Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Дра лха Хранитель на правом плече

Дра лха Хранитель на правом плече


Дра-лха это имя личного защитного божества, находящегося в правом плече у каждого человека (то есть такие божества выделяются и как отдельный класс, и как персональные Защитники каждого человека). Дра-лха защищает жизнь тех, кто ему поклоняется и помогает им преодолеть препятствия, сокрушить врагов и занять высокое положение. Вот что пишет Nebesky-Woikovitz в своей книге "Оracles and Demons of Tibet":

"Мы уже знаем, что к Пехару часто обращаются "кьево йонг-кьи дралха" (skye bo yongs kyi dgra lha), "дралха всех людей", или же просто - "дралха ченпо Пехар" (dgra lha chen po Pe har), "великий дралха Пехар", или же "дралха гьялпо нэйчунг" (dgra lha rgyal po gnas chung).

Множество других дхармапал тоже носят этот титул. Циу Марпо (Tsi‘u dmar po) называют "дралхэ гьялпо", "царь драла"; Дордже Легпа (rDo rje legs pa) - "дралха ченпо", "великий драла". В одной из классификаций божеств, упомянутых ранее, последнего даже называют "предводителем всех дралха". Кшетрапала, один из "министров" Махакалы, Гонпо Чьяг Другпа (mGon po phyag drug pa), именуется "налджор-гьи дралха" (rnal ‘byor gyi dgra lha), "дралха йогинов". Легендарного царя Гесара иногда называют "царь Гесар, дралха Шанг-Шунга" (Ge sar rgyal po zhang zhung gi dgra lha). А Цэнчен Джагпа Мелен (bTsan chen jag pa me len), как уже упоминалось, является дралха Бутана.

Но все-таки термин "дралха", в устной речи звучащий скорее как "дала" или "дабла", отчего его порой неправильно записывают как "dgra bla", относится, скорее, к совершенно определенному индивидуальному защитному божеству. Дралха, который имеется у каждого человека, восседает на правом плече, в то время как "полха" (pho lha, божество предков по мужской линии - прим.) - один из наиважнейших индивидуальных защитников после дралха, - находится под правой подмышкой.

Печальные события, случающиеся после того, как дралха и полха покидают человека, описаны в легенде о смерти тибетского царя Дригума Цэнпо (Gri gum btsan po), убитого в схватке со своим министром Лонг-нгамом (Long ngam), когда последнему удалось прогнать этих двух божеств, охранявших тело царя. Подробный анализ этой интереснейшей легенды был сделан Хоффманом в замечательном труде по истории религии бон (Quellen, p.298)".

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека