Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Женские божества

Женские Будды, бодхисаттвы выражают собой буддийские Парамиты (совершенства) и качества, традиционно считавшиеся женскими: Премудрость-интуицию, милосердие, кротость, гармонию, жертвенность, а также защиту, покровительство и привлечение благ духовных и материальных. Их часто называют Богинями, но этот термин отражает не статус, а подчеркивает их превосходство.

Праджняпарамита. Имя этой Богини - "Запредельная Премудрость". Праджняпарамита рассматривается как партнерша Адибудды и воплощает собой Премудрость. Она Мать всех Будд, поскольку все Будды происходят от Ее постижения. Она одноликая (виден третий глаз, в ушах золотые серьги, украшена пятизубчатой короной с характерным головным украшением), вокруг головы аура, вокруг тела, естественного цвета, источается радужная аура. Она двурукая, восседает в падмасане, на лунном диске и лотосе. Тело обрамляет длинный шелковый хадак, одета в шелковые царские одежды и украшена драгоценностями. Ее оберуки у сердца в мудре знания (jnanamudra, ye shes kyi phyag rgya) либо в мудре "размышления" (cinmudra, bsam pa‘i phyag rgya).

Иногда Ее мудру рассматривают как мудру проповеди. От рук отходят лепестки лотосов и на уровне ушей они заканчиваются цветами, на которых лежит по томику Праджняпарамита сутры.

Сарасвати. Имя этой Богини - "Обладающая приятным голосом". Она считается Супругой Манджушри. Она пребывает в довольно редкой позе, когда оба колена подняты, обеими своими руками держит музыкальный инструмент-вину.

В остальных иконографических деталях подобна Праджняпарамите. Чунда. Эта Богиня является покровительницей священных слогов (биджа-мантр) и святой речи. Она пребывает в падмасане, у нее четыре руки. Две руки в мудре дхьяны, в них покоится патра, как у Шакьямуни. От левой руки отходит стебель лотоса с цветком на уровне ушей, на нем книга-пустака. Две другие руки находятся в мудре отдачи (правая), а левая рука у сердца в мудре проповеди.

В остальных иконографических деталях подобна Праджня-парамите.


Кхадиравани Тара. Кхадиравани - "Освободительница из леса Кхадира". В данном случае Тара - это не только партнерша Амогхасидцхи, но вообще класс буддийских богинь с именем "Освободительница", которые освобождают или избавляют от восьми страхов сансары (дикие животные, разбойники, разбушевавшиеся стихии и пр.). По преданию, двадцать одна Тара появились как слезы Авалокитешвары. Кхадира же является лекарственным деревом, чья кора используется при заболеваниях лимфы. Каждая Тара обладает своей историей, и Кхадиравани Тара в своем жизнеописании связана с этим деревом. Она пребывает в свободной позе с поджатой левой ногой. Обычно эту позу называют "односторонней" (lalitasana), где одна нога (обычно правая) спущена с трона, на котором восседает божество. Она может быть "правосторонней" (gyas rol), а другую позу называют "левосторонней" (gyon rol). Левая рука в мудре отдачи, а правая у сердца в мудре проповеди. От обеих рук подымаются стебли лотосов.

Сита Тара (Белая Тара). Имя этой Тары "Белая Освободительница". Она одноликая, двурукая. Левая рука в мудре отдачи, а правая у сердца в мудре проповеди. От левой руки подымается стебель лотоса с цветком на уровне ушей. К числу Ее особенностей относятся семь глаз, расположеных также на ладонях рук и на ступнях. В остальных иконографических деталях подобна другим Тарам.

Ситатапатра. Имя этой Тары "Благо-родная Белозонтичная Освободитель-ница". Одноликая, двурукая. Правая рука в мудре абхая (защита), левая у сердца в мудре проповеди, держит над собой белый зонт (atapatra, gdugs), откуда и происходит Ее Имя. Зонт считается атрибутом царской и духовной власти, а также знаком защиты. От левой руки подымается стебель лотоса с цветком на уровне ушей. В остальных иконографи-ческих деталях подобна другим Тарам.

Имеются иные изображения Ситатапатры, многоликой и многорукой, но главным ее атрибутом является зонт.

Ушнишавиджайя. Имя этой Тары "Победительница с головным украше-нием". Относится к эманации Амитабхи, символизирует Пробужденую Мысль Будды (поэтому Она Матерь всех Будд), выступает как покровительница долгой жизни. Часто изображается вместе с Амитаюсом и Белой Тарой. Трехликая, восьмирукая, цвет тела белый. Правый лик желтый, центральный белый, левый синий. Двумя руками у сердца творит мудру проповеди и держит вишваваджру и ваджрный аркан (крюк). В правой верхней руке держит фигурку Амитабхи (иногда вместо Амитабхи изображается священный слог или биджа-мантра ХРИ), в средней стрелу, нижняя в мудре отдачи. Левой верхней творит угрожающую мудру (тарджани), в средней лук, в нижней держит кувшин-бумбу с амритой (нектар бессмертия).


Маричи.
Имя этой Тары "Лучи Света". Она также почитается как Мать всех Будд, являясь защитницей от всех препятствий и болезней. Часто Она изображается на фоне солнца (surya, nyi ma). Она трехликая, восьмирукая, цвет тела золотой. Правый лик белый, центральный желтый, левый красный. Двумя руками у сердца творит мудру проповеди и держит колос. В правой верхней руке держит ваджру, в средней иглу (suci, khab), нижняя в мудре отдачи. В левой верхней цветок лотоса, в средней лист лекарственного растения, нижняя в мудре созерцания (бывает, что в нижней держит кувшин-бумбу с нектаром бессмертия). Восседает в позе прати-алидха, на лунном диске и лотосе. Лотос находится на повозке, в которую впряжены семь свиней (varaha, phag-mo) или вепрей (sapta-sukara-ratha, shing rta‘i phag gi bdun). У Маричи есть варианты, когда Она изображается одноликой и двурукой, в левой у нее кувшин с амритой (kumbha, bum pa), а правая в мудре отдачи. В остальном иконографические детали совпадают с описанием Тары.

Парнашавари. Имя этой Тары "Влажные листья". Она разрушительница всех эпидемий и других болезней. Она трехликая, восьмирукая. Правый лик красный, центральный белый, левый синий. Двумя руками у сердца творит догпа (ритуал отбрасывания негативностей), при этом от левой руки к ушам отходит стебель-колос. В правой верхней руке держит меч, в средней стрелу, в нижней ваджрную секиру. В левой верхней аркан, в средней лук, в нижней лист лекарственного растения. На ней набедренная повязка из листьев, Она танцует, присев (правая нога поджата) на лунном диске и лотосе.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека