Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Индийские учителя

После изображения Будды Шакьямуни, свиток "300 бурханов" показывает образы великих буддийских учителей Индии I-VBB. Н. Э. Обычно это композиция из шести наиболее известных и прославленных индийских учителей буддизма, называемая "Шесть украшений Индии". Каждый из этих учителей внес огромный вклад в развитие буддизма махаяны. Все они изображаются в человеческих образах и их отличие от последующих образов (например, Махасиддхи)- это выраженная ученость, подчеркнутая их монашескими одеждами, шапками пандитов, томами Писания в руках и жестами логической аргументации.

Нагарджуна. Этого Великого Учителя называют по-тибетски klu-grub, Лудуб, "реализовавший нагов", что может означать "реализовавший мудрость нагов". Он почитается как второй Будда и отец махаяны, вследствие чего изображается с ушнишей, урной, и его аура вокруг головы имеет отличительную особенность - пять змей нагов, которые обвивают его голову. Нагарджуна сидит в свободной "царской" позе, его ноги скрыты одеждой. Такая поза называется "скрытой" (guptasana, sbas pa‘ i ‘dug stangs). В такой позе изображаются лишь исторические лица. Правая рука учителя, на которую он опирается, находится за спиной, где стоит и саматог - сосуд с ритуальными предметами, по одной версии, и с амритой, по другой, что указывает на принадлежность Нагарджуны к сиддхам-алхимикам. Кисть левой руки спускается с левого колена. Тело у него розового или бежевого цвета. Он сидит на лотосе, а за его спиной скучиваются облака-символы достижения Дхармакаи.

Арьядэва. Учитель Арьядэва, "Благородный Небожитель", являлся учеником Нагарджуны, его голова, наклоненная влево, покрыта шапкой пандита-ученого, вокруг нее аура, урна отсутствует, руки выражают мудру "дхармачакра правартана"проповедь Учения. Его поза такая же, как у Нагарджуны, лишь ступни обнажены. Тело у него розового или бежевого цвета. Он сидит на троне, помещенном на лотосе, сзади большой сосуд саматог и вся фигура на фоне облаков-символов запредельных достижений.

Он родился чудесным образом из цветка в саду царя Цейлона. Так как он выгдядел как дэвапутра, то был усыновлен царем. Его считали равным Нагарджуне.

Асанга. Учитель Асанга, (thogs-med, Тогмэд, что означает, "Беспрепятственный") изображается также сидящим на троне, пребывающем на лотосе. Асанга в царской позе, голова наклоненная вправо в шапке пандита, вокруг нее аура, руки изображают вариант мудры проповеди, где левая рука покоится на коленях, ступня левой ноги обнажена. С левого плеча у него свисает шнур-принадлежность "двиджати (дважды рожденного)": в обычных условиях Индии это подчеркивало статус брахмана, однако, у Асанги это может означать еще и его второе рождение на земле после возвращения из Тушиты, где он обучался у Майтреи. По другой версии - это "sgom thags", пояс созерцания, которым охватываются ноги для усточивой фиксации позы при медитации, что указывает на принадлежность Асанги к йогачарам (соединяющим свое сознание с абсолютным). Тело у него розового или бежевого цвета. За ним также вьются облака.

Васубандху. Знаменитый разработчик двух систем абхидхармы - Васубандху (dbyig-gnyen, Игнен, "Неприемлющий формы") изображается сидящим на троне в полуоборота, его голова покрыта шапкой пандита с четырьмя полосами - отличительным признаком ученых Наланды, вокруг нее аура, тело розового или бежевого цвета. Руки его выражают мудру философского диспута. Две его ступни обнажены. Слева от него и позади трона виднеется столик с томиком священных текстов. Он также изображается на фоне гор и облаков.

Дигнага. Логик Дигнага, или "Слон направлений" (phyogs-glang, Чогланг), изображается прямо сидящим, в шапке пандита с четырьмя полосками, вокруг головы аура, руки в мудре диспута, он восседает на троне, ступни ног обнажены, его тело розового или бежевого цвета, на заднем фоне танки - горы и облака.

Дхармакирти. Учитель Дхармакирти или "Хранимый Дхармой (chos-grags, Чойдаг)", пребывает на троне, ступня правой ноги обнажена. Видна мудра проповеди Дхармы, голова повернута вправо, покрыта простой шапкой пандита, вокруг нее аура. Тело у него розового или бежевого цвета. Слева от его фигуры вырисовываются очертания вихары-монастыря, на фоне гор и облаков.

Далее следуют изображения учителей, которые, хотя и не входят в композиции Шести украшений, тем не менее, вклад их в развитие буддизма не менее значим. Но поскольку они жили позже (VII-VIII вв.), то не вошли в группу Шести. Например, сюда входит Падмасамбхава, чей вклад в развитие буддизма в Тибете бесспорен и велик.

Буддхапалита. Его имя переводится как "Хранимый Буддой". Изображается сидящим в падмасане, на троне, в монашеской одежде, с волосами, прикрытыми частью одежды. Вокруг головы аура. Тело у него розового или бежевого цвета. Справа за ним саматог, сзади накренившиеся горы и водные потоки, облаков нет или они очень стилизованы, подобно перьям птиц. Буддхапалита обладал состоянием Видьядхары. Он учитель и духовный отец Чандракирти.

Чандракирти. Его имя переводится "Покровительствуемый Луной", он ученик Нагарджуны, поэтому считается, что срок его жизни достиг 400 лет. Изображается в монашеской одежде и шапке пандита без полос, вокруг головы аура. Тело у него розового или бежевого цвета. Он восседает на троне в полуобороте влево, ноги скрыты, левая рука покоится на коленях, правая в мудре проповеди (витарка). Справа за ним саматог, задний фон состоит из цветущего дерева, гор и водных потоков, облаков нет. Великий комментатор трудов Нагарджуны по Мадхьямике. Получил высшие сиддхи в этой жизни.

Шантидэва. Его имя означает "Спокойное Божество". Он также изображается в полуоборте с наклоном вправо, восседающим на троне в падмасане, левая рука опирается о сиденье, правая вытянута в мудре "витарка" (проповедь). Голова Шантидэвы покрыта шапкой пандита без полос, вокруг нее аура. Справа от него сосуд-саматог, задний фон - цветущие растения, горы, стилизованные облака, подобные тем, что на изображении Буддхапалиты. Автор известного труда "Бодхичарьяаватара". С именем Шантидэвы связана легенда, по которой он будто слыл полным неучем - "бхусуку", то есть тем, кто только "ест, пьет и спит". Однако под маской бездельника, скрывался величайший мудрец, получивший непосредственно от Манжушри неконцептуальное непосредственное Знание, что он и подтвердил, одержав победу в диспуте с тиртиками.

Падмасамбхава. Учитель "Рожденый в лотосе", принесший буддизм ваджраяны в Тибет. Имя указывает на факт рождения на озере Дханакоша, а с другой стороны указывает принадлежность Нирманакаи Падмасамбхавы к Лотосовому Семейству. Его Самбхогакаей является Авалокитешвара, а Дхармакаей - Амитабха. В отличие от других учителей Падмасамбхава изображается сидящим на лотосе и луне, в падмасане, в левой руке он держит габалу*, под мышкой у него тантрийский жезл-кхатванга, правая рука у сердца в мудре витарка держит ваджру. Голова покрыта либо шапкой пандита (как на ксилографах "300 бурханов"), либо особым головным убором (тиб. sa skya khri zhva), увенчанным перьями павлина, ваджрой или "драгоценностью" на макушке шапки, уши украшены золотыми серьгами. Аура у Падмасамбхавы вокруг головы и вокруг тела, розового или белого цвета, как у Будды.

В школе Нингмапа Падмасамбхава считается, кроме того, идамом, поэтому на танках он бывает изображен в паре с одной из своих супруг - Мандаравой или Ешей Цогьял.

Ачарья Шантиракшита. Имя этого учителя означает "Охраняемый Покой". В образе Шантиракшиты много сходств с изображением Буддхапалиты, те же сведенные вместе руки, та же накидка на волосы головы, вокруг которой аура. Сидит он в падмасане, на троне, с легким наклоном влево, ноги скрыты. Задний фон без саматога, горы и облака. Он написал "Мадхьямакаланкара" и комментарий на нее. Жил 999 лет. Первый индийский учитель, кого пригласили в Тибет.


*  Чаша из крышки человеческого черепа, или Кабала. Такая чаша заменяла патру буддийских йогинов, так как она более резко выражает отрешение от мира, симмволизируемое патрой: последняя, всё же является продуктом цивилизации, в то время как череп можно было подобрать на любом кладбище (в Индии и в Тибете мертвецов обычно не закапывают).

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека