Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Женские идамы-защитники (раnса-rак-sha, srung-ma Inga)

В эту категорию входят женские идамы, Тары, прежде всего так называемые "Панчаракша" (Пять Защитниц) с функциями разрушения препятствий и защиты от зла, аналогичными тем, что мы находим у мужских идамов-защитников. Кроме того, обращение к ним способствует долгой жизни без болезней. Их изображения имеют некоторые особенности, например, лепестки лотосов, на которых они восседают, имеют один ряд (как у Дакини), а не два, как обычно, а богиня Шрамана не имеет ауры вокруг тела.

Махапратисара. Имя этой Тары - "Великая Разделительница". Богиня долгой жизни. Четырехликая, восьмирукая. Двумя руками у сердца творит мудру проповеди и держит дхармачакру. В правой верхней руке держит ваджру, в средней стрелу, в нижней короткий меч. В левой верхней держит короткую кхатвангу, в средней лук, в нижней ваджрную секиру. В остальных иконографических деталях Она подобна Ушнишавиджае.

Махасахасра-прамардани. Имя этой Тары - "Тысячекратная Защитница". Од-ноликая, четырехрукая. Двумя верхними руками держит меч (справа) и ваджрную секиру (слева). Двумя нижними руками держит ваджрный аркан (слева) и делает мудру отдачи (правой). В остальных иконографических деталях Она подобна Белой Таре.

Махамантра. Имя этой Тары - "Великая Мантра". Одноликая, четырехрукая. Двумя верхними руками держит меч (справа) и ваджрный аркан (слева). Двумя нижними руками держит ваджрную секиру (слева) и творит мудру отдачи (справа). В остальных иконографических деталях Она подобна Белой Таре.

Махашитавати. Имя этой Тары "Великая Прохлада". Четырехликая, восьмирукая. В первой верхней руке держит ваджрную анкушу (крюк, которым погоняют слонов), во второй короткий меч, в третьей стрелу, в нижней мудру отдачи. В первой левой Она держит ваджрные крюк и аркан (паша), во второй ваджрную секиру, в третьей лук, в нижней цветок лотоса. В остальных иконо-графических деталях Она подобна Ушни-шавиджае.

Махамаюри. Имя этой Тары - "Великая Павлинья Богиня". Трехликая, восьмирукая. В первой верхней руке держит драгоценный кувшин с амритой, во второй чакру, в третьей короткий меч, в нижней мудра отдачи. В первой левой Она держит габалу с фигуркой Будды внутри, во второй ваджрную секиру, в третьей маленький кувшинчик с амритой, в нижней дхваджу-жалцан-победное знамя круглой формы в виде зонтика. Иногда это знамя изображается с двойной ваджрой (vicvavajranka-dhvaja, sna tshogs rdo rje‘i rgyal mtshan). В остальных иконографических деталях она подобна Ушнишавиджае

Кродха Бхрикутини. Имя этой Тары - "Гневная Гора врожденных достоинств". Она одноликая, двурукая. Двумя руками на уровне сердца Она держит кувшинчик с амритой. Ее поза очень нехарактерна для изображений Тары. Кродха Бхрикутини сидит вприсядку, почти как Майтрея, на небольшой лотосе.

Васудхара. Имя этой Тары - "Поток богатства". Она одноликая, двурукая. Правая рука в мудре спаршабхуми, а левой Она держит кувшин с амритой (нектаром). Иногда изображается восседающей на черепахе (kurma, rus sbal) или макаре (makara, chu srin) - морском чудовище.

Джангули. Имя этой Тары - "Устраняющая болезни". Она одноликая, двурукая. Правой рукой Она держит хвост яка (camara, rnga-yab), а в левой держит извивающуюся змею.

Шрамана. Имя этой Тары - "Усердствующая в Познании". Богиня одноликая, двурукая. В левой руке Она держит хвост яка, а правой у сердца земной шар. В отличие от других богинь Она сидит на скамье, покрытой тканью и инкрустированной по краю лотосовым бордюром, а ее ноги спушены вниз, как у Майтреи. Ее лотос такой же, как у Кродха Бхрикутини. За спиной у нее пышная растительность, горы и облака. В остальных иконографических деталях Она подобна Таре.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека