созерцательной и ритуальной литературе, вновь приобрели в Тибете свои форму и цвет, будучи выраженными в тибетской скульптуре и живописи танка.

Маска оленя

Иконография буддийского искусства Тибета - танка, мандала, скульптура, все, что относится к категории чувственного (зрительного) восприятия - в традиции школы Гелукпа распределена в Семи разделах, согласно традиции Новых Тантр:

1) Гуру, 2) Идамы, 3) Будды, 4) Бодхисаттвы, 5) Пратьекабудды и Шраваки (Стхавира), 6) Дака-Дакини и 7) Дхармапала.

В первом разделе - индийские и тибетские Учителя, такие как Шакьямуни, Падмасамбхава, Нагарджуна, Марпа, Миларепа, Лама Цзонхава и другие.

Во втором разделе - тантрийские идамы. Они "распределены" по четырем тантрам.

Первыми идут идамы и Дакини Аннуттара-йога-тантры: такие, как Чакрасамвара (Демчог), Хеваджра и Калачакра. Пропорции фигур даются по 30 главе "Самвара-тантры".

Вторыми следуют - идамы Йога-тантры: Авалокитешвара и Ситатапатра,

многорукие и многоликие. Пропорции фигур указаны по "Шри Чатухпитхатантре".

Третьими следуют - идамы Чарья-тантры, сидящие или стоящие, как, например, Ваджраварахи и Тара. Иконометрические параметры можно найти в вышеуказанной тантре.

Пятыми следуют идамы Крия-тантры. Среди них одиночный Ваджрапани одиночный Хаягрива и Пурба (Килая). К многоруким и многоликим относятся различные ипостаси Ямантаки. Каноны пропорций зафиксированы в тексте "Тантры Красного Ямантаки" (Гшин рджэ гшэд дмар наг ги ргйуд).

В третьем разделе собраны Будды. Первый из них в этом собрании Будда Шакьямуни в монашеском одеянии и пять Дхьяни Будд (или "НяттгДжип) - это Вайрочана, Амитабха, Акшобхья, Ратнасамбхава и Амогхасиддхи. Пропорции фигур приводятся в "Калачакра-тантре".

В четвертом разделе собраны бодхисаттвы, в том числе Дхьяни-бодхисаттвы, а также Великие бодхисаттвы Трех Семейств и их мужские и женские эманации. Пропорции фигур даны в "Шри Чатурпитха-тантре".

В пятом разделе собраны Пратьекабудды и шраваки (Стхавира). Это ближайшие ученики Шакьямуни, среди которых были и миряне.

В шестом разделе собраны Даки и Дакини, тантрийские герои, йогины и йогини, махасиддхи и видьядхары.

В седьмом разделе содержится информация о дхармапалах или Срунма (Ох-ранителях). Среди них Палден Лхамо, Дорже Легпа, Церингма, Экаджати и другие. Сюда же относятся Натхи (Махакалы), Наги, Якши и др. Каноны пропорций зафиксированы в тексте "Тантра Красного Ямантаки-Рактаямари" ("Гшин рджэ гшэд дмар наг ги ргйуд").

В целях систематизации иконографии во всех школах создавались особые сборники буддийских изображений (танок) с краткими комментариями к ним. Иконография не являлась самостоятельным разделом искусства, но служила иллюстрирующим выражением образов сутр и тантр, на уровне Трех Тел Будды (Дхармакаи, Самбхогакаи и Нирманакаи), а также представляла образы не пробужденных существ, но так или иначе связанных с буддизмом, в частности его Охранителей, которые могут быть как пробужденными, так и непробужденными. Есть иконография, связанная с промежуточным состоянием, с образами, которые предстают перед практикующим в посмертном состоянии "бардо". К таковым иконографическим сборникам относятся, например, "Собрание ста мирных и гневных божеств" (shi-khro dam-pa rigs-brgya), "Мандала сорока двух мирных божеств" (shi-ba bzhi-bcu rtsagnyis-kyi dkyil-‘khor) и "Мандала пятидесяти восьми гневных божеств-Херук" (khrag-‘thung lnga-bcu rtsa brgyad-kyi dkyil-‘khor).

Одним из собраний буддийских образов является сборник изображений, при-лагаемый к труду Четвертого Панчен Ламы -Чжебзун Лобсан Палдан Данпий Нима Чоглэй Намгьял Палсан-по (1781-1854) "Собрание методов реализации (садхан, дуб-таб)". Собственно, все собрание изображений и являлось иллюстрацией к садханам. Оно известно под названием "Содержательное рассмотрение написанных Тел, [о которых] проповедано вместе с Драгоценным Источником, Сотнями различных изображений и Ваджрными Четками" (Rin-chen ‘byung-snar-thang brgya-rtsa rdor-‘phreng bcas-nas gsungs-pa‘i bris-sku mthong-ba don-ldan bszhugs-so", где последние три названия отражают структуру сборника. Позднее одна из частей (Rin-chen ‘byung) этого ксилографического собрания танок стала известна под более упрощенным названием "Пятьсот Изображений" ("sku-brnyan lnga-brgya"), среди монголов он известен под названием "500 бурханов" (где бурхан - это объект буддийского Прибежища).

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека