Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Введение в понимание смыслов в тантрах

Намо Гуру Шри Гухьясамаджа мандала дэва ганашранам гаччами

Да буду я оберегаем владыкой, наделённым семью аспектами,
Волшебным наставником пронизывающим всё пространство океанами облаков,
Возвышенным и нераздельным единством тела и ума,
Призраком чистых и совершенных миров, рождённых из незагрязнённого великого блаженства.

Тем, кто постигает все явления, не покидая состояния равновесия,
И даже один единственный волосок с его тела рассеивает армии зла.
Став свидетелем великого чуда этого пути,
Нет ничего достойнее стремления овладеть этим методом достижения.

Полностью пробуждённый Будда - несравненный наставник, царь Шакьев - сначала зародил ум пробуждения, в процессе осуществления пути три неисчислимых эпохи собирал накопления (заслуг и мудрости) и, наконец, достиг совершенного пробуждения. Затем он преподал 84000 изложений. Поскольку это верно, существует согласие между системами сутры и тантры. Однако по традиции сутры считается, что (Будда) стал полностью пробуждённым в форме самбхогакаи в Акаништхе (совершенной сфере будды), когда он жил свою последнюю жизнь в качестве бодхисаттвы десятой ступени. Пребывая в самбхогакае, наделённой пятью отличительными признаками, из этого состояния Будда одновременно являет множество эманаций в миллиардах мирозданий. Такова принятая точка зрения.

В системе тантры, напротив, считается, что полное пробуждение может достигаться как в божественном, так и в человеческом мирах, т.е. буддой может стать небесное существо дэва или человек. Согласно этому воззрению (считается, что когда наш Будда Шакьямуни) жил свою последнюю жизнь в качестве бодхисаттвы, непосредственно перед достижением полного пробуждения в Акаништхе, он вступил на путь тантры через промежуточное состояние. Тогда все будды десяти сторон света призвали богиню Тхигле Чогма (Тилоттама - санскр.), и бодхисаттве было даровано третье посвящение в реальность. Таким образом, он вступил на путь Гухьясамаджи, достиг чистого ясного света и явил иллюзорное тело. Затем он снова погрузился в ясный свет и возник в иллюзорном теле, актуализировав тем самым единение этапа обучения. Вслед за этим на рассвете ему было даровано четвёртое посвящение (слова), которое привело его к окончательной реализации единения этапа без дальнейшего обучения - состояния, наделённого семью аспектами единения.

Среди множества эманаций, которые Будда явил в мирах, равных пределам пространства, в нашем мире, т.е. на Земле он продемонстрировал такие деяния как вхождение в чрево его матери, рождение, преуспевание в атлетических искусствах, физическую аскезу и так далее, как это излагается в учениях сутры. Хотя (в тантрах) явным образом не сказано о его деяниях восседания под деревом бодхи и одерживания победы над Марами, в некоторых тантрах всё же упоминается его победа над Марами через принятие формы гневного божества, победителя всех трёх миров, и, таким образом, красный и чёрный Ямантака могут рассматриваться как тантрическая версия изложения этого деяния.

Следующие деяния - реализация действительного ясного света в полночь в результате дарования третьего посвящения в его обнажённости, явление окончательного пробуждения на рассвете пятнадцатого дня вслед за дарованием четвёртого посвящения и поворот трёх колёс Дхармы и четырёх классов тантры - выстраивают тот процесс, в котором Будда в его форме Шакьямуни изложил тантры на этой Земле. Вообще говоря, считается, что для учений тантры не существует периода упадка из-за различных колебаний, поскольку они излагаются на протяжении всего времени. Например, в «Сутре десяти ступеней» сказано:

Будды никогда не уходят из (мира) страданий,
(Солнце) Дхармы никогда не заходит.

Также в «Священных именах Манджушри» сказано:

Будды прошлого учили этому,
Будды будущего будут учить этому,
И этому снова и снова учат
Полностью пробуждённые настоящего времени.


Поэтому, хотя и трудно категорично утверждать, что, согласно учениям тантры, не бывает «тёмных эпох», это следует принять условно, в соотнесении с общими представлениями. Однако слишком буквальное принятие этих условных отличий может привести ко всякого рода противоречиям и несоответствиям. Излагая кратко, все изложенные Буддой учения можно классифицировать на два вида: сутру и тантру. Для склонных к начальному уровню пути была изложена практика непривязанности, для склонных к обширному пути - практика ступеней и совершенств, а для склонных к глубокому - практика страсти. К первому из этого относятся колесницы слушателей и самопробуждающихся будд, ко второму - учения сутры великой колесницы, к третьему - колесница тантры. Из них достижение состояния будды за одну жизнь обсуждается исключительно в тантре.

Тантры делятся на четыре класса, соответственно уровням практиков. Все квалифицированные практики тантры способны использовать на пути страсть, однако уровни их способностей различны. Так, изложения пути с акцентом на внешние действия, такие как умывание, умащение тела и так далее, относятся к тантре действия. Они преподаны для тех, чьи способности к использованию страсти на пути ограничены только страстью, порождаемой при обмене взглядами с визуализируемой богиней, и не более. Аналогично, изложения, где акцент делается равным образом на внешнем ритуале и внутренней йоге, относятся к тантре ритуала и преподаны для тех, чьи способности к использованию страсти на пути ограничены страстью, порождаемой при обмене взглядами и игрой с визуализируемой богиней. Далее, изложения, где из внутренней йоги и внешнего ритуала акцент делается на внутренней йоге, относятся к йога-тантре и преподаны для тех, чьи способности к использованию страсти на пути ограничены страстью, порождаемой обменом взглядами, улыбками и держанием за руки с визуализируемой богиней, но не страстью, порождаемой при действительном сексуальном соитии с юм. Наконец, изложения, где акцент делается исключительно на внутренней йоге вне зависимости от внешних ритуалов, относятся к непревзойдённой йога-тантре и преподаны для тех, кто способен использовать на пути не только страсть, порождаемую обменом взглядами, улыбками и держанием за руки с богиней, но также страсть, порождаемую из блаженства соединения двух половых органов. Поскольку нет ничего сверх этого, этот (класс) называется «непревзойдённой йога-тантрой».

В тантре «Ваджрапанджара» сказано: «Для низших тантра действия...» Также в «Тантре соединения»: «Улыбка, взгляд, держание за руки...» Смысл этих строк а также пассажа: «Как насекомые, тантры - четырёх видов», состоит в том, что подобно насекомым, которые заводятся в древесине и съедают всё дерево, мудрость вместерождённого великого блаженства зарождается из страсти и затем съедает страсть и сопутствующие ей эмоции. Многие люди не понимают этого замысла и думают, что в элементы пути преобразуются сами загрязнения, однако это не так. Такие загрязнения, как страсть, используются на пути в качестве источника той силы, которая превращает их в благоприятные условия.

Как сказано в сутре: «Как навоз города Шакья становится удобрением...» В то время как превращение страсти и подобных эмоций в средства на пути общей махаяны осуществимо лишь на высоких уровнях реализации, на пути тантры это выполнимо даже на этапе начинающего. Это происходит следующим образом. Сначала, даже когда страсть и подобные эмоции возникают, практик обеспечивает их непопадание под контроль обычных негативных импульсов. Затем с возрастанием опыта пустоты отрицательные эмоции стихают, а сила пути возрастает, обретая значительную способность противодействия противостоящим ей силам.

Ранние тибетские наставники разделяли класс непревзойдённой йога-тантры на три вида: отцовские тантры, материнские тантры и недвойственные тантры. Сакьяпы приводили «Тантру Хеваджры» как пример недвойственных тантр, а джонанкпы в качестве таковой называли «Тантру Калачакры», провозглашая, таким образом, недвойственной и почитая за высшую ту тантру, которая была для них наиболее предпочтительна. Однако такие точки зрения полны противоречий. В противовес им великий наставник Цонкапа, утверждает, что «отцовские» в выражении «отцовские тантры» и «метод» в выражении «тантры метода» означают иллюзорное тело; а слова «материнские» и «мудрость» в выражениях «материнские тантры» и «тантры мудрости» означают ясный свет. Таким образом, те тантры, где акцентируется достижение первого, являются отцовскими тантрами, а где акцентируется достижение второго - материнскими тантрами. Далее, когда речь идёт о «тантрах недвойственных метода и мудрости», «метод» означает возвышенное знание, которое является объединением великого блаженства и мудрости постигающей пустоту. Таким образом, имеет место большое отличие данного (объяснения) и раннего понимания недвойственности. Цонкапа утверждает, что поскольку темой текстов класса непревзойдённой йога-тантры с необходимостью является мудрость нераздельных блаженства и пустоты, все тантры данного класса (по определению) являются недвойственными.

Ранние тибетские наставники считали отцовскими те тантры, которые начинаются со слов: «так я слышал однажды», и материнскими те, которые начинаются словами: «когда обсуждалась высшая тайна». Аналогично, некоторые считали отцовскими те тантры, где нисхождение мудрости начинает выполняться через (визуализирование) мужских божеств, и материнскими - где выполняется женскими божествами. Великий наставник Цонкапа в своём «Великом изложении тантры» и других работах опроверг множество таких точек зрения. Изучив этот предмет, вы разовьёте великую уверенность в нашей позиции.

Есть три вида тантр метода. Например, Гухьясамаджа - это тантра (преобразования) страсти-метода, потому что, когда приводится перечисление, говорят «Гухьясамаджа в одну тысячу». Затем, есть тантры, где гневные действия должны присутствовать в качестве мотивирующей причины для сострадания, тогда как в качестве непосредственной движущей силы используются резкие эмоции. Те тантры, где излагается способ такого преобразования, называются тантрами (преобразования) гнева-метода - это такие тантры, как красного и чёрного Ямантаки. Великий наставник Цонкапа утверждает, что в некоторых случаях страсть и гнев могут использоваться на пути. По этому поводу Кьяпгён Дорджечанг сказал, что утверждение что «Тантру Арали» следует считать тантрой (преобразования) неведения-метода, надо относить к пути состояний сознания сна и сновидений.

Вообще говоря, изложено четыре вида Гухьясамаджи. Это Гухьясамаджа буквального смысла, общего смысла, скрытого смысла и окончательного смысла. Поскольку в них заключены все тантрические пути, они называются корнем всех тантр. Также, поскольку к этой тантре сводятся слова и смысл всех сутр, она называется «драгоценным украшением всех сутр». Говорят, что Сегью Дорджечанг однажды сказал Кюнкхьен Джамьянг Шепа, что если некто понимает «Тантру Гухьясамаджи», то он понимает все сутры и тантры. Сверх того, сохранение сущности учений Будды зависит от продолжения изучения и практики «Тантры Гухьясамаджи». Например, в «Священных словах Манджушри» сказано: «В те времена, когда можно услышать этот сущностный смысл, сказано, что в те времена присутствует и драгоценное учение Будды.
Поэтому в данной ситуации, повстречавшись не только с тайной мантрой, но и с учением «Тантры Гухьясамаджи», крайне важно прилагать все усилия в практике. Сегодня мы обладаем удачей повстречаться с учением сутры и тантры, преподанным вторым Буддой (Цонкапой). Но по словам наставников, не получив учений Чакрасамвары и Гухьясамаджи, мы не можем считать, что мы встретились с полным учением великого Цонкапы. Даже усердствуя в изучении пяти трактатов, это тантры, в которые, в конечном счете, необходимо вступить. Словами Цонкапы, чему бы вы ни учили... в системе сутры все учения, включая изложение четырёх истин, должны, в конечном счете, сойтись к учениям о пустоте. Смысл этого не исчерпывается тем, что все эти учения должны выступать средствами для понимания и познания пустоты. Они также должны быть поняты с точки зрения осуществления пути пустоты. Поэтому безошибочное понимание сферы предела реальности - т.е. пустоты - крайне важно осуществить на основе слияния естественного ума с пустотой в нераздельный единый вкус. Таким образом, утверждение, что все сутры сводятся к пустоте должно означать, что они сходятся в достижении окончательного устремления (тантры).

Подробный текст «Тантры Гухьясамаджи» не переводился на тибетский язык. Смысл этой тантры следует объяснять через интерпретации шести границ и четырёх способов. Например, условный смысл Ваджрадхары (Дорджечанга) объясняется следующим образом: это божество, держащее в руках символическую ваджру. Однако окончательный смысл состоит в том, что он пребывает в ваджре возвышенного знания - нераздельном единстве блаженства и пустоты. Таким образом, первый уровень смысла требует дальнейшей интерпретации для достижения окончательного смысла. Аналогично, высказывание: «На обширной дикой равнине укрась (место) цветами и плодами...» может означать, что место для медитации в дикой местности следует украсить цветами, плодами и т.д., а может означать, что тело практика, изолированное от всех ветров-пран в силу растворения всех ветров в центральном канале - украшается малыми и большими благородными знаками иллюзорного тела. Первый из этих смыслов соответствует этапу порождения и, таким образом, является условным; тогда как второй соответствует этапу завершения и поэтому является окончательным. Существует также буквальный смысл, который ограничивается только рамками языковых правил. Кроме того, имеет место небуквальное прочтение, когда особый смысл подразумевается даже при отсутствии каких-либо языковых правил, которые бы на него указывали. Например, сугаты (будды) заложили смысл десяти слогов, таких как КО, ТРА и КХЬЯ. В непревзойдённой йога-тантре считается, что они означают десять ветров, тогда как в йога-тантре они означают десять различных имён Ваджрапани. Также, существует подразумеваемое прочтение, когда относительно того, что высказывается явно, подразумевается нечто иное. Это называется эллиптическим высказыванием. Например, в сутрах имеется высказывание, что следует убить отца и мать, или установить что-то как сущность, хотя ничего нет, и т.д. В таких случаях смысл тантр объясняется как смысл подразумеваемых высказываний. Наконец, имеет место не-подразумеваемое прочтение, когда изложенное явно следует принять именно в явном виде без иного подразумеваемого смысла. Таким образом, имеется шесть границ.

Аку Шераб, наставления по стадии зарождения в тантре Гухьясамаджа           

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека