Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Из истории Дрепунг Гоман-Дацана

Дрепунг - один из великих монастырей Тибета - был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449), ближайшим учеником Чже Цон-капы. Лама Цонкапа сам указал своим ученикам пос­троить монастыри: Дрепунг, Сэра, Таши-Лхунпо, а в 1409г. Им самим был воздвигнут монастырь Гандэн. Своему ученику Чжамьяну Чойчже Лама Цонкапа передал раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри, и предрек великую славу будущему Дацану, которая затмит даже знаменитый Гандэн.

На средства, собранные верующими и милостынедателями Непон Ринчен Санпо, Чжамьян Чойчже построил монастырь, в котором поначалу было семь факультетов: Гоман, Лосе-линг, Дэянг, Шагкор, Джилба, Дулва и Нгагпа; затем на рубеже XVIII-XIX вв. установились только три факультета: Гоман, Лоселинг и Дэянг, а также один Тан-траийский факультет - Нгагпа-Дацан. На протяжении веков Дрепунг был самым многолюдным монастырём, в котором число монахов достигало до семи-восьми тысяч человек. Так, перед китайской оккупацией Тибета в 1959 г. в Дрепунг-Дацане обучалось семь тысяч семьсот монахов. Сейчас в монастыре Дрепунг в Тибете после почти сорока лет притеснений со стороны китайских властей, признающих только коммунистическое мировоззрение, осталось всего около пятисот монахов, и то, там периодически проводятся так называемые экзамены, на которых военные под угрозой пыток и тюремного заключения принуждают монахов и монахинь отречься от Его Святейшества Далай-Ламы, олицетворяющего свободный и независимый Тибет.

В истории Дрепунг-Дацана известны многие великие духовные мастера, достигшие высших реализаций: племянник Ламы Цонкапы Джепон Лобсанг Нима, Ронгтон Лобсанг Дагпа, Чже Монлам Пелба, Чжамьян Легпа Чойджор, Гунру Чойкьи Джунгне, Кунчен Чжамьян Жепа. Они являлись глубочайшим знатоками Дхар-мы и внесли огромный вклад в процветание Учения Будды в Тибете.

Факультет Гоман взял своё начало под руководством Ламы Трунг Драгпа Ринчена, он был первым пре­подавателем и первым настоятелем Дацана. После него на троне Гоман-Дацана сменилось семьдесят семь настоятелей-Держателей Учения, среди них было пятеро монголов и два бурята-Геше Келсан Лыгдэн и Кенсур Агван Нима. В настоящее время Хамбо-ламой Дрепунга является досточтимый Тенпа Тензин.

В Гоман-Дацане раньше были приняты толковательные учебники-йигча Ламы Гунру Чойкьи Джунгне, позже использовались йигча Ламы Нгаванга Цзондуя-I Чжамьяна Шадбы. Первые толковательные учебники считаются священными: обучаясь по ним, великое множество Лам стали махасиддхами. Другой Гоман-йигча составлен замечательным учёным Нгавангом Цзондуем. Он родился в год Земли-Мыши (1642 г.) и умер в 1772 г. Его детство и юность прошли в местности Генчжа провинции Амдо. В 13 лет от своего учителя Ешей Джамцо он принял обеты гецула. В возрасте 21 года отправился в Лхасу. Существует легенда, почему Нгаванга Цзондуя прозвали Чжамьяном Шадбой: говорится, что когда Нгаванг Цзондуй.явил-ся в Лхасу, то одно изображение Манджушри, находившееся на стене храма, улыбнулось при виде него. Чжамьян Шадба означает "смеющийся Манджушри". Этот титул закрепился за перерожденцами Нгаванга Цзондуя, и философская школа факультета Гоман, выделяющаяся необычайной глубиной и ясностью, известна как философская школа Чжамьяна Шадбы.

Учителями Нгаванга Цзондуя, под руководством которых он изучал буддийскую философию, были Мингрол Чойкьи Джелбо и Тодкор Дондуп Джамцо, по происхождению монголы. В 26 лет он приобрёл известность среди учёных Лам, блестяще выдержав экзамены в Дацане Цампу. На следующий год он принял полные монашеские обеты от Е.С. Далай-Ламы у Нгаванга Лобсанга Джамцо. В 28 лет Нгаванг Цзон-дуй закончил факультет цаннид, прославившись как непревзойдённый мастер философских диспутов. Затем, по традиции, он поступил в Джуд-Дацан, где оставался до 33-летнего возраста. Он отправился в Джуд-Дацан Сэдже, находившийся в провинции Цанг, и получил передачи тайных учений от Джудчен Гончок Ямпела. Из его сочинений широко известны Думта Ченмо, "История практик по Ямантаке-Тантре". Всего им написано пятнадцать обширных трудов, одно из которых посвящено сокровенным учениям по Тантре и доступно лишь высокореализованным Ламам.

В 1700 г. В возрасте 53 лет Нгаванг Цзондуй воссел на трон Хамбо-ламы Гоман-Дацана. При нём монастырь достиг наивысшего расцвета. В 1709 г. По приглашению владетельного князя обширных земель в провинции Амдо Эрдэни Дженан-Вана он прибыл на родину и построил там Дацан Лавран. Благодаря его доброте в провинции Амдо процветала Дхарма, и появилось множество великих учёных
Лам и мастеров буддийской йоги. Его сердечные ученики Тичен Гендун Пунцог и Тичен Нгаванг Чогдэн были настоятелями Гоман-Дацана. Чжамьян Дэви Дорчже был великим махасиддхой и посвятил всю свою жизнь практике медитации. Танг Сагпа Нгодруп Джамцо был непревзойдённым мастером практики Ямантака-Тантры. Другим высокореализованным Ламой был Чогдон Йо Кхедуп. ОтДжудчен Гончок Ямпела получили передачи практик высшей йога-Тантры три ближайших ученика Нгаванга Цзондуя: Нянгджа Нгаванг Чогд Ярпел-полную передачу практик по Чакрасамвара-Тантре. Кунчен Джамьян Шадба по Гухьясамаджа-Тантре, Танг Сагпа Нгодруп Джамцо по Ямантака-Тантре.

Существует жизнеописание Чжамьяна Шадбы и его последующих реинкарнаций - это: Гончок Джигме Вангпо, Лобсанг Тхуптен Джигме Джамцо, Келсан Тхуп-тен Вангщиг, Лобсанг Тенби Джалцен - написанные Нгавангом Таши. Нынешним перерожденцем Чжамьяна Шадбы является досточтимый Лобсанг Джигме Тхуптен Чойчжи Нима.

В настоящее время Дрепунг-Дацан восстановлен в Южной Индии, в штате Карнатака. В нём находится две тысячи монахов, и число их увеличивается не только за счёт тибетцев, но и бурятских, калмыцких и тувинских студентов. В современном Дрепунге в Индии факультеты Гоман и Лоселинг находятся в одной местности, Нгагпа-Дацан построен в Дели. Воздвигнут общий Цогчен-дуган, где проводятся совместные службы Лоселинга и Гомана. Также во время летних затворничеств монашеские общины обоих факультетов получают общие наставления по Дхарме. В Цог-чен-дугане служат монахи из Гомана и Лоселинга. Экзамены на степень габчжу-Геше проводятся совместно, а также диспуты и праздники. Например, широко известен праздник Дрепунг Шотон, отмечающийся в седьмой месяц по лунному календарю (этот обычай был в прошлом, когда у скотоводов появлялась молочная пища, и, чтобы накопить добродетели, сельские жители угощали монахов кислым молоком-тара-ком, по этому случаю устраивались яркие зрелища -Цам). Дрепунг Шотон прежде в Тибете проходил в Норбулингке - летней резиденции Далай-ламы, а затем продолжался в Дрепунге. Сейчас Дрепунг Шотон объявлен национальным праздником тибетцев, и на нём присутствует Его Святейшество Далай-лама.

Жизнь в изгнании нелегка. Прежде чем попасть в Дрепунг - Дацан в Индии, тибетцы проходят долгий и опасный путь через коварные гималайские хребты, страдая от холода, довольствуясь скудной пищей, опасаясь от преследования вооруженных патрулей, боясь попасть в руки непальских пограничников, которые могут сдать их китайским властям за деньги, и тогда им грозит арест, тюремные одиночки, пытки. Когда они добираются до безопасной Дхармасалы, потом поступают в монастырь, их ждут новые испытания: жаркий климат, плохое питание, разлука с родными на многие-многие годы, напряженные учебные будни. Но зато они на свободе и могут постигать драгоценное Учение во всей полноте, Учение; следуя которому, можно обрести подлинное счастье.


Выдающиеся Ученые Ламы из Бурятии в истории Гоман-Дацана

Монастырь Дрепунг Гоман-Дацан имеет особое значение для бурят, монголов и калмыков. Среди тибетцев этот факультет раньше был даже известен как "монгольский", потому что на нем училось большинство монголов и бурят, пришедших в Тибет из далеких северных краев, и многие из них прославились своей ученостью и мастерством в проведении философских диспутов.

В своей статье "Цонкава и его сочинение Ламрим Чен-по" Г.Ц.Цыбиков отмечал: "На факультете Гоман обучаются почти все пришельцы из Монголии, из сибирских бурят и калмыков". Также в автобиографии Кенсура Агвана Нимы говорится, что "во всех монгольских монастырях правило обучения, и нравы были заимствованы только из Тибета и следовали традициям тех тибетских монастырей и Дацанов, из которых брали начало. Если из Дацана Гоман, то следовали правилам Гомана. Эта традиция широко распространилась в Монголии".

Имена бурятских Лам вошли в историю Дрепунг Гоман-Дацана и стали широко известны нам не так давно. Хочется выразить признательность тибетским учителям: досточтимому Ешей Лодо Ринпоче и уважаемому Шерабу Гьятсо ген ла, оказавшим неоценимую помощь в подготовке материала для статьи.

Одним из самых известных бурятских лам, память о котором бережно сохраняется у тибетцев и чье высокое имя восстановлено на родине, является цан-нид-хамбо Лобсанг Нгаванг-Агван Дорджиев. Ценой немалых усилий Агван Доржиев добрался до далёкого Тибета, поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. От До-рчже Чанга Палден Чойпела он принял обеты гелон-га. В изучении буддийской философии Агван Доржиев достиг замечательных результатов, и на традиционных экзаменах, проводившиеся в дни праздника Монлам, в присутствии тысяч монахов их трёх великих монастырей
Тибета - Дрепунга, Сэра и Гандэна -получил степень Геше-Лхарамба. Он выдвинулся в число семи лам, дававших наставления E.С. Далай-ламе XIII. Агван Доржиев стал влиятельным человеком в окружении духовного и светского лидера Страны Снегов и предпринял огромную работу по установлению дипломатических связей между Тибетом и Россией. В Бурятии и Монголии Агван Доржиев сыграл выдающуюся роль распространения чистой Дхар-мы. В С-Петербурге он воздвиг буддийский храм и первым содействовал русским ориенталистам в изучении буддизма.

Лхарамба Тенпа Пхэлкьи был родом из Санаги. Он прибыл в Тибет и поступил в Гоман, успешно учился и стал известен как один из самых глубоких знатоков буддийской философии в трёх великих монастырях: Сэра, Дренунге и Гандэне. Он участвовал в философском диспуте с Перчун Шамба Ринпоче-держателем тайных учений линии Ламы Цонкапы. Он выдержал экзамены на традиционном празднике Монлам и первым получил степень Геше-Лхарамбы.

Геше Нимбу-Ла также родом из Санаги, старший брат ламы Тенпа Пхэлкьи. Он учился в Дрепунге, успешно закончил все пять классов факультета буддийской философии. На экзаменах во время праздника Монлам участвовал в диспуте с Триджангом Ринпоче и первым получил степень Геше-Лхарамбы. В своей автобиографии Кенсур Агван Нима пишет: "Этот почтенный Геше Нимбу-Ла был первым из всех, кто получил звание Лхарамба на большом лхасском Монла-ме 1919 года вместе с нынешним наставником Его Святейшества Далай-ламы XIV Ёнзином Трижан До-рже Чангом". Вернувшись на родину, Геше Нимбу-Ла, вероятно, разделил печальную участь тысяч лам, репрессированных в годы сталинского террора. Сведения о Нимбу-Ла есть в уже упомянутой книге Кен-сура Агвана Нимы, а также в биографии Триджанга Ринпоче приводится текст похвальных стихов в честь Геше Нимбу-Ла.

Геше Шива-Лха окончил Дрепунг Гоман-Дацан и затем был приглашен правителем области Литан в провинции Кхам, где внёс значительный вклад в поддержание состояния Дхармы. Еше Лодой Ринпоче со­общил о нём следующее: "Шива-Лха был родом из села Судэнтэй, что в Aгe. В году 1941 или в 1942 он прибыл в Литан, чтобы преподавать Дхарму. Он был великаном с красным лицом и большими сильными руками. Сразу же по прибытии он обзавёлся сорока-пятьюдесятью учениками. Он давал наставления по Ламриму и философии. В то время в нашей местности наметился некоторый упадок в преподавании и понимании философии. С приездом Шива-Лха положение улучшилось. Шива-Лха покинул этот мир, кажется, в 1952 году".

Лама Келсан Лыгдэн был родом из Тунки, изучил "пять главных наук" в Гоман-Дацане, затем стал первым Геше-Лхарамба Монлама. В 1955 году воссел на трон хамбо-ламы и стал шестьдесят девятым настоятелем Гомана. В 1959 году во время китайской оккупации он оставался на своём посту. Вот что рассказывал о нём досточтимый Еше Лодой Ринпоче: "Ген Лыгдэн в 1959 году сразу же попал в тюрьму. Тогда тюрьмы были переполнены аристократами, высокими ламами, министрами, то есть всеми, кто раньше обладал богатством и властью. Ещё вчера они благоденствовали, пользуясь почетом и уважением, - и вдруг в одночасье потеряли всё, даже пищу не могли найти. Оказавшись в тюрьме, они подверглись изнурительным и жестоким допросам, заболевали, некоторые сходили с ума или умирали от сердечного приступа, многие находились на грани отчаяния. В этот момент Ген Лыгдэн оказал людям неоценимую помощь своим мужеством, умением сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах. В тюрьме Ген Лыгдэн давал наставления по Дхарме, рассказывал весёлые истории и всех заражал живостью и хорошим настроением. Прежде в течение долгих месяцев люди не разговаривали друг с другом, опасаясь доносов: ведь из желания поскорее вырваться на свободу некоторые могли пойти на предательство. Кругом царила атмосфера подозрительности и страха. С приходом Гена Лыгдэна между людьми постепенно сложились добрые, доверительные отношения и вскоре из камеры, где сидел этот лама, можно было услышать весёлый смех. Впоследствии те, кому удалось освободиться из тюрьмы и бежать в Индию, вспоминали, что вместе с Геном Лыгдэном даже в тюрьме было весело. Они шутили, что из-за Гена Лыгдэна тюрьма для них стала домом отдыха: там было весело, давали еду и заставляли совсем немного работать". Лама Келсан Лыгдэн погиб в застенках в 1960 году. Его перерожденец Тензин Чоглам родился в Непале, официально признан Е.С. Далай-ламы XIV. В настоящее время он находится в Гоман-Дацане в Индии.Геше Тхуптен Нима родился в местечке Шэнэ Буу-са, недалеко от Ацагата. На Монламе получил степень Геше-Лхарамба. Позже воссел на трон хамбо-ламы Дрепунг Дулва-Дацана. Он по истине был великим знатоком и блюстителем Винаи. Досточтимый Еше Лодой Ринпоче - ученик Геше Тхуптена Нимы, и здесь мы воспроизводим его воспоминания: "В Тибете моим учителем был ген Дулва Тхуптен Чойчжи Нима. Мы не знали точно, откуда он родом, знали лишь, что он монгольских кровей, и больше ни о чём не смели расспрашивать. Конечно, надо было узнать о нём подробнее. Но мы ходили к нему на занятия и только. У нас раньше был такой обычай: завидев учителя, мы накрывались зеном (монашеской накидкой) и убегали прочь. Поэтому я очень мало знаю о своём Учителе.

Наверное, он много писал, сидя взаперти у себя дома. Вообще надо сказать, что и Агван Нима, и Дулва Кенпо были людьми крутого нрава. Тхуптен Нима был, как все монголы, крепкого телосложения, у него были сильные руки с толстыми пальцами. Мы приходили на уроки гена, он усаживался перед нами и начинался диспут по диалектике. Он задавал несколько вопросов и, если не получал удовлетворительного ответа, тут же пускал в ход свои кулаки. Порой случалось так, что мы не могли правильно отвечать по несколько раз. Тогда он говорил, что у нас плохая карма, и отсылал нас домой, наказав в течение семи дней провести практики очищения и делать простирания. Так он поступал с нами, молодыми послушниками, и также он обходился и со знаменитыми Геше, и те терпели от него наказания. Когда он отправлял нас, учеников, выполнять очистительные практики, никто, конечно, не занимался простираниями. Все усиленно учили тексты, читали книги, бегали друг к
другу, спрашивая о непонятном. У учеников просто не было времени, чтобы очищаться от негативной кармы.

Когда началась китайская оккупация, мы с товарищами, переодевшись в тэрлики - светскую одежду -отправились на гору, поднимавшуюся прямо за монастырём Дрепунг. Мы решили бежать в Индию. Нас было человек двадцать, мы все были учениками Тхуп-тена Нимы. И вот, когда мы поднимались в гору, ген шел нам навстречу. Мы поспешили укрыться от него. Когда он прошел мимо нас, мы продолжили путь. Мы не спросили у него разрешения на побег в Индию, потому что он говорил нам, чтобы мы оставались дома и никуда не уходили. Когда в Лхасе раздались первые выстрелы из ружей и пушек, мы были напуганы и хотели немедленно бежать в Индию. Но ген не согласился с нами. Тогда у всех на устах были разговоры о политике. Одни говорили, что нельзя допустить китайского вторжения в страну и вхождения в состав этого государства. Другие были безразличны к происходящим событиям. Третьи, напротив, считали, что нет ничего плохого в том, что придут китайцы. Но наш Учитель никогда не высказывал своего мнения обо всем этом. По началу, 1959 года, ген жил относительно спокойно, так как он не интересовался политикой, и китайцы его не трогали. Но с началом культурной революции все изменилось. Он был священнослужителем, а культурная революция объявила войну против религии. В то время буддийские монахи и последователи традиции Бон испытывали много страданий. Хунвэйбины надевали на служителей культа маски божеств или демонов, вели их в многолюдные места и устраивали судилища, крича: "Вот, кто настоящие дьяволы! Отныне и навсегда отделаемся от них!" Такая же участь постигла и моего Учителя. Ему на шею привязывали сапоги и водили по улицам, подвергая издевательствам. Через все эти испытания Учитель не смог пройти и вскоре умер. Я не уверен, что он сидел в тюрьме. Но его каждый день вызывали на допрос, изматывающие и бессмысленные. Это-то, что я могу рассказать о своем Учителе". Таков рассказ Еше Лодой Ринпоче о Геше Тхуптене Ниме, о его последних трагических днях.

Кенсур Агван Нима обрёл большую известность как знаток классических буддийских писаний. Он был зем­ляком Тхуптена Нимы и Агвана Доржиева. Он родился в 1907 году в селе Дабатуй (ныне Заиграевский район). В семь лет он стал послушником и принял первые монашеские обеты. В пятнадцать лет по совету Агвана Доржиева отправился в Тибет и поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. Его учителями были Геше Хал-ха ЛобсангТаши и Геше Джампел Чойпел. В 22 года от Его Святейшества Далай-ламы XIII принял обеты гелонга. Всю свою жизнь Агван Нима посвятил изучению Дхармы. В 1960 году Кенсур Агван Нима стал преподавателем в институте Варанаси. В 1967 году он был приглашен в Голландию в качестве ассистента профессора Руига. Позже Агван Нима стал семьдесят вторым настоятелем Гоман-Дацана. Агвану Ниме был присвоен титул Кенсура за огромные заслуги в поддержании Дхармы. У него было много учеников, не только монахов, но и мирян в Индии и в Европе. Его ассистент Геше Донам сейчас является преподавателем в Агинском Дацане.

В настоящее время около тридцати пяти человек из Бурятии учатся в Индии Дрепунг-Дацане. 1996 году семеро бурятских послушников приняли от Е.С. Далай-ламы XIV обеты гелонга. С этими молодыми людьми мы связываем свои надежды на возрождение и поддержание чистой Дхармы в Бурятии.


Рекомендуем

Жизнь в Карма Лекшей Линг. Повседневная жизнь буддистского монахаЖизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха
Оригинальное название: Live at Lekshey Ling
Год выпуска: 2006
Страна: Непал
Жанр: документальный фильм
Продолжительность: 66 минут
Перевод: Русские субтитры
Режиссер: Ши Хьян Жонг
Формат:mp4
Размер:438 Мб

Описание: В этом фильме показывается обычная жизнь монахов-студентов монастыря-института высшего буддистского образования Карма Лекшей Линг традиции Карма Кагью (Катманду, Непал), и приводится интервью с Ламой Пунцоком, директором и основателем этого института.

Скачать c turbobit.net Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)
Скачать c depositfiles.com Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека