Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

КОМПЕНДИУМ МАХАЯНЫ (Махаяна сампариграха шастра)

Предисловие

Трактат выдающегося индобуддийского философа Асанги (4-5 вв. н.э.) "Компендиум Махаяны" (Махаянасампариграха шастра или Махаянасанграха шастра) принадлежит к классическим памятникам буддийской философской мысли.

Асанга вместе со своим братом, великим мыслителем Васубандху, часто называемым Вторым Буддой, является основателем религиозно- философской школы йогачара (школа практики йоги), или виджнянавада / виджняптиматра (школа "только сознания).

Основная идея этой школы заключается в том, что единственной реальностью является сознание (виджняна) и его состояния. Виджнянавадины разработали учение о "сознании-сокровищнице" (алая-виджняна) как источнике всех эмпирических форм сознания вместе с присущей им субъект-объектной дихотомией и о трех уровнях реальности (трисвабхава), разработали методы тончайшего анализа психических состояний и явились пионерами в области феноменологии сознания.

Одновременно ими разрабатывались и проблемы сугубо религиозного характера: учение о Трех Телах Будды, доктрина совершенств (парамита) как средств для обретения просветления и теория пути бодхисаттвы. Философское творчество Асанги и Васубандхи подготовило расцвет буддийской эпистемологии и логики в трудах поздних йогачаринов - Дигнаги, Дхармакирти и их последователей. Асанга был весьма плодовитым автором. Помимо "Компедиума Махаяны" ему принадлежит много иных произведений, в частности, самый объемистый из всех буддийских философских текстов - "Йогачарья бхуми шастра" ("Трактат о ступенях учительного делания йоги", обобщивший как религиозно- сотериологическое учение махаянского буддизма, так и философский идеи школы йогачара.

Связывается имя Асанги и с пятью трактатами, которые согласно традиции, ему продиктовал сам грядущий будда - бодхисаттва Майтрея (по мнению ряда буддологов, речь идет просто о монахе - учителе Асанги, носившим это имя и позднее отождествленный с бодхисаттвой). Эти тексты также раскрывают фундаментальные аспекты религиозной философии буддизма Махаяны. Трактат Асанги "Компендиум Махаяны" является одним из синтезов философии школы только-сознания. В его десяти главах рассматриваются практически все аспекты учения виджнянавады. В настоящей публикации приводятся первые две главы трактата, посвященные в основном обоснованию доктрины базового сознания - алая-виджняны (дословно: "сознание-сокровищница").

Санскритский оригинал труда Асанги был, как и большинство других санскритских буддийских текстов, утрачен в период упадка буддизма в Индии и мусульманских завоеваний на индийском субконтиненте. Он сохранился лишь в китайских и тибетских переводах. Настоящий перевод, являющийся первой попыткой представить произведение Асанги на русском языке, выполнен с китайской версии буддийского проповедника и мыслителя Парамартхи (Чжэнь-ди, 6 в. н.э.) по изданию: Тайсё синсю дайдзокё ("Трипитака годов Тайсё"). Т.31, № 1593. Токио, 1968. С.112 - 132. Вниманию читателя предлагаются первые две главы "Компендиума Махаяны", посвященные в основном обоснованию доктрины базового сознания ( алая-виджняна) и сопутствующим темам.
Е.А. Торчинов

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека