Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Другие Манифестации Пяти Дхьяни-Будд
Шакья-кулендра. Проявление Акшобхьи, его имя означает "Владыка рода Шакьев", это идам Иога-тантры. Обе его руки покоятся в мудре дхьяны-созерцания, на ладонях пребывает лотос, а на нем вертиально расположенный золотой ваджра. Во всем остальном этот будда неотличим от Дургатишаданараджа.
Ратнапани. Проявление Ратнасамбхавы, его имя означает "Владыка драгоценностей", это идам Иога-тантры, цвет тела его желтый. Его главная функция очищение от клеши жадности и достижение Мудрости Равного содержания.
Его левая рука в мудре дхьяны-созерцания держит ратну, правая же рука выражает варада-мудру, то есть отдачи, и покоится на правом колене. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Шакьякулендры.
Самкусумита. Проявление Амитабхи, его имя означает "Распространяющий цветы", это идам Иога-тантры, цвет Его тела красный. Его главная функция очищение от клеши страсти и достижение Различающей Мудрости. Левая рука у Не го пребывает в мудре дхьяны, в правой же руке он держит стебель лотоса с раскрытым цветком. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Ратнапани.
Вайрочана-абхисамбодхи. Проявление Вайрочаны, имя означает "Истинно-пробужденная Лучезарность", это идам Иога-тантры, цвет тела белый. Его главная функция - очищение от клеши неведения и омраченности ради достижения Мудрости Зеркала.
Обе руки его пребывают в мудре дхьяны. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Ратнапани.
Чарьятантра Амитаюс. Проявление Амитабхи, его имя означает "Бесконечная Жизнь, реализуемая на уровне Чарья-тантры", цвет Его тела красный. Его главная функция очищение от клеши страсти и достижение Различающей Мудрости. Обе руки пребывают в мудре дхьяны, в них же располагается золотой сосуд-кувшин с амритой (amritakalasa, tshe bum), с произрастающим из него Древом Жизни. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Ратнапани.
Бхутадамара. Имя этого идама "Покоритель бхут", Он эманация Акшобхьи и Ваджрапани. Подавляет препятствия, чинимые особым классом демонов-бху-головы розовая или зеленая аура, двурукий. В правой руке держит, замахнувшись, "меч мудрости" (prajnakhadga, shes-rab ral-gri) с языками пламени, а в левой у сердца держит книгу (pusta- ka, po-ti или glegs-bam).
Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся ха- даком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги.
Спокойный Ваджрапани. Бодхисаттва Силы Ваджрапани означает "С ваджрой в руке". Его главная функция - очищение сознания от клеши ненависти и омраченности, генерирование чистого гнева, постижение тайн и достижение сиддх. Ваджрапани является эманацией Акшобхьи.
В данной спокойной форме цвет Его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), имеет три глаза, в ушах серьги, вокруг головы розовая или зеленая аура, двурукий. Правая рука находится у Него на правом колене в мудре Отдачи, левой у сердца Он держит стебель лотоса, распускающийся на уровне ушей. На иных танках левая рука опущена на землю за спиной в мудре нидратахаста (nidratahasta, "спящая рука"), на которую Он может опираться. При этом туловище у него может быть чуть выгнуто из-за готовности мгновенно придти на помощь.
Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.
Гневный Ваджрапани. Однако более всего Ваджрапани известен по своим гневным изображениям. Он иссиня-черного цвета, одноликий, с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, выражение лица свирепое, двурукий. В правой, вытянутой к небу руке держит золотую пятиконечную ваджру, а в левой, вместе с угрожающей мудрой (tarjana-mudra, sdigs mdzub), держит аркан с петлей. Тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. Он украшен различными драгоценностями, золотыми и костяными украшениями, на руках и ногах браслеты из извивающихся змей-нагов, на нем передник из шкуры тигра. Он стоит в правом наклоне на солнечном диске, лежащем на разноцветном лотосе, от тела исходит бушующее пламя мудрости.
Авалокитешвара. Бодхисаттва Сострадания Авалокитешвара является проявлением Амитабхи, его главная функция - очищение сознания от клеши ненависти и страсти, генерирование милосердия и сострадания. В этой форме Авалокитешвара - покровитель Тибета.
Цвет его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), вокруг головы с тремя глазами аура, четырехрукий. Первыми руками Он на уровне сердца творит джа- рани-мудру, в остальных двух держит четки (mala, phreng ba) и цветок лотоса. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы-ауры из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе. тами. Бхутадамара темно-синего цвета, одноликий с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-крас- ные волосы стоят дыбом, четырехрукий, в верхних двух держит ваджру и аркан с петлей, нижними на уровне сердца творит бхутадамара-мудру. Тело обрамлено длинным хадаком, Он украшен различными драгоценностями, на Нем "передник" из шкуры тигра, Он стоит в правом наклоне и подавляет двумя ногами бхуту.
Бхутадамара стоит на солнечном диске, лежащем на разноцветном лотосе, от тела исходит огненное сияние с языками пламени.
Трисамаявьюха муни. Проявление Вайрочаны, эманация Речи Будды, его имя означает "Утверждающий три обета Муни", цвет тела - как у Шакьямуни. Его главная функция - очищение от препятствий в познании Учения Будды.
Обе руки на уровне сердца пребывают в мудре витарка или проповеди. Во всех остальных иконографических деталях этот Будда неотличим от Шакьямуни.
Джина Амитаюс. Проявление Амитабхи, его имя означает "Победоносный Бесконечная Жизнь", идам уровня Чарья-тантры, цвет тела его красный. Его главная функция - преодоление смерти и продление жизни, вплоть до бессмертия.
Обе руки пребывают в мудре дхьяны, в них же располагается золотой сосуд-кувшин с амритой (amritakalasa, tshe bum), с произрастающим из него Древом Жизни. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Чарья-тантра Амитаюса.
Ваджракшобхья. Проявление Акшобхьи, его имя означает "Ваджрная непоколебимость", это идам Чарья-тантры, цвет тела его белый (бывает синий). Его главная функция очищение от клеши ненависти и достижение сиддх. Левая рука находится в мудре дхьяны-созерцания, правая же рука выражает мудру-бхуми-спарша (касания земли). Во всех остальных иконографических деталях этот Будда неотличим от Шакьямуни.
Ратнапани. Проявление Ратнасамбхавы, его имя означает "Владыка драгоценностей", это идам Иога-тантры, цвет тела его желтый. Его главная функция очищение от клеши жадности и достижение Мудрости Равного содержания.
Его левая рука в мудре дхьяны-созерцания держит ратну, правая же рука выражает варада-мудру, то есть отдачи, и покоится на правом колене. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Шакьякулендры.
Самкусумита. Проявление Амитабхи, его имя означает "Распространяющий цветы", это идам Иога-тантры, цвет Его тела красный. Его главная функция очищение от клеши страсти и достижение Различающей Мудрости. Левая рука у Не го пребывает в мудре дхьяны, в правой же руке он держит стебель лотоса с раскрытым цветком. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Ратнапани.
Вайрочана-абхисамбодхи. Проявление Вайрочаны, имя означает "Истинно-пробужденная Лучезарность", это идам Иога-тантры, цвет тела белый. Его главная функция - очищение от клеши неведения и омраченности ради достижения Мудрости Зеркала.
Обе руки его пребывают в мудре дхьяны. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Ратнапани.
Чарьятантра Амитаюс. Проявление Амитабхи, его имя означает "Бесконечная Жизнь, реализуемая на уровне Чарья-тантры", цвет Его тела красный. Его главная функция очищение от клеши страсти и достижение Различающей Мудрости. Обе руки пребывают в мудре дхьяны, в них же располагается золотой сосуд-кувшин с амритой (amritakalasa, tshe bum), с произрастающим из него Древом Жизни. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Ратнапани.
Бхутадамара. Имя этого идама "Покоритель бхут", Он эманация Акшобхьи и Ваджрапани. Подавляет препятствия, чинимые особым классом демонов-бху-головы розовая или зеленая аура, двурукий. В правой руке держит, замахнувшись, "меч мудрости" (prajnakhadga, shes-rab ral-gri) с языками пламени, а в левой у сердца держит книгу (pusta- ka, po-ti или glegs-bam).
Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся ха- даком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги.
Спокойный Ваджрапани. Бодхисаттва Силы Ваджрапани означает "С ваджрой в руке". Его главная функция - очищение сознания от клеши ненависти и омраченности, генерирование чистого гнева, постижение тайн и достижение сиддх. Ваджрапани является эманацией Акшобхьи.
В данной спокойной форме цвет Его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), имеет три глаза, в ушах серьги, вокруг головы розовая или зеленая аура, двурукий. Правая рука находится у Него на правом колене в мудре Отдачи, левой у сердца Он держит стебель лотоса, распускающийся на уровне ушей. На иных танках левая рука опущена на землю за спиной в мудре нидратахаста (nidratahasta, "спящая рука"), на которую Он может опираться. При этом туловище у него может быть чуть выгнуто из-за готовности мгновенно придти на помощь.
Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.
Гневный Ваджрапани. Однако более всего Ваджрапани известен по своим гневным изображениям. Он иссиня-черного цвета, одноликий, с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, выражение лица свирепое, двурукий. В правой, вытянутой к небу руке держит золотую пятиконечную ваджру, а в левой, вместе с угрожающей мудрой (tarjana-mudra, sdigs mdzub), держит аркан с петлей. Тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. Он украшен различными драгоценностями, золотыми и костяными украшениями, на руках и ногах браслеты из извивающихся змей-нагов, на нем передник из шкуры тигра. Он стоит в правом наклоне на солнечном диске, лежащем на разноцветном лотосе, от тела исходит бушующее пламя мудрости.
Авалокитешвара. Бодхисаттва Сострадания Авалокитешвара является проявлением Амитабхи, его главная функция - очищение сознания от клеши ненависти и страсти, генерирование милосердия и сострадания. В этой форме Авалокитешвара - покровитель Тибета.
Цвет его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), вокруг головы с тремя глазами аура, четырехрукий. Первыми руками Он на уровне сердца творит джа- рани-мудру, в остальных двух держит четки (mala, phreng ba) и цветок лотоса. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы-ауры из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе. тами. Бхутадамара темно-синего цвета, одноликий с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-крас- ные волосы стоят дыбом, четырехрукий, в верхних двух держит ваджру и аркан с петлей, нижними на уровне сердца творит бхутадамара-мудру. Тело обрамлено длинным хадаком, Он украшен различными драгоценностями, на Нем "передник" из шкуры тигра, Он стоит в правом наклоне и подавляет двумя ногами бхуту.
Бхутадамара стоит на солнечном диске, лежащем на разноцветном лотосе, от тела исходит огненное сияние с языками пламени.
Трисамаявьюха муни. Проявление Вайрочаны, эманация Речи Будды, его имя означает "Утверждающий три обета Муни", цвет тела - как у Шакьямуни. Его главная функция - очищение от препятствий в познании Учения Будды.
Обе руки на уровне сердца пребывают в мудре витарка или проповеди. Во всех остальных иконографических деталях этот Будда неотличим от Шакьямуни.
Джина Амитаюс. Проявление Амитабхи, его имя означает "Победоносный Бесконечная Жизнь", идам уровня Чарья-тантры, цвет тела его красный. Его главная функция - преодоление смерти и продление жизни, вплоть до бессмертия.
Обе руки пребывают в мудре дхьяны, в них же располагается золотой сосуд-кувшин с амритой (amritakalasa, tshe bum), с произрастающим из него Древом Жизни. Во всех остальных иконографических деталях этот будда неотличим от Чарья-тантра Амитаюса.
Ваджракшобхья. Проявление Акшобхьи, его имя означает "Ваджрная непоколебимость", это идам Чарья-тантры, цвет тела его белый (бывает синий). Его главная функция очищение от клеши ненависти и достижение сиддх. Левая рука находится в мудре дхьяны-созерцания, правая же рука выражает мудру-бхуми-спарша (касания земли). Во всех остальных иконографических деталях этот Будда неотличим от Шакьямуни.