Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Другие Манифестации Пяти Дхьяни-Будд

Шакья-кулендра. Проявление Ак­шобхьи, его имя означает "Владыка ро­да Шакьев", это идам Иога-тантры. Обе его руки покоятся в мудре дхьяны-созер­цания, на ладонях пребывает лотос, а на нем вертиально расположенный золо­той ваджра. Во всем остальном этот буд­да неотличим от Дургатишаданараджа.

Ратнапани. Проявление Ратнасамбхавы, его имя означает "Владыка драго­ценностей", это идам Иога-тантры, цвет тела его желтый. Его главная функция очищение от клеши жадности и достиже­ние Мудрости Равного содержания.

Его левая рука в мудре дхьяны-созер­цания держит ратну, правая же рука выра­жает варада-мудру, то есть отдачи, и поко­ится на правом колене. Во всех остальных иконографических деталях этот будда не­отличим от Шакьякулендры.

Самкусумита. Проявление Амитабхи, его имя означает "Распространяющий цветы", это идам Иога-тантры, цвет Его тела красный. Его главная функция очи­щение от клеши страсти и достижение Различающей Мудрости. Левая рука у Не го пребывает в мудре дхьяны, в правой же руке он держит стебель лотоса с рас­крытым цветком. Во всех остальных ико­нографических деталях этот будда неот­личим от Ратнапани.

Вайрочана-абхисамбодхи. Проявле­ние Вайрочаны, имя означает "Истин­но-пробужденная Лучезарность", это идам Иога-тантры, цвет тела белый. Его главная функция - очищение от клеши неведения и омраченности ради дости­жения Мудрости Зеркала.

Обе руки его пребывают в мудре дхья­ны. Во всех остальных иконографичес­ких деталях этот будда неотличим от Рат­напани.

Чарьятантра Амитаюс. Проявление Амитабхи, его имя означает "Бесконеч­ная Жизнь, реализуемая на уровне Чарья-тантры", цвет Его тела красный. Его главная функция очищение от клеши страсти и достижение Различающей Мудрости. Обе руки пребывают в мудре дхьяны, в них же располагается золотой сосуд-кувшин с амритой (amritakalasa, tshe bum), с произрастающим из него Древом Жизни. Во всех остальных ико­нографических деталях этот будда неот­личим от Ратнапани.

Бхутадамара. Имя этого идама "По­коритель бхут", Он эманация Акшобхьи и Ваджрапани. Подавляет препятствия, чинимые особым классом демонов-бху-головы розовая или зеленая аура, двуру­кий. В правой руке держит, замахнув­шись, "меч мудрости" (prajnakhadga, shes-rab ral-gri) с языками пламени, а в левой у сердца держит книгу (pusta- ka, po-ti или glegs-bam).

Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длин­ным, декоративно изгибающимся ха- даком. На нем украшения из драгоцен­ностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных пред­метов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги.

Спокойный Ваджрапани. Бодхисаттва Силы Ваджрапани означает "С ваджрой в руке". Его главная функция - очи­щение сознания от клеши ненависти и омраченности, генерирование чисто­го гнева, постижение тайн и достиже­ние сиддх. Ваджрапани является эма­нацией Акшобхьи.

В данной спокойной форме цвет Его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лен­той), имеет три глаза, в ушах серьги, вокруг головы розовая или зеленая аура, двурукий. Правая рука находится у Не­го на правом колене в мудре Отдачи, левой у сердца Он держит стебель лото­са, распускающийся на уровне ушей. На иных танках левая рука опущена на землю за спиной в мудре нидратахаста (nidratahasta, "спящая рука"), на кото­рую Он может опираться. При этом ту­ловище у него может быть чуть выгнуто из-за готовности мгновенно придти на помощь.

Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в вадж­расане, тело обрамлено длинным, деко­ративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из бо­жественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцвет­ном лотосе.

Гневный Ваджрапани. Однако более всего Ваджрапани известен по своим гневным изображениям. Он иссиня-черного цвета, одноликий, с тремя глаза­ми, увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, вы­ражение лица свирепое, двурукий. В пра­вой, вытянутой к небу руке держит золо­тую пятиконечную ваджру, а в левой, вместе с угрожающей мудрой (tarjana-mudra, sdigs mdzub), держит аркан с пет­лей. Тело обрамлено длинным, декора­тивно изгибающимся хадаком. Он украшен различными драгоценностя­ми, золотыми и костяными украшения­ми, на руках и ногах браслеты из извива­ющихся змей-нагов, на нем передник из шкуры тигра. Он стоит в правом накло­не на солнечном диске, лежащем на раз­ноцветном лотосе, от тела исходит бушу­ющее пламя мудрости.

Авалокитешвара. Бодхисаттва Сост­радания Авалокитешвара является прояв­лением Амитабхи, его главная функция - очищение сознания от клеши ненавис­ти и страсти, генерирование милосер­дия и сострадания. В этой форме Авало­китешвара - покровитель Тибета.

Цвет его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с кай­мой и лентой), вокруг головы с тремя глазами аура, четырехрукий. Первыми руками Он на уровне сердца творит джа- рани-мудру, в остальных двух держит чет­ки (mala, phreng ba) и цветок лотоса. Ук­рашен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в вадж­расане, тело обрамлено длинным, деко­ративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из бо­жественных предметов. Пребывает в центре сферы-ауры из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и раз­ноцветном лотосе. тами. Бхутадамара темно-синего цвета, одноликий с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-крас- ные волосы стоят дыбом, четырехрукий, в верхних двух держит ваджру и ар­кан с петлей, нижними на уровне сердца творит бхутадамара-мудру. Тело обрамлено длинным хадаком, Он укра­шен различными драгоценностями, на Нем "передник" из шкуры тигра, Он стоит в правом наклоне и подавляет двумя ногами бхуту.

Бхутадамара стоит на солнечном дис­ке, лежащем на разноцветном лотосе, от тела исходит огненное сияние с язы­ками пламени.

Трисамаявьюха муни. Проявление Вайрочаны, эманация Речи Будды, его имя означает "Утверждающий три обета Муни", цвет тела - как у Шакьямуни. Его главная функция - очищение от препят­ствий в познании Учения Будды.

Обе руки на уровне сердца пребывают в мудре витарка или проповеди. Во всех остальных иконографических деталях этот Будда неотличим от Шакьямуни.

Джина Амитаюс. Проявление Амитабхи, его имя означает "Победоносный Бес­конечная Жизнь", идам уровня Чарья-тантры, цвет тела его красный. Его главная функция - преодоление смерти и продле­ние жизни, вплоть до бессмертия.

Обе руки пребывают в мудре дхьяны, в них же располагается золотой сосуд-кувшин с амритой (amritakalasa, tshe bum), с произрастающим из него Древом Жизни. Во всех остальных иконографи­ческих деталях этот будда неотличим от Чарья-тантра Амитаюса.

Ваджракшобхья. Проявление Ак­шобхьи, его имя означает "Ваджрная непоколебимость", это идам Чарья-тантры, цвет тела его белый (бывает синий). Его главная функция очищение от клеши не­нависти и достижение сиддх. Левая рука находится в мудре дхьяны-созерцания, правая же рука выражает мудру-бхуми-спарша (касания земли). Во всех осталь­ных иконографических деталях этот Буд­да неотличим от Шакьямуни.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека