Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Еще один эффективный метод для прояснения естественного состояния

Лама Олег ПоздняковЕще один эффективный метод для прояснения естественного состояния - это постоянное чередование концептуальной и неконцептуальной медитации. Естественное состояние характеризуется тем, что в нем не должно быть никаких усилий. Когда у нас появляются концепции, то есть мысли, мысленные движения, они всегда связаны с каким-то напряжением. Согласны?

В неконцептуальном состоянии, в состоянии природы ума, никаких напряжений быть не может. И когда у человека это состояние наработано, даже когда мысли появляются, они сами освобождаются без прикладывания каких-то усилий. Это примерно то, что подразумевается под самоосвобождением. Человеку с небольшим опытом достаточно сложно понять это состояние. Потому что оно не является чем-то очень особенным, отличающимся от каких-то других мысленных состояний - так, как тепло, например, отличается от холода. Между ними нет такой четкой границы.

Более того, у нас может периодическим возникать какое-то притупленное состояние без мыслей, которое мы еще можем и путать с этим состоянием. Но его достаточно легко различить по отсутствию напряжения, или по отсутствию усилий, поэтому, если мы чередуем медитацию с применением усилий и медитацию без усилий, то нам достаточно легко после нескольких таких чередований прийти к пониманию того, что такое «без усилий». Нам же легко понять состояние, когда мы прикладываем физические усилия и когда не прикладываем: нести мешок с цементов или не нести мешок с цементом. Даже если это не мешок, а авоська, все равно нести авоськи или сидеть на лавочке - тоже большая разница.

Если мы уделяем внимание работе со своим умом, то если мы очень внимательны и последовательны, мы в конце концов заметим, когда наш ум напрягается, а когда не напрягается. Возможно, когда мы приступаем к медитации первый, второй, третий или десятый раз, мы не поймем даже, что имелось в виду под выражением «смотрите в свой ум». Куда смотреть? Какой ум? Мозг что ли?

Часто человеку с нескольких первых заходов не понятно, что такое ментальный взор, или мысленный взор. Все это приходит не с первого, второго, третьего, пятого раза, а после, наверно, нескольких месяцев медитации. После того как человеку сказали: «Смотрите в смой ум», - он, скорее всего, не поймет, куда смотреть и на что смотреть, но если он попытается смотреть три, четыре, пять, шесть месяцев, то в конце концов он придет к выводу. Потом он начнет замечать свои мысли: каким образом они замечаются, и это, кстати, еще один из методов обнаружения естественного состояния - наблюдение за мыслями и за их отсутствием.

Это один из методов дзогчена - наблюдение за мыслями и их отсутствием, но все-таки чередование медитации с усилием и медитации без усилий - это гораздо, по моему мнению, более эффективный способ прояснить естественное состояние.

Лама Олег Поздняков

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека