Библиотека
Дандарон о науке и Дхарме

Вот очень точное понимание, как в Новом времени решалась проблема понимания истины и переживания истины:
"Стремление к однозначной истинности как локальных, чувственных констанций, так и общих, логически выведенных, управляющих локальными событиями законов, заставляет Ньютона связывать оба полюса метрическими понятиями. Таким образом, стиль мышления Ньютона - это метрическое видение мира, служащее основой однозначности и объективной ценности представлений о мире".
"В неклассической науке метрическое видение мира, где отсутствует эмоциональная двойственность, представляет его как совокупность процессов, связанных между собою переменными отношениями. Поиски однородности, инвариантности, сохранения, четкости - всего, что выражается постоянством метрических отношений, сочетается с постоянными поисками нарушений этих констанций, с переходами к иным законам сохранения, иным преобразованиям, к иным формам мероопределения. Подвижность исходных принципов науки и в первую очередь изменение метрики как основы физической картины мира, совпадает по времени и связана логически с гносеологическим характером математических идей XX в., с их физической содержательностью.
Прикладная математика приобрела сейчас не только практическую, но и гносеологическую ценность, она подтверждает объективный характер таких фундаментальных математических понятий, как эвклидова и неэвклидова метрика. Математическая интуиция есть инструмент рациональной интуиции; она подходит к процессам и явлениям без двойственной эмоции, что подготавливает ищущих йогов к подавлению двойственности. Для йога мир, или Сансара, - это беспрерывно изменяющиеся процессы и явления, сущность которых есть шуньята (пустота), которая благодаря авидье кажется разнообразной и содержательной. Великий йог Сараха говорил, что все дхармы происходят из одного источника и вместе рождены Только скандховая эмоциональность человека через призму авидьи ведет личность в мир вещей красивых и безобразных, полезных и вредных и т. д. В научных теориях всегда существует эмоциональность миропонимания, которая возбуждает в человеке стремление к познанию истины".
То есть эмоциональность миропонимания в современной и древней науке указывает нам на связь научного вИдения с иллюзией скандх, что естественно видеть для йога, но пока - не для учёного. Хотя открытые наукой процессы зависимости наблюдаемого от наблюдателя и приняты всеми учёными, но они ни в коей мере пока, как ожидалось, не приняли это на свой собственный счёт. Они по-прежнему во власти объективации, что еще раз подтверждает: двойственность - в основе научного вИдения.
"Руссо в «Речи о науке и искусстве» пишет о древней легенде, согласно которой божество, давшее людям науку, было противником человеческого спокойствия. Для буддийской махаяны таким божеством является ничто иное, как авидья, порождающая эмоции и возбуждающая стремление к научной, относительной, истине. Теперь, во второй половине XX в. наука непрерывно выдвигает новые концепции, ожидая появления непротиворечивой теории, которая придаст логическую стройность рецептурным приемам квантовой электродинамики. Как говорят современные мыслители, беспокойство и ожидание стали сейчас очень громким аккомпанементом позитивной, спокойной мелодии - накопления однозначных представлений о мире. Все разнообразие в Сансаре, по утверждению современной науки, есть искривление пространства. Поэтому воздействие фундаментальных открытий, меняющих стиль науки, можно сопоставить с гравитационным полем, искривляющим само пространство, в данном случае (N + 1) - пространство динамики структуры производства.
Однозначное представление о мире дает математика. По этому поводу Э. Мейерсон говорит: «Величайшим открытием, создавшим математику, было открытие, что между тремя козами и тремя пальцами есть нечто общее". Вторым открытием было обнаружение общности между бесконечным числом коз и бесконечным числом пальцев - переход от счета к метрике.
Общая теория относительности Эйнштейна основана на утверждении, что при переходе к иному объекту (к поведению тел в гравитационном поле) меняется метрика и составляющие фундаментального метрического тензора приобретают иное значение. Но математический аппарат общей теории относительности спасает тело от такого изменения, угрожающего самой возможности количественного исследования. Общая теория относительности переносит нарушение инвариантности физических законов в математику, в геометрию, которая тем самым теряет априорный характер. Но указанное нарушение само инвариантно по отношению к переходу от одного объекта к другому. Стиль науки - это характеристика особенностей, аналогичных метрике.
...Многие биологи потеряли веру в абсолютность истины Дарвина. Но все это объясняется тем, что процесс самой науки и научного мышления, ограниченный в Сансаре пространством и временем, находится в беспрерывном движении, а посему в нем не может быть абсолютности, ибо абсолютность - категория постоянная. Там же, где господствует беспрерывное движение, существует только относительность. Поэтому буддисты утверждают, что иллюзорное тело Сансары есть относительная истина. Стало быть, постоянное движение и вихрь являются основными свойствами и природой Сансары. Движение сообщает ей непостоянство, относительность. Ничего абсолютного в подобном движении нет, все эфемерно. Нет смысла искать здесь вечные муки или непреходящее блаженство. Неизменным и вечным здесь является Алая-виджняна - частица Ади-будды. В этом вихре Сансары она должна освободиться от авидьи и слиться с Нирваной, не выходя из материального тела индивида, посредством очищения от авидьи через метод махамудры. Таков тантрийский метод практики. В буддизме это единственный путь, который приводит личность к Нирване за одну жизнь".